г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А56-67022/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Глазкова Е.Г., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Афашаговой В.Ю.
при участии:
от истца: Захматов Д.О., представитель по доверенности от 29.10.2015, паспорт,
от заинтересованного лица: Щербакова М.Г., представитель по доверенности от 23.11.2015, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9783/2016) Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2016 по делу N А56-67022/2015 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску ООО "Прогресс"
заинтересованное лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу
об оспаривании отказа в кадастровом учете изменений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - Общество, прежнее наименование ООО "Реформа") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт- Петербургу (далее - Кадастровая палата) от 18.08.2015 N 78/15-11618 об отказе в учете изменений в сведениях о нежилом здании площадью 1 005,6 кв.м., кадастровый номер 78:31:0001205:2006, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 51, литер. К, согласно заявлению от 20.07.2015, регистрационный номер 78-0-1-28/3002/2015-121, а также об обязании Кадастровой палаты провести истребуемый кадастровый учет.
Решением от 14.03.2016 заявленные требования удовлетворены полностью.
Кадастровая палата, не согласившись с указанным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель сослался на то, что к заявлению об осуществлении изменений кадастрового учета не был приложен документ, подтверждающий кадастровую ошибку в сведениях о годе постройки указанного здания.
В судебном заседании представитель Кадастровой палаты поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель истца просил в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в собственности Общества находится земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 51, и находящиеся на нем нежилые здания, в том числе нежилое здание лит. К., площадью 1005,6 кв.м., кадастровый номер: 78:31:0001205:2006 (далее - Здание).
Полагая, что в сведениях Государственного кадастра недвижимости в отношении Здания, а именно, в части года завершения его строительства, имеется кадастровая ошибка, 20.07.2015 Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлением о кадастровом учете изменений. Решением Кадастровой палаты от 18.08.2015 N 78/15-11618 кадастровый учет изменений приостановлен, затем решением Кадастровой палаты от 18.11.2015 N 78/15-16317 отказано в учете изменений. Общество, полагая решение Кадастровой палаты об отказе неправомерным, обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона о кадастре техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с пунктов 4 статьи 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением объекта недвижимости осуществляются на основании соответствующего заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или предоставленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 Закона о кадастре при государственном кадастровом учете изменений здания в связи с изменением года завершения строительства объекта необходимым для такого учета документом является технический план здания.
В соответствии со статьей 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер. Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Форма технического плана здания и требования к его подготовке утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке" (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 8 статьи 41 Закона о кадастре и пункта 16 Требований сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке к декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании пунктом 10 статьи 41 Закона о кадастре. В указанном случае декларация в соответствии с пунктом 8 статьи 41 Закона о кадастре является неотъемлемой частью технического плана и включается в Приложения. Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения.
Как уже указывалось выше, кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. В отличии от технической ошибки, кадастровая ошибка не сводится к несоответствию одного и того же сведения в двух или более документах, а возникает в том числе тогда, когда сведения в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, не соответствуют действительным обстоятельствам или не были в достаточной степени обоснованы при составлении такого документа в том числе и потому, что действовавшим в соответствующий период времени законодательством такого обоснования и не требовалось.
Соответственно, подтверждением кадастровой ошибки могут быть любые сведения, а также отсутствие сведений об обратном, на основании которых можно сделать достоверный вывод о несоответствии содержания документа с кадастровой ошибкой действительным обстоятельствам или о его недостаточной обоснованности. При таких обстоятельствах, требования Кадастровой палаты к заявителю о предоставлении единого документа, подтверждающего кадастровую ошибку, является несостоятельным.
Суд первой инстанции направил запрос в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости". Общеизвестным является то, указанная организация и ее правопредшественники с начала 1930-х годов и до вступления в силу Закона о кадастре осуществляли техническую инвентаризацию на территории Ленинграда (Санкт-Петербурга).
Согласно ответу СПбГУП "ГУИОН" первичная инвентаризация здания осуществлена только в 2002 году. Год постройки здания указан заказчиком работ по инвентаризации, ФГУП ЦНИИ "Морфизприбор", как "до 1917 года", при этом какие-либо исторические документы, то есть документы, составленные в период, указанный в качестве периода постройки Здания, в инвентаризационном деле отсутствуют.
Указание на период времени "до 1917 года", послужившее основанием для внесения в соответствующие сведения технического, а впоследствии и государственного кадастрового учета, содержится только в представленном ФГУП ЦНИИ "Морфизприбор" в 2002 году заключении о техническом состоянии здания. Какого-либо обоснования указанного периода времени постройки здания в нем не содержится, напротив, содержащееся в заключении указание на наличие в здании плит покрытия из сборного железобетона свидетельствует о современном (не историческом) периоде его постройки. По действовавшему в указанный период законодательству от лица, обратившемуся за первичным техническим учетом (инвентаризацией) нежилого здания, не требовалось обоснования года его постройки, соответствующее сведение вносилось в заявительном порядке и органом технического учета (инвентаризации) не проверялось.
При таких обстоятельствах суд критически относится к указанию периода постройки "до 1917 года", впервые внесенному в официальные документы только в начале 2000-х годов и без каких-либо обоснований. Суд первой инстанции правомерно отметил, что является несостоятельной ссылка Кадастровой палаты на невозможность внесения изменений в кадастровый учет в связи с ранее имеющимися в нем иными сведениями, полученными от СПбГУП "ГУИОН", поскольку именно эти сведения и содержат кадастровую ошибку и их наличие в государственном кадастре недвижимости само по себе не может препятствовать исправлению такой ошибки. Технический паспорт на Здание, составленный в 2002 году, при изложенных обстоятельствах не может быть единственным и исключительным доказательством.
Кроме того, материалами дела не опровергнуты и выводы заключения по результатам историко-культурного и градостроительного исследования зданий "СЗСК "СмартМастер" о том, что здание построено в 1932 году, в 1950-1960-е гг. реконструировано с целью приспособления для производственных нужд, в 1970-1980-е гг. прошло капитальный ремонт с частичной заменой и устройством новых конструкций (железобетонные перекрытия, кровля по металлическим фермам, дополнительные опоры в виде металлических и кирпичных столбов), годом постройки следует считать: 1930-1980-е гг.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в силу пункта 8 статьи 41 Закона о кадастре изменения в кадастровом учете, при отсутствии соответствующих документов, производятся в декларационном порядке. Поскольку разрешение на ввод Здания в эксплуатацию и проектная документация отсутствует, а сведения технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поставлены под сомнения как содержащие кадастровую ошибку, заявитель имел право приложить в состав подаваемых на изменений кадастрового учета документов декларацию, за содержание которой он несет ответственность. В свою очередь, у Кадастровой палаты отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в кадастровой учет по заявлению, содержащему все необходимые и предусмотренные законом о кадастре документы, в том числе декларацию.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2016 по делу N А56-67022/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67022/2015
Истец: ООО "прогресс"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии"
Третье лицо: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", Кузнецова Екатерина Михайловна, Летуар Н. П., Репина Е. К.
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2016 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-67022/15
15.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7225/16
31.05.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4401/16
24.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9783/16
22.04.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9945/16
14.03.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-67022/15
26.02.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-670/16