г. Москва |
|
23 мая 2016 г. |
Дело N А40-198220/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Каспэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2016 по делу N А40-198220/15, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (шифр судьи 144-1674)
по заявлению ООО "Каспэнергосбыт"
к ФАС России
о признании незаконными бездействий и обязании,
при участии:
от заявителя: |
Холявко М.А. по дов. от 12.01.2015; |
от заинтересованного лица: |
Шишкин Е.С. по дов. от 21.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каспэнергосбыт" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконными бездействия ФАС России по не возбуждению дела в отношении ФСТ России на основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции"; по не исполнению судебных актов: постановления 9-го арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по делу N А40-153751/2013, решения арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2014 по делу N А40-43990/2013 и решения арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2015 по делу N А40-27877/2014, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2015 N 373; обязании ФАС России в соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2015 N 373 немедленно исполнить постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по делу N А40-153751/2012, Решение арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2014 по делу N А40-43990/2013 и Решение арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2015 по делу N А40-27877/2014, а именно устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Каспэнергосбыт" за период с августа 2012 по март 2014 включительно, в соответствии с п. 2 ст. 32 ФЗ "Об электроэнергетике", путем направления соответствующих данных коммерческому оператору оптового рынка (ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии") для определения цены покупки и продажи и стоимости электроэнергии и мощности для ООО "Каспэнергосбыт" в текущем и (или) последующих расчетных периодах, с учетом полученных данных; в целях побуждения к своевременному исполнению судебных актов по неденежному требованию и компенсации за ожидание соответствующего исполнения судебных актов арбитражных судов РФ взыскать с ФАС России в пользу ООО "Каспэнергосбыт" 200 000 руб. за каждый день просрочки исполнения ФАС России 2 решений арбитражных судов по делу N А40-153751/2013, по делу N А40-43990/2013 и по делу N А40-27877/2014, начиная с 01.09.2015 г. до полного исполнения вышеназванных судебных актов (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 04.04.2014 N 22 (в ред. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Решением суда от 09.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, представил отзыв на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Каспэнергосбыт" является энергосбытовой организацией, действующей на территории Республики Дагестан, г. Каспийск. ООО "Каспэнергосбыт" обладает с 2010 года статусом субъекта оптового рынка электроэнергии (мощности) и внесено в Реестр субъектов оптового рынка электроэнергии (мощности).
Энергосбытовым организациям субъектам оптового рынка предоставлено право осуществлять свою деятельность в отдельных частях ценовых зон оптового рынка на определенной территории на тех же условиях, на которых действуют обладающие тем же правовым статусом, что и гарантирующие поставщики.
А именно, поставка и покупка электроэнергии и мощности на оптовом рынке электроэнергии (мощности) по регулируемым договорам и регулируемым ценам для субъектов оптового рынка, к числу покупателей электроэнергии (мощности) которых относятся население и прочие потребители.
Недопустимо ограничение круга лиц, имеющих право на заключение регулируемых договоров по регулируемым ценам на оптовом рынке электроэнергии (мощности) применительно к территориям особых ценовых зон оптового рынка.
Однако при формировании регулируемых договоров и определении объемов поставки и покупки электроэнергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) в Приказах ФСТ России об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам РФ на 2012 год, 2013 год и 2014 год не были выделены и закреплены объемы поставки электроэнергии (мощности) по регулируемым ценам в отношении объемов ООО "Каспэнергосбыт". В частности:
на 2012 год (август-декабрь) не были учтены объемы ООО "Каспэнергосбыт" по регулируемым ценам в отношении населения и прочих потребителей.
на 2013 год не были учтены объемы ООО "Каспэнергосбыт" по регулируемым ценам в отношении прочих потребителей.
на 2014 год были занижены и не учтены часть объемов ООО "Каспэнергосбыт" по регулируемым ценам в отношении населения, а за 1 квартал 2014 г. не учтены объемы по прочим потребителям.
В подтверждение вышеназванных обстоятельств заявитель ссылается на судебную практику и решения Арбитражных судов, вынесенные в пользу ООО "Каспэнергосбыт", а именно:
- Постановлением девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по делу N А40-153751/12-120-1587 признан недействующим приказ ФСТ России от 26.07.2011 N 180-Э/4 (с учетом изменений, внесенных приказом ФСТ России от 29.11.2011 N 301-Э/2) об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации на 2012 год, в части объема покупок электрической энергии ООО "Каспэнергосбыт" отнесенных и закрепленных ФСТ России только по прочим потребителям и по нерегулируемым (свободным) ценам с 01.07.2012.
- Постановлением девятого арбитражного суда от 15.04.2013 по делу N А40-113661/12-120-1116 признано незаконным бездействие ФСТ России по не включению в сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012 г. по ООО "Каспэнергосбыт" объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей, а также незаконным бездействие ФСТ России по не включению в Сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие объема покупки электроэнергии (мощности) ООО "Каспэнергосбыт" с оптового рынка электроэнергии (мощности) по регулируемым договорам (регулируемым ценам).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2014 по делу N А40-43990/13 было признано незаконным бездействие ФСТ России по не включению в Сводном прогнозном балансе на 2013 г. объема покупки электроэнергии (мощности) ООО "Каспэнергосбыт" с ОРЭМ по регулируемым договорам (регулируемым ценам), а также признан недействительным приказ ФСТ России от 29.11.2012 г. N 312-3/1 в части объемов поставки электроэнергии (мощности) для ООО "Каспэнергосбыт" по нерегулируемым (свободным) ценам.
- Решением Арбитражного суда г.Москва от 27.07.2015 по делу N А40-27877/14 было признано незаконным бездействие ФСТ России по не включению в Сводный прогнозный баланс на 2014 год объема покупки электроэнергии (мощности) ООО "Каспэнергосбыт" по прочим потребителям с ОРЭМ по регулируемым договорам (регулируемым иенам). Установить период бездействия - 1-ый квартал 2014 года, а также Приказ ФСТ России от 28.11.2013 N 220-Э/1 "О внесении изменений в Сводный прогнозный баланс производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках ЕЭС России от 28.06.2013 N 123-Э/1 в части объемов поставки электроэнергии (мощности) для Общества по прочим потребителям, отнесенных и закрепленных ФСТ России по нерегулируемым (свободным) ценам признан недействующим с 01.01.2014 и обязании Федеральную службу по тарифам в течении 5 календарных дней с даты вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Каспэнергосбыт" за январь, февраль, март месяцы 2014 г. в соответствии с п.2 ст.32 ФЗ "Об электроэнергетике"
Таким образом заявитель полагает, что все расчеты, связанные с определением цены покупки, продажи и стоимости электрической энергии и мощности формируемые коммерческим оператором оптового рынка (т.е. ОАО "АТС") для ООО "Каспэнергосбыт" исходя из данных отраженных в приказе ФСТ России на 2012 г" 2013 г. и 2014 г. являются незаконными. Следовательно, и суммы которые выставлялись ООО "Каспэнергосбыт" для оплаты в 2012 г., 2013 г. и 2014 г. являются неправомерными и незаконными.
Однако ФСТ России продолжало преднамеренно не соблюдать Федеральные законы, игнорировать исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
В результате бездействия ФСТ России, ООО "Каспэнергосбыт" в период с августа 2012 г. по декабрь 2014 г. включительно так и не были предоставлены равные с гарантирующими поставщиками условия ведения экономической деятельности, поскольку электрическая энергия и мощность для населения приобретается по нерегулируемым ценам, значительно превышающим регулируемые цены, которые применяются на оптовом рынке.
По мнению заявителя нарушение прав и законных интересов ООО "Каспэнергосбыт" в сфере предпринимательской и экономической деятельности выражено в нарушении принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, принципа экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, а также экономической обоснованности затрат на производство, передачу и распределение электрической энергии.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем бездействия ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Как следует из пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" (далее - Указ Президента) Федеральная служба по тарифам упраздняется.
Согласно пункту 2 Указа Президента функции упраздняемой Федеральной службы по тарифам переданы ФАС России.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что 01.12.2014 в ФАС России поступила жалоба ООО "Каспэнергосбыт" (рег.номер 110265/15 от 01.12.2014) на действия ФСТ России, выразившиеся в бездействии ФСТ России по не включению в Сводный прогнозный баланс на 2012 - 2013 года объема покупки электрической энергии (мощности) ООО "Каспэнергосбыт" с оптового рынка электрической энергии и мощности по регулируемым договорам.
Рассмотрев жалобу общества, ФАС России, руководствуясь положениями статьи 41.1, пункта 5 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), принял решение об отказе в возбуждении дела поскольку, сроки давности рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства по фактам бездействия ФСТ России по не включению в Сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012 объема покупки электрической энергии (мощности) ООО "Каспэнергосбыт" с оптового рынка электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам, утвержденный приказом ФСТ России от 26.07.2011 N 180-Э/4 (с учетом изменений, внесенных приказом ФСТ России от 29.11.2011 ф N301-Э/2) истекли.
При этом, антимонопольный орган сообщит, что в случае документального подтверждения ООО "Каспэнергосбыт" экономических последствий в результате бездействий ФСТ России по невключению в Сводный прогнозный баланс на 2013 (Приказ ФСТ России от 29.11.2012 г. N 312-э/1) объема покупки электрической энергии (мощности) ООО "Каспэнергосбыт" с оптового рынка электрической энергии и мощности по регулируемым договорам, ФАС России готов вернуться к рассмотрению данного вопроса, в том числе на предмет соответствия данных действий требованиям антимонопольного законодательства.
26.03.2015 ООО "Каспэнергосбыт" обратилось с повторной жалобой (рег.номер 28776/15 от 26.03.2015) на действия ФСТ России, выразившиеся в действии (бездействии) ФСТ России по не включению в Сводный прогнозный баланс на 2012 - 2014 годы объема покупки электрической энергии (мощности) ООО "Каспэнергосбыт" с оптового рынка электрической энергии и мощности по регулируемым договорам.
Рассмотрев жалобу, а также материалы, представленные НП "Совет рынка", ОАО "АТС" и ФСТ России во исполнение запросов ФАС России N ЦА/19281/15 от 20.04.2015 и АГ716784/15 от 08.04.2015, антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства и в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции принял решение об отказе в возбуждении дела.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В соответствии со статьей 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках подлежат цены (тарифы) на электрическую энергии (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка-производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности), которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненных к нему категорий потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и р розничных рынков.
Согласно абзацу 3 пункта 62 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172) (далее - Правила оптового рынка), регулируемые договоры заключаются в ценовых зонах субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии и мощности, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствии с предусмотренными настоящим пунктом критериями: до 1 января 2015 г. с функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, состоящих из территорий субъектов Российской Федерации, по перечню согласно приложению N 3 к настоящим Правилам, гарантирующими поставщиками - участниками оптового рынка, в отношении которых выполняется следующее условие (далее - покупатели, функционирующие в отдельных частях ценовых зон). Прогнозные объемы потребления электрической энергии и (или) мощности этих гарантирующих поставщиков, определенные в прогнозном балансе на очередной период регулирования, составляют не менее 60 процентов суммарных прогнозных объемов потребления электрической энергии и (или) мощности, определенных в прогнозном балансе на данный период в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации.
Решением ВАС РФ от 28.12.2011 N ВАС-7986/11 абзац 3 пункта 62 Правил оптового рынка признан недействующим в части применения его только к гарантирующим поставщикам - участникам оптового рынка, в отношении которых выполняются следующие условия: прогнозные объемы потребления электрической энергии и (или) мощности этих гарантирующих поставщиков, определенные в прогнозном балансе на очередной период регулирования, составляет не менее 60 процентов суммарных прогнозных объемов потребления электрической энергии и (или) мощности, определенных в прогнозном балансе на данный период в отношении субъекта Российской Федерации, как несоответствующий имеющему большую юридическую силу Закону об электроэнергетике. Следовательно, к ООО "Каспэнергосбыт", как к субъекту оптового рынка электрической энергии (мощности) (энергосбытовой организации), не обладающему статусом гарантирующего поставщика, должно быть применимо положение абзаца 3 пункта 62 Правил оптового рынка.
Из указанного решения ВАС РФ усматривается, что сбытовые организации, функционирующие на отдельных частях ценовых зон, в том числе ООО "Каспэнергосбыт", вправе заключать регулируемые договоры с производителями электроэнергии и мощности в том же порядке, какой установлен действующими нормативными правовыми актами для гарантирующих поставщиков.
ООО "Каспэнергосбыт" является коммерческой организацией, участвующей в торговле на оптовом и розничных рынках электроэнергии Российской Федерации. Участие в торговле электроэнергией (мощностью) является видом деятельности, который был добровольно выбран субъектом предпринимательской деятельности ООО "Каспэнергосбыт", у которого отсутствует какая-либо установленная законом обязанность участвовать в торговле на оптовом или розничных рынках электроэнергии.
В отличие от гарантирующего поставщика, имеющего в силу пункта 12 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 422, обязанность приобретения электрической энергии для своих потребителей на оптовом рынке, энергосбытовая организация может покупать электрическую энергию для своих потребителей как на оптовом рынке, так и на розничном рынке электроэнергии у соответствующего гарантирующего поставщика.
Таким образом, указанное решение ВАС РФ от 28.12.2011 N ВАС-7986/11 не влечет возникновения у ответчика оснований для приобретения на оптовом рынке по регулируемым договорам и регулируемым ценам объемов электроэнергии или мощности, а лишь устраняет для ООО "Каспэнергосбыт" ограничения для потенциальной возможности приобретения части объемов электроэнергии или мощности по регулируемым договорам.
ООО "Каспэнергосбыт", являясь организацией у которой отсутствует нормативно закрепленная обязанность покупать электрическую энергию для своих потребителей на оптовом рынке, продолжило участие в торговле электрической энергией на оптовом рынке по нерегулируемым ценам.
Таким образом, вступая в торговые отношения на оптовом и розничных рынках ООО "Каспэнергосбыт" действует как субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий торговлю в целях извлечения прибыли в рамках законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения соответствующих хозяйствующих субъектов.
Как усматривается из материалов дела, судебными актами по делам N N А40-113661/12, А40-43990/13, А40-27877/14 признано незаконным бездействие ФСТ России по невключению в сводный прогнозный баланс по ООО "Каспэнергосбыт" объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей и бездействие ФСТ России по невключению в сводный прогнозный баланс объема покупки электрической энергии ООО "Каспэнергосбыт" с оптового рынка по регулируемым договорам (регулируемым ценам), а также признаны недействующими приказы ФСТ России на 2012, 2013 и первый квартал 2014 в соответствующей части.
В обоснование доводов заявления ООО "Каспэнергосбыт" указывает, что в результате действий ФСТ России ООО "Каспэнергосбыт" в период с августа 2012 по декабрь 2014 не были предоставлены равные с гарантирующими поставщиками региона условия ведения экономической деятельности, поскольку электрическая энергия и мощность для населения приобретается ООО "Каспэнергосбыт" по нерегулируемым ценам, значительно превышающим регулируемые цены, которые применяются на оптовом рынке.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в спорный период у ООО "Каспэнергосбыт" наряду с правом покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке по регулируемым договорам имелось право покупки необходимой ему электроэнергии и мощности на розничном рынке (в Республике Дагестан).
ООО "Каспэнергосбыт", зная, что ФСТ России не установила для него в сводном прогнозном балансе необходимые объемы электроэнергии и мощности для возможности заключения им регулируемых договоров на оптовом рынке, не стало приобретать необходимые ему объемы на розничном рынке, а сознательно совершило все зависящие от него действия для заключения договоров и покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке по нерегулируемым договорам и ценам.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 N 305-ЭС15-10855 по делу N А40-30693/2014 о взыскании убытков судами правомерно отмечено, что обязательства истца (ООО "Каспэнергосбыт") по приобретению электрической энергии и мощности на оптовом рынке по нерегулируемым ценам возникли вследствие его собственных действий по получению права участия в торговле на оптовом рынке и подаче ценопринимающих заявок. Действия истца повлекли возникновение у него гражданско-правовых обязательств по покупке электрической энергии и мощности на оптовом рынке в рамках организованной договорной структуры, предусмотренной Законом об электроэнергетике и Правилами оптового рынка.
Более того, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил правомерность вывода нижестоящих судов о том, что истец был вправе не покупать электроэнергию по нерегулируемым ценам на оптовом рынке, а купить соответствующие объемы электроэнергии по регулируемой цене у гарантирующего поставщика, с которым имел договорные отношения.
Таким образом, как констатировали судебные инстанции, ООО "Каспэнергосбыт" самостоятельно допустил увеличение задолженности перед другими участниками оптового рынка электроэнергии, не проявил достаточной осмотрительности и разумности, неэффективно спланировал свою финансово-хозяйственную деятельность и не обеспечил исключение финансовых рисков при сложившихся обстоятельствах.
В связи с изложенным, убытки, понесенные ООО "Каспэнергосбыт" в рамках его хозяйственной деятельности в указанные периоды регулирования, являются последствием его собственных действий как субъекта предпринимательской деятельности.
Также, следует отметить, что Федеральной службой по тарифам соответствующие изменения в Сводный прогнозный баланс на 2014 год внесены приказом от 31.03.2014 N 518-э и таким образом, пересчитаны прогнозные объемы электрической энергии производителями электрической энергии (мощности), в первой ценовой зоне оптового рынка по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков на 2014 год.
В редакции приказа ФСТ России от 31.03.2014 N 518-э в Сводном прогнозном балансе на 2014 год учтены объемы покупки электроэнергии (мощности) заявителя, приобретаемые как для населения (приравненным к нему категориям потребителей), так и для прочих потребителей, по регулируемым ценам (тарифам).
В этой связи, ФАС России пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ФСТ России признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В обоснование доводов заявления ООО "Каспэнергосбыт" ссылается на бездействие ФАС России по неисполнению судебных актов по делам N А40-153751/2013, А40-43990/2013, 27877/2014 и об обязании ФАС России исполнить судебные акты по делам N А40-153751/2013, А40-43990/2013, 27877/2014.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 318 АПК РФ, судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном данным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу части 1 статьи 332 АПК РФ, споры, связанные с неисполнением судебного акта арбитражного суда органом государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 11 настоящего Кодекса ("Судебные штрафы").
В этой связи, ООО "Каспэнергосбыт" не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Законом об электроэнергетике и Правилами оптового рынка N 1172 цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности формируются коммерческим оператором оптового рынка исходя из данных, которыми он располагает на момент формирования таких цен. При получении данных, которые относятся к предыдущим периодам и по которым цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности сформированы, но не более чем за предыдущие три года, цены покупки и продажи и стоимость электрической энергии и мощности, проданных в текущем и (или) последующих расчетных периодах, определяются для субъектов оптового рынка, участвующих в торговле в эти периоды, с учетом указанных данных в порядке, установленном правилами оптового рынка. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, проданных или купленных субъектом оптового рынка в предыдущих расчетных периодах, изменению и перерасчету не подлежат.
Таким образом, с момента учета объемов покупки электроэнергии (мощности) ООО "Каспэнергосбыт" в сводном прогнозном балансе ООО "Каспэнергосбыт" приобретает электроэнергию (мощность) на оптовом рынке по регулируемым ценам в соответствии с сформированными ОАО "АТС" регулируемыми договорами.
В соответствии с пунктом 4 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1, сводный прогнозный баланс формируется на год и утверждается ФСТ России с определением прогнозных объемов продажи (покупки) электрической энергии и мощности субъектов ОРЭМ в зарегистрированных в соответствии с Правилами оптового рынка группах точек поставки, в том числе условных.
Таким образом, период регулирования - 2012, 2013, январь-март 2014 год, на который соответственно был утвержден сводный прогнозный баланс, закончился.
Вместе с тем, начиная с апреля 2014 года, все объемы покупки ООО "Каспэнергосбыт" электроэнергии (мощности) учтены в сводных прогнозных балансах в качестве объемов, приобретаемых им по регулируемым договорам.
Данное обстоятельство свидетельствует об исполнении указанных судебных актов и восстановлении в полном объеме прав ООО "Каспэнергосбыт", нарушенных ФСТ России.
Таким образом, иной способ восстановления прав ООО "Каспэнергосбыт" представляется невозможным и противоречащим законодательству, так как соответствующие периоды регулирования (2012-2014 гг.) истекли, что с учетом статьи 32 Закона об электроэнергетике исключает возможность изменения (корректировки) утративших на данный момент силу сводных прогнозных балансов на 2012, 2013 годы и первый квартал 2014 года в части каких-либо объемов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.02.2016 по делу N А40-198220/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198220/2015
Истец: ООО "Каспэнергосбыт", ООО Каспэнергосбыт
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба России