город Ростов-на-Дону |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А53-1973/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.03.2016 по делу N А53-1973/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к заинтересованному лицу - Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ,
принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи Пименова С.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 13.01.2016 N 949/07-03/15 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.03.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что обществом были предприняты все возможные меры по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ железнодорожная станция Лихая. План обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Лихая был разработан, утвержден и направлен для дальнейшего рассмотрения руководителю Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта. ОАО "РЖД" не располагает возможностью самостоятельно утвердить план обеспечения транспортной безопасности. Суд первой инстанции не принял во внимание, что начальник отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности не наделен полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Отзыва или иных ходатайств не поступало.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.09.2015 старшим государственным инспектором управления выдано инспекторское предписание N 000660, которым предписано ОАО "Российские железные дороги" в срок до 04.12.2015 устранить выявленные нарушения.
23.12.2015 управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении железнодорожной станции Лихая структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "Российские железные дороги", осуществляющего свою деятельность по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Советская, 18, на предмет выполнения ранее выданного инспекторского предписания от 04.09.2015 N 000660 об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истёк 04.12.2015.
В ходе проведенной проверки установлено, что ОАО "Российские железные дороги" осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, а именно: в нарушение статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ, пункта 5.8 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - Требования), а именно: не утверждён в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Лихая.
28.12.2015 уполномоченным должностным лицом управления в отношении ОАО "Российские железные дороги" по факту неисполнения требований инспекторского предписания от 04.09.2015 N 000660 об устранении выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении N 401960 по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 13.01.2016 начальник отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления вынес постановление N 949/07-03/15, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 статьи 19.5 КоАп РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьёй 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) субъект транспортной инфраструктуры обязан выполнять предписания уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Таким образом, субъектом транспортной инфраструктуры по смыслу положений Закона N 16-ФЗ могут признаваться лишь лица, осуществляющие транспортную деятельность и обладающие объектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Лихая.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
На основании п. 2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 (далее - Порядок разработки плана), план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 6 указанного Порядка разработки плана план представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий на электронном носителе. Решение об утверждении плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).
В соответствии с пунктом 5.7 Приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Обязанность субъекта транспортной инфраструктуры разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной предусмотрена также пунктом 5.8 Приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства".
Пунктом 5.8 Требований обязывает субъект транспортной инфраструктуры утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, предусмотрена частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных частью 10 статьи 19.5, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (например, предписания федерального антимонопольного органа, органа санитарного, пожарного надзоров, органа государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, природопользования, органов ветеринарного и фитосанитарного надзора, органов, осуществляющих надзор в области финансовых рынков, и др.).
Часть 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ предписывает субъектам транспортной инфраструктуры разработать и не позднее трех месяцев, со дня утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, направить планы обеспечения транспортной безопасности этих объектов на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ в действующей редакции устанавливает, что реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Как было указано выше, пункт 5.8 требований обязывает субъект транспортной инфраструктуры утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Следовательно, сроки утверждения плана обеспечения транспортной безопасности на ОТИ предусмотрены действующим законодательством.
При этом пункт 5.8 требований в части срока утверждения и общего срока реализации плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ не противоречит нормам Закона N 16-ФЗ. В ч. 2 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ говорится о количестве этапов реализации плана и о сроках на реализацию каждого из них, устанавливаемых субъектом транспортной инфраструктуры, а не о сроке реализации плана в целом.
Исходя из толкования норм Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" следует, что реализации планов обеспечения транспортной безопасности в сроки, установленные субъектом транспортной инфраструктуры, должно предшествовать их утверждение в установленном законом порядке не позднее трех месяцев, со дня утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о том, что общество допустило ошибочное толкование норм Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", отождествив понятия утверждение плана обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и реализация планов обеспечения транспортной безопасности.
Из материалов дела следует, что железнодорожная станция Лихая внесена в реестр категорированных объектов с присвоением 1 категории (реестровый N ЖСР 403310 от 31.05.2011). О присвоении реестрового номера и категории ОАО "РЖД" уведомлено 22.06.2011.
Оценка уязвимости ОТИ железнодорожная станция Лихая утверждена ФАЖТ 26.09.2013. Следовательно, согласно п. 5.8 требований общество должно было утвердить план обеспечения транспортной безопасности до 26.12.2013 и реализовать его до 26.03.2014.
Общество обосновало нарушение 5.8 требований тем, что ОАО "РЖД" не располагает возможностью самостоятельно утвердить план обеспечения транспортной безопасности, план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Лихая был разработан, утвержден и направлен для дальнейшего рассмотрения руководителю Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Апелляционный суд отклоняет данный довод общества, поскольку при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, общество обязано было выполнить требования по обеспечению транспортной безопасности в установленный законом срок.
Ввиду того, что указанный план не был разработан в установленный срок, обществу и было выдано инспекторское предписание от 04.09.2015 N 000660.
Вывод суда о не представлении доказательств принятия мер, направленных на выполнение предписания в полном объеме, о наличии объективной невозможности выполнить в установленный срок требований предписания, подтверждается материалами дела.
Так, к моменту окончания срока исполнения предписания от 04.09.2015 N 000660 доказательства устранения обществом нарушений не были представлены до 04.12.2015. Заявление общества о продлении срока исполнения предписания представлено не было. Предписание от 04.09.2015 N 000660 обществом не оспорено, в связи с чем оснований для проверки фактов, установленных им, в рамках настоящего дела не имеется. Следовательно, предписание подлежало исполнению обществом.
На момент проведения внеплановой выездной проверки обществом не представлены доказательства устранения нарушений, установленных инспекторским предписанием.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение ОАО "РЖД" правонарушения по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.
Доводы подателя апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.03.2016 по делу N А53-1973/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1973/2016
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги" филиал Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: УГАН НОТБ ЮФО РОСТРАНСНАДЗОРА, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта