г. Москва |
|
23 мая 2016 г. |
Дело N А40-238371/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2016 по делу N А40-238371/15, принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (ИНН 7722276522; ОГРН 1027722019555; 109316, Москва, Волгоградский проспект, д.25 )
к ИП Князевой Елене Владимировне (ИНН 772120156550; ОГРНИП 304770001339127; 109444, Москва, ул. Ферганская, д. 13, к. 1, кв. 51)
о взыскании штрафа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение-Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г.Москве и Московской области (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к индивидуальному предпринимателю Князевой Елене Владимировне (далее по тексту - ИП Князева Е.В., заинтересованное лицо, предприниматель, ответчик) о взыскании на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" 608,00 (шестьсот восемь) рублей финансовых санкций.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, взыскать с ответчика финансовую санкцию за представление за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 608,00 (шестьсот восемь) рублей и принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 16.03.2012 ИП Князева Е.В. по средствам почтовой связи представила в ГУ - Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 года, что подтверждается описью вложения в ценное письмо с оттиском штампа почтового отделения от 16.03.2012.
На основании данного факта управление составило акт N 83 от 18.02.2015 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По итогам рассмотрения акта N 83 от 18.02.2015 управлением было принято решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете N 218 от 25.03.2015, в соответствии с которым ИП Князева Е.В. привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ, за нарушение сроков представления сведений индивидуального (персонифицированного) учете за 4 квартал 2011 года в виде штрафа в размере 5 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 608,00 руб.
Требованием об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 236 от 28.04.2015 ИП Князевой Е.В. было предложено в добровольном порядке в установленный срок уплатить штрафные санкции в вышеуказанной сумме.
Поскольку в добровольном порядке указанное выше требование исполнено не было управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страхователями согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения, международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь обязан представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно части 2 статьи 11 цитируемого Закона страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) перечисленные в данной норме сведения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Таким образом, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 года, в установленной форме, подлежали представлению не позднее 15.02.2012.
Как следует из материалов дела, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 года представлены ИП Князевой Е.В. в управление по средствам почтовой связи 16.03.2012 года, то есть с нарушением установленных сроков.
Между тем, указанные сведения приняты пенсионным фондом как представленные в срок и отвечающие требованиям достоверности, поскольку каких-либо сообщений об имевшихся в представленном отчете ошибках или недостоверных сведениях в адрес ИП Князевой Е.В. от управления не поступало.
Доказательства обратного ответчиком не представлено.
Следовательно, ИП Князева Е.В., представив 16.03.2012 в пенсионный фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 года, считала себя добросовестно исполнившим обязанность по представлению указанных сведений.
Решение N 218 от 25.03.2015 о привлечении страхователя к ответственности не соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с приведенной выше нормой законодательства камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Следовательно, камеральная проверка должна была начаться и завершиться в период с 17.03.2012 по 17.06.2012, в течении 10 дней с момента окончания которой должен быть вынесен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В нарушение вышеуказанных норм акт N 83 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен 18.02.2015, то есть позже установленного срока.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
В статье 39 (части 1, 2, 3, 9, 10, 12, 13, 14) Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно перечисленным нормам, решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 218 от 25.03.2015 вынесено с нарушением срока, тогда как должно быть вынесено еще в 2012 году.
Таким образом, основанием для взыскания штрафа является решение по результатам камеральной проверки, которое должно было быть принято в 2012 году (нарушение сроков рассмотрения материалов проверки, как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2009 N 10349/09, приводит к нарушению пресекательного срока для составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, что является не допустимым).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, окончено, когда истек предусмотренный законодательством срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
ИП Князева Е.В. должна была представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 года до 15.02.2012.
Следовательно, трехлетний срок давности для привлечения к ответственности за нарушение пенсионного законодательства Российской Федерации необходимо исчислять с 16.02.2012 по 16.02.2015.
Несмотря на то, что ИП Князева Е.В. совершила деяние, за которое предусмотрена ответственность законом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что пенсионный фонд пропустил срок для привлечения к ответственности за нарушение пенсионного законодательства, так как решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете N 218 принято заявителем 25.03.2015, то есть за пределами срока давности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.02.2016 по делу N А40-238371/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-238371/2015
Истец: ГУ пфр 3 по г. москве, ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области
Ответчик: Ип Князева Е в, ИП Князева Е. В.