Требование: о признании незаконными действий в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А57-4468/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горячко Р.В.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Спектор Е.В., действующей на основании доверенности от 26.10.2015 N 111, представителей Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области Бобровой Е.В., действующей на основании доверенности от 14.01.2014 N 7, Молчанской Ю.А., действующей на основании доверенности от 15.06.2016 N 14, Русаковой О.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2015 N 11, представителя Правительства Саратовской области Дюновой Ю.А., действующей на основании доверенности от 06.10.2015 N 1-07-08-2664, представителя Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области Солоповой В.Г., действующей на основании доверенности от 14.06.2016 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 октября 2016 года по делу N А57-4468/2016 (судья Степура С.М.)
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Приволжской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (410031, г. Саратов, ул. Московская, д. 8),
заинтересованные лица: комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Саратовской области (г. Саратов, ул. Московская, д. 72), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (410028, г. Саратов, пл. Соборная, д.7, ОГРН 1046405036886, ИНН 6450604733), Правительство Саратовской области (г. Саратов, ул. Московская, д. 72), Управление делами Правительства Саратовской области (г. Саратов, ул. Московская, д. 72), Министерство финансов Саратовской области (г. Саратов, ул. Московская, д. 72),
заинтересованные лица с правами и обязанностями третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области (г. Саратов, ул. Московская, д. 72), комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (г. Саратов, пл. Соборная, д.7)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Саратовской области (далее - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ) по включению Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, обязании комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ исключить Приволжскую железную дорогу - филиал ОАО "РЖД" из данного реестра.
Решением суда первой инстанции от 03 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "РЖД" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Правительство Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее - ГУ МЧС России по Саратовской области), Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ, Управление делами Правительства Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Приволжская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" включена в сводный Реестр потенциально опасных производственных объектов на 2015 год, утвержденный 29.12.2014, согласно которому Приволжская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" является пожаровзрывоопасным объектом 2 класса опасности.
Приволжская железная дорога - филиал ОАО "РЖД", полагая, что не относится к потенциально опасному объекту, действия комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ по включению в сводный Реестр потенциально опасных производственных объектов на 2015 год являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основывался на том, что ведение сводного Реестра потенциально опасных объектов, в том числе регистрация объектов в реестре, их учет и исключение из реестра, не отнесено к полномочиям комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 21.10.2001 N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105 утверждены Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, предусматривающие осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее - потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).
Согласно пункту 11 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения по результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов.
В силу пункта 12 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Губернатора Саратовской области от 24.03.2000 N 96 "О сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области" предусмотрено, что функции по регистрации потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, осуществляет орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 10 Положения о сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, утвержденного постановлением Губернатора Саратовской области от 24.03.2000 N 96, установлено, что ведение Реестра, включая разработку и утверждение форм информационных карт Реестра, порядка и сроков их заполнения, организуется и осуществляется органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций области.
Решение о включении объекта в Реестр принимается экспертной комиссией на основании информационных карт Реестра, заполняемых в установленном порядке (пункт 11 Положения о сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области).
Постановлением Правительства Саратовской области от 22.07.2010 N 321-П создана комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, утверждены положение о данной комиссии и ее должностной состав.
Пунктом 3 постановления Правительства Саратовской области от 22.07.2010 N 321-П ГУ МЧС России по Саратовской области рекомендовано осуществлять регистрацию и учет потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области.
Согласно пункту 1 Положения о комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 22.07.2010 N 321-П, определено, что комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, является совещательным органом, образованным для формирования качественной и количественной информации о возможном месте техногенных чрезвычайных ситуаций, характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий, оценки возможных социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, информационной поддержки решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и уменьшение размеров материального ущерба от них.
В соответствии с пунктом 2 Положения о комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, основными задачами Комиссии является, в том числе, отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности.
Согласно пункту 3 Положения о комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами устанавливает класс опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории области, к которым в том числе относятся организации (предприятия) железнодорожного и трубопроводного транспорта, представляет сведения о классификации потенциально опасных объектов, расположенных на территории области, в ГУ МЧС России по Саратовской области, иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти с учетом их компетенции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отнесение тех или иных объектов к потенциально опасным объектам находится в компетенции специально созданного органа - комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, а ведение Реестра потенциально опасных объектов осуществляется на территории Саратовской области ГУ МЧС России по Саратовской области.
Из материалов дела следует, что 15.11.2011 состоялось заседание комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, в ходе которого установлено, что ОАО "РЖД" не представлен перечень объектов для включения в сводный реестр потенциально опасных объектов, в связи с чем принято решение включить в Реестр Управление Приволжской железной дороги (по Саратовскому региону) - филиал ОАО "РЖД".
Во исполнение решения Комиссии ГУ МЧС России по Саратовской области включило Саратовский регион Приволжской железной дороги - филиал ОАО "РЖД", в сводный Реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, при этом вид опасности указан как пожаровзрывоопасный, класс опасности - 2.
Сводный реестр опасных производственных объектов на 2015 год утвержден заместителем председателя Правительства Саратовской области, являющимся также председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ 29.12.2014.
Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, у комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ отсутствуют полномочия по ведению сводного Реестра потенциально опасных объектов и объектов.
Пунктом 1 Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2004 N 31-П, установлено, что комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций в целях реализации единой политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
Из пунктов 3, 4 Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ следует, что ведение Реестра потенциально опасных объектов, в том числе регистрация объектов в реестре, их учет и исключение из данного реестра, к полномочиям данной комиссии не отнесено.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" у суда первой инстанции не имелось.
В апелляционной жалобе общество указывает, что фактически решение о включении в сводный Реестр потенциально опасных объектов принято комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод как не основанный на доказательствах. В акте проверки ГУ МЧС России по Саратовской области, на который ссылается заявитель, на данное обстоятельство указано ошибочно (т. 1, л.д. 50-55).
Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ решение о включении Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в сводный Реестра потенциально опасных объектов не принимала.
Данное решение фактически принято комиссией по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, сведения о Приволжской железной дороге - филиале ОАО "РЖД" как потенциально опасном объекте внесены в сводный Реестр ГУ МЧС России по Саратовской области.
При этом действия указанных лиц обществом не оспариваются.
Подписание реестра заместителем председателя Правительства Саратовской области, который одновременно является председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ, не свидетельствует о принятии соответствующего решения комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ.
По мнению общества, судом первой инстанции не дана оценка доводам о том, что ОАО "РЖД" не относится к потенциально опасным объектам.
Апелляционная коллегия признает данный довод несостоятельным, поскольку указанные обстоятельства не имеют значения для дела, так как комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ является ненадлежащим ответчиком.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 октября 2016 года по делу N А57-4468/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4468/2016
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"- Приволжская железная дорога
Ответчик: Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Саратовской области, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве СО
Третье лицо: Главное управление Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, Комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, ОАО "Российские железные дороги, Правительство Саратовской области, Управление делами Правительства Саратовской области, Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности, Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области