г. Вологда |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А66-15998/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Тверского регионального филиала на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 февраля 2016 года по делу N А66-15998/2015 (судья Белова А.Г.),
установил:
акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" (ИНН 7725114488; ОГРН 1027700342890; место нахождения: 119034, город Москва, переулок Гагаринский, дом 3; далее - АО "Россельхозбанк", банк) в лице Тверского регионального филиала обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калязинском районе Тверской области (ИНН 6910011870; ОГРН 1026901663360; 171573, Тверская область, город Калязин, улица Коминтерна, дом 54; далее - управление, фонд) о признании недействительным решения от 19.10.2015 N 3 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, о признании незаконными действий, выразившихся в направлении для исполнения в адрес заявителя решения о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 19.10.2015 N 3, о возложении на ответчика обязанности произвести возврат 2338 руб. 09 коп. штрафа, уплаченного заявителем в соответствии с платежным поручением от 02.11.2015 N 1.
Банк с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, неправильное истолкование норм действующего законодательства, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Полагает, что действия управления по предъявлению инкассовых поручений к специальному счету клиента - муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Калязинского района" (далее - МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Калязинского района", учреждение), открытому на основании Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), являются неправомерными, следовательно оспариваемое решение управления также является неправомерным.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласился, решение суда считает законным и обоснованным, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, их представители в судебное заседание не явились, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 15.01.2013 банком в соответствии с условиями договора специального банковского счета, открываемого поставщику, от 15.01.2013 N 12-441 (далее - договор банковского счета) открыт банковский счет N 40821810919120000009 МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Калязинского района".
В связи с неуплатой учреждением страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в срок, установленный статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), управление предъявило к вышеуказанному специальному счету учреждения в банке 11.08.2015 инкассовые поручения N 1 - на сумму 46 059 руб. 04 коп., N 2 - на сумму 12 175 руб. 01 коп.
Указанные инкассовые поручения возвращены банком фонду без исполнения письмом от 21.08.2015 N 019-20-34/342 со ссылкой на пункт 2.1 договора банковского счета и требования Закона N 103-ФЗ.
Управлением проведена проверка выполнения банком обязанностей, предусмотренных Законом N 212-ФЗ. По результатам проверки фондом принято решение от 19.10.2015 N 3, которым банк привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 51 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 2338 руб. 09 коп.
Штраф уплачен банком по платежному поручению от 02.11.2015 N 1.
Не согласившись с решением и действиями фонда, банк обратился в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона N 212-ФЗ неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Федеральным законом срок поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
В силу частей 1 и 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона N 212-ФЗ поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Пунктом 2 статьи 854 ГК РФ определено, что списание денежных средств со счета клиента может быть осуществлено банком без распоряжения клиента в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом, а также по решению суда.
Согласно части 3 статьи 24 Закона N 212-ФЗ поручение плательщика страховых взносов или поручение органа контроля за уплатой страховых взносов исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 названной статьи Закона N 212-ФЗ при невозможности исполнения поручения плательщика страховых взносов или поручения органа контроля за уплатой страховых взносов в срок, установленный настоящей статьей, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящей статьей срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения плательщика страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка и плательщику страховых взносов, о неисполнении (частичном исполнении) поручения органа контроля за уплатой страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов, который направил это поручение, и в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) счетами для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.
Из положений пункта 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ следует, что счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.
Счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика" введен Указанием Центрального банка Российской Федерации от 25.11.2009 N 2343-У; этот счет является одним из видов специальных банковских счетов, которые в соответствии с пунктом 2.8 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (действовавшей на дату его открытия) открываются юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.
Аналогичные положения о специальном банковском счете содержатся в пункте 2.8 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", которой признана утратившей силу Инструкция Банка России от 14.09.2006 N 28-И.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
В соответствии с положениями Закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (часть 18 статьи 4).
Согласно части 19 статьи 4 Закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на банковские счета.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно указал, что открытый в банке специальный банковский счет учреждения N 40821810919120000009 полностью соответствует понятию счета, данному в пункте 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ (открыт в банке, на основании договора банковского счета, на него зачисляются денежные средства, поступающие за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги, то есть денежные средства, принадлежащие поставщику (учреждению), с него списываются денежные средства на другие банковские счета), а следовательно, на него полностью распространяются положения статей 19 и 24 Закона N 212-ФЗ.
Судом правомерно учтена позиция Министерства финансов Российской Федерации, изложенная в письме от 07.05.2010 N 03-02-07/1-226, которым разъяснено, что специальный банковский счет N 40821 относится к счетам, о которых сказано в пункте 2 статьи 11 НК РФ, следовательно, приостановление операций по счетам платежного агента в банках распространяется и на его средства на специальном счете N 40821.
Кроме того, по информации Центрального банка Российской Федерации от 22.02.2012 "Ответы на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и Федерального закона N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (опубликовано в "Журнале руководителя и главного бухгалтера ЖКХ", N 8, август, 2012 (часть II)) поскольку специальные банковские счета платежного агента, поставщика, специальные банковские счета банковского платежного агента (субагента) являются одним из видов банковских счетов, то в случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств кредитная организация обязана принять данные документы и исполнить их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в отношении специального банковского счета банки исполняют обязанности, установленные законодательством о страховых взносах применительно к счетам в понимании пункта 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ, а также исходя из того, что нормами Закона N 103-ФЗ не установлено каких-либо ограничений в отношении возможности списания денежных средств, находящегося на специальном счете, являющемся одним из видов банковских счетов, фондом правомерно были выставлены инкассовые поручения к спорному счету учреждения.
Неисполнение указанных поручений банком влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 51 Закона N 212-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается наличие в действиях банка состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 51 Закона N 212-ФЗ. При этом вина банка в совершении указанного нарушения материалами дела подтверждена, штраф в размере 2338 руб. 09 коп. соразмерен последствиям совершенного нарушения и степени его общественной опасности с учетом неисполнения банком инкассовых поручений в отсутствие законных к тому оснований.
При указанных обстоятельствах, как обоснованно указано судом первой инстанции, оспариваемое решение фонда соответствует Законам N 212-ФЗ, 103-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов банка в сфере предпринимательской деятельности.
Поскольку оспариваемое решение фонда является правомерным, также правомерными являются и действия фонда, выразившиеся в направлении для исполнения этого решения, а уплаченная банком сумма штрафа не является излишне взысканной и возврату не подлежит.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных банком требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применил нормы материального права и принял законное решение, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы банка не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24 февраля 2016 года по делу N А66-15998/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Тверского регионального филиала - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15998/2015
Истец: АО "РОССИЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БАНК"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КАЛЯЗИНСКОМ РАЙОНЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3136/16