г. Москва |
|
23 мая 2016 г. |
Дело N А41-88327/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от Управления Росреестра по Московской области: Курбанов К.А., по доверенности от 16.12.2015 N 464-Д,
от ТУ Росимущества в Московской области: Переплетова К.Ю., по доверенности от 02.12.2015 N Д107-622,
от третьих лиц - ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Москва" Крюковское ЛПУМГ: Казакова Н.П., по доверенности от 05.12.2015 N 857,
от третьего лица - администрации Клинского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от третьего лица - администрации Дмитровского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 по делу N А41-88327/15, принятое судьей Ю.Г. Богатиной, по заявлению ТУ Росимущества в Московской области к Управлению Росреестра по Московской области, при участии в деле в качестве третьих лиц: ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Москва" Крюковское ЛПУМГ, администрации Клинского муниципального района Московской области, администрации Дмитровского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, об оспаривании отказов государственной регистрации прав на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в Московской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями:
1. Признать незаконными отказы в государственной регистрации права федеральной собственности Управления Росреестра Московской области от 24.02.2015 N 00/001/2014-9636; N 00/001/2014-9639; от 10.03.2015 N 50-50/001-50/001/002/2015-5407; N 50-50/001-50/001/002/2015-5427; N 50-50/001-50/001/002/2015-5416 на земельные участки:
- с кадастровым номером 50:03:0030280:192, площадью 1300 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район сельское поселение Воронинское, д. Слобода, ул. Центральная, уч. 25;
- с кадастровым номером 50:04:0100906:8, площадью 1203 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе с. Пересветово;
- с кадастровым номером 50:03:0020211:15, площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воронинское, пос. Шевляково, строен. 26,24;
- с кадастровым номером 50:03:0050180:724, площадью 4 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, вблизи д. Лаврово;
- с кадастровым номером 50:03:0030280:1013, площадью 4 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, вблизи д. Слобода.
2. Обязать Управление Росреестра по Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельные участки:
- с кадастровым номером 50:03:0030280:192, площадью 1300 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район сельское поселение Воронинское, д. Слобода, ул. Центральная, уч. 25;
- с кадастровым номером 50:04:0100906:8, площадью 1203 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе с. Пересветово;
- с кадастровым номером 50:03:0020211:15, площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воронинское, пос. Шевляково, строен. 26,24;
- с кадастровым номером 50:03:0050180:724, площадью 4 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, вблизи д. Лаврово;
- с кадастровым номером 50:03:0030280:1013, площадью 4 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, вблизи д. Слобода.
Определением от 03.02.2016 требования ТУ Росимущества в Московской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0100906:8, 50:03:0020211:15, 50:03:0050180:724 выделены в отдельные производства.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Москва" Крюковское ЛПУМГ, Администрация Клинского муниципального района Московской области, Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие представителей третьих лиц: администрации Клинского муниципального района Московской области, администрации Дмитровского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ТУ Росимущества в Московской области, ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Москва" Крюковское ЛПУМГ возражали против доводов апелляционной жалобы. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Росреестра по Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности ОАО "Газпром" находятся объекты недвижимого имущества - магистральный газопровод-отвод к АГРС с/х "Слободской" и магистральный газопровод "КГМО-Конаково", что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 17.10.2001, 25.10.2001.
Согласно техническому паспорту от 30.10.2005, кадастровых паспортов от 21.04.2010, 26.10.2015, указанные линейные сооружения расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:03:0030280:192, 50:03:0030280:1013.
Как следует из кадастровых паспортов, земельные участки с кадастровыми номерами 50:03:0030280:192, 50:03:0030280:1013 отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, земельный участок с кадастровым номером 50:03:0030280:192 имеет вид разрешенного использования - под сооружением АГРС "Слободская" ОАО "Газпром", земельный участок с кадастровым номером 50:03:0030280:1013 - для размещения и эксплуатации свеча 61.1 магистрального газопровода "КГМО-Конаково".
В соответствующих разделах кадастровых паспортов имеются сведения о нахождении в границах спорных земельных участков линейных объектов газоснабжения.
ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:03:0030280:192, 50:03:0030280:1013.
По итогам рассмотрения заявлений Управление Росреестра по Московской области приняты решения от 24.02.2015 N 00/001/2014-9636, от 10.03.2015 N 50-50/001-50/001/002/2015-5407 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:03:0030280:192, 50:03:0030280:1013, поскольку заявителем не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на данные земельные участки, а также документы, подтверждающие, что на испрашиваемых земельных участках расположены объекты недвижимости, входящие в состав единой системы газоснабжения.
Полагая, что данный отказ нарушают права и законные интересы заявителя, ТУ Росимущества в Московской области обратилось с настоящими требованиями в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ заинтересованного лица нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствует закону.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16-18 Закона о государственной регистрации прав, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении в Российской Федерации) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении в Российской Федерации газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении в Российской Федерации, федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении в Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами 50:03:0030280:192, 50:03:0030280:1013 сформированы в целях размещения в их границах газопровода-отвода АГРС с/х "Слободской", магистрального газопровода "КГМО-Конаково". В межевой документации также содержатся сведения о нахождении в границах данных земельных участков линейных объектов единой сети газоснабжения.
Следовательно, учитывая, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие субъекту обеспечения газоснабжения и используемые им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, земельные участки с кадастровыми номерами 50:03:0030280:192, 50:03:0030280:1013 в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации прав, суд перовой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ТУ Росимущества в Московской области.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие Управления Росреестра по Московской области с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 по делу N А41-88327/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-88327/2015
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Администрация Клинского муниципального района, Министерство имуществнных отношений Московской области, ООО "Газпром трансгаз Москва", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области