город Ростов-на-Дону |
|
23 мая 2016 г. |
дело N А53-30830/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Панфилова А.О. по доверенности от 11.01.2016 N 13;
от открытого акционерного общества "Чистый город" - Гапоненко Р.В. по доверенности от 24.02.2016 N 638;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2016 по делу N А53-30830/2015, принятое в составе судьи Шапкина П.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Чистый город"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,
при участии третьего лица товарищества собственников жилья "Черное золото",
о признании недействительным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Чистый город" (далее - ОАО "Чистый город", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 13.10.2015 N 18353/05 и предписания от 13.10.2015 N 952/05.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Черное Золото" (далее - ТСЖ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2016 заявленные требования удовлетворены. С Управления в пользу общества взыскано 3 000 рублей в счёт возмещения судебных расходов на оплату госпошлины по заявлению. Судебный акт мотивирован тем, что постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2014 N 645 является муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и содержит обязательные для исполнения нормы накоплений твердых бытовых отходов. Довод антимонопольного органа об отсутствии у администрации города полномочий по утверждению нормативов накопления отходов для жителей г. Ростова-на-Дону, не принят судом, как не свидетельствующий о незаконности указанного постановления и отсутствии у общества обязанности его соблюдения. Суд сослался на отсутствие оснований для оценки законности постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2014 N 645. Суд также указал, что в отношении потребителей, не имеющих собственных (индивидуальных) мест сбора отходов количество собранных, транспортированных и размещенных отходов можно определить только путём применения нормативно установленной нормы накопления, которая согласно постановлению администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2014 N 645 составляет 350 кг на 1 человека в год и определена в соответствии рекомендациями, утвержденными Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 09.03.1982.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что администрация города не вправе устанавливать нормативы в сфере охраны окружающей природной среды и нормативы допустимого воздействия на неё, что подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2015 N 310-КГ15-9826. Администрация не имеет властных полномочий по принуждению хозяйствующих субъектов к использованию на рынке с нерегулируемым ценообразованием каких-либо нормативов накопления отходов. Общество по своей инициативе применило данный норматив в отношениях со своими контрагентами, что повлекло за собой увеличение размера платы за оказываемые обществом услуги. В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ полномочия по установлению требований в области охраны окружающей среды, разработке и утверждению нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды принадлежат органам государственной власти субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления относится только организация деятельности в области обращения с отходами. Исходя из размера выручки общества за период с января по июль 2015 от оказания услуги по размещению твердых отходов производства и потребления (далее - ТОПП) (71 708 460 рублей), стоимости захоронения 1 тонны отходов (401,92 рублей), Управлением установлено, что общество получило денежные средства на утилизацию 178 414,76 тонн отходов (71 708 460/401,92=178414,76). Однако фактически по данным весового контроля от заявителя на полигоне принято и размещено всего 141 233,65 тонн отходов, что составляет 79,2% от количества, за которое общество получило денежные средства. Из этого антимонопольный орган делает вывод о том, что применяемый обществом норматив накопления отходов является завышенным. Аналогичным образом антимонопольный орган, исходя из выручки от оказания услуги по сбору и транспортировке ТОПП (227 843 590 рублей), тарифа за сбор и транспортировку ТОПП (1 382,82 рублей за тонну), установил, что общество получило денежные средства за сбор и транспортировку 164 767,3 тонн отходов, а фактически захоронено только 141 233,65 тонн отходов. Таким образом, антимонопольный орган считает, что применяемый обществом тариф несопоставим с экономическими показателями предприятия. Заинтересованное лицо также указывает, что стоимость аналогичных услуг на сопоставимых рынках в г. Волгограде и г. Краснодаре ниже стоимости, применяемой заявителем. Тарифы на услуги сбора и вывоза ТОПП рассчитываются в соответствии с затратами и нормативными документами.
В большинстве случаев для определения количества вывезенных отходов определяется фактически заявленный объем отходов, который согласовывается мусороуборочной организацией с управляющей организацией, гражданином или ТСЖ на период действия договора, или количество фактически вывезенных контейнеров. Решение о порядке расчёта и распределения платы за 1 жителя или за 1 кв. м общей площади жилого помещения принимается собственниками помещений на общем собрании.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами антимонопольного органа, просило решение суда оставить без изменения. В обоснование своих доводов заявитель указал, что антимонопольный орган необоснованно приводит расчёты, учитывая только полугодовые показатели количества фактически собранных и утилизированных отходов, вместе с тем фактически собранных отходов и количество отходов, за которые получены денежные средства, за 2015 год на полигон принято 99% от объема отходов, за которые получены денежные средства по действующему спорному тарифу.
Также общество в своем отзыве указало, что наименование организационно-правовой формы "открытое акционерное общество" изменено на "акционерное общество".
На основании определения от 16.05.2016 в составе суда произведена замена судьи Сулименко О.А. на судью Илюшина Р.Р.в связи с нахождением Сулименко О.А. в отпуске. В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель Управления просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление также ходатайствовало об истребовании у открытого акционерного общества "Чистый город" доказательств о результатах осуществления хозяйственной деятельности за 2015 и 2016 годы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд, руководствуясь статьей 66 АПК РФ, отказывает в его удовлетворении в связи с недоказанностью значения истребуемых документов для рассмотрения настоящего спора.
Кроме того, в силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Управление в суде первой инстанции аналогичного ходатайства не заявляло.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между ТСЖ и обществом заключен договор от 01.10.2012 N 4-1236 (далее - договор) на оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) ТОПП на полигоне с общей стоимостью по договору в размере 6 244,7 руб. в месяц из расчета 2,2 руб. за метр квадратный общей площади жилого помещения.
Между сторонами 01.08.2014 заключено дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым стоимость по договору рассчитывается исходя из нормы накопления отходов (350 кг на чел. в год) и количества проживающих человек (161 чел.), и составляет 9 889,77 руб. в месяц. Количество вывозимых отходов указано равным 4,696 тонн.
Впоследствии обществом в адрес ТСЖ направлено дополнительное соглашение от 17.03.2015, устанавливающее стоимость услуг по сбору, транспортировке и размещению на полигоне ТОПП в месяц с 1 кв. м общей площади жилого помещения в размере 2,43 руб. (в т.ч. НДС) - стоимость услуг по сбору и транспортировке, 0,71 руб. (в т.ч. НДС) - стоимость услуг по размещению; всего - 3,14 руб. за 1 кв. м. всего стоимость услуг общества составила: 3,14 руб.*общую площадь в размере 5 495,3 м2). Таким образом, стоимость услуг по договору увеличилась с 9 889,77 руб. в месяц до 17 255,24 руб. в месяц. Количество вывозимых отходов не определено.
Не согласившись с указанными тарифами, ТСЖ обратилось в Управление с жалобой на действия общества.
Комиссией УФАС по Ростовской области по результатам рассмотрения дела N 1143/05 по признакам нарушения ОАО "Чистый город" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) принято решение от 13.10.2015, которым общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части неверного определения объёма оказанных услуг по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) твердых отходов производства и потребления, повлекшего необоснованное увеличение фактического размера оплаты за оказание услуги по сбору, транспортировке и размещению твердых отходов производства и потребления для многоквартирных домов г. Ростова-на-Дону.
На основании решения обществу выдано предписание от 13.10.2015 N 952/05 о прекращении в срок до 01.12.2015 нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: обществу предписано изменить систему расчёта объема оказанных услуг (определения количества вывезенных отходов) по договорам на оказание услуги по сбору, транспортировке и размещению ТОПП для многоквартирных домов г. Ростова-на-Дону, в целях обеспечения взимания платы за количество собранных, транспортированных и размещенных (захороненных) ТОПП, соответствующее фактическому.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
- расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
- состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, размещенном на сайте http://reestr.fas.gov.ru, общество занимает на рынке по транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов в городе Ростове-на-Дону долю свыше 50% (приказы от 23.06.2007 N 37-Р, от 29.11.2010 N 83/61, от 25.03.2014 N 112/61).
Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по сбору, транспортировке и размещению ТОПП в географических границах г. Ростова-на-Дону Ростовской области, в связи с чем на него распространяются ограничения и запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Применяемая для расчётов за услуги по сбору и вывозу ТОПП, оказываемые собственникам помещений в многоквартирных домах, цена должна быть экономически обоснованной, а также в соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции не должна превышать сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.
В ходе анализа применяемых обществом цен за услуги по сбору, транспортировке и размещению ТОПП судом установлено, что стоимость услуги по сбору, транспортировке и размещению ТОПП формировалась следующим образом: 535 087 человек*0,245 т в год/12 мес.*742 руб. за 1 т./10 358 350 м2, где:
535 087 человек количество проживающих в муниципальном жилищном фонде по состоянию на 01.11.2006 согласно информации МУП "ЕИРЦ" от 21.12.2006 N 2315/6;
0,245 т в год - норма накопления твердых отходов потребления на 1 жителя в год, утвержденная постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 16.05.2000 N 1205;
742 руб. - стоимость услуги МП "Чистый город" за 1 тонну;
10 358 350 м2 - общая площадь жилых помещений в муниципальном жилищном фонде по состоянию на 01.11.2006.
В дальнейшем размер платы 2,01 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения определен аналогичным образом, но с учётом повышения стоимости услуги по сбору, транспортировке и размещению ТОПП до 1 923,28 рублей за тонну, установленной постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 01.12.2008 N 1274.
С января 2011 года тариф на услуги общества увеличился до 2 106 руб. за 1 тонну, соответственно, величина платы за 1 кв. м общей площади жилого помещения составила 2,20 рублей.
Вместе с тем плата за оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению отходов была увеличена до 3,14 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в связи с увеличением нормы накопления отходов, рекомендованной "Генеральной схемой очистки территории города Ростова-на-Дону", утвержденной постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2014 N 645, с 0,245 т в год на 1 человека до 0,35 т в год на 1 человека.
Подробный расчёт указанного тарифа (3,14 руб. с 1 кв. м) приведен в решении антимонопольного органа со ссылкой на пояснения общества, представленные в материалы дела (том 2, л.д. 47 - 52, 97 - 98).
Таким образом, повышение платы за оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению ТОПП напрямую связано с применением нормы накопления отходов, рекомендованной "Генеральной схемой очистки территории города Ростова-на-Дону", утвержденной постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2014 N 645, в количестве 0,35 т в год на человека.
Вместе с тем, согласно позиции антимонопольного органа, в силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, антимонопольный орган считает, что поскольку вышеуказанной "Генеральной схемой очистки территории города Ростова-на-Дону", утвержденной постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2014 N 645 (далее - Генеральная схема очистки территории города Ростова-на-Дону), установлены нормы накопления ТОПП на 1 человека в год, которые подпадают под понятие нормативов образования отходов, данное в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и установление которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, вышеуказанные нормы накопления ТОПП на 1 человека в год не имеют обязательной силы и не могут свидетельствовать об обоснованности установления обществом платы за услуги по сбору, транспортировке и размещению ТОПП в размере 3,14 руб. за 1 кв. м.
Между тем антимонопольный орган не учел следующее.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент утверждения Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону, к вопросам местного значения городского округа относились вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" пункт 24 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ изложен в следующей редакции: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции, действовавшей на момент утверждения Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Соответствующее полномочие администрации города Ростова-на-Дону закреплено в подпункте 1.6.6.1 "Устава города Ростова-на-Дону" (принят решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 N 211).
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ", закрепление пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку. Задача этих органов в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, в том числе для деятельности организаций, осуществляющих их сбор, вывоз, утилизацию и переработку (в частности, путем выделения земельных участков для размещения и утилизации отходов).
Согласно введению Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону целью работы является улучшение санитарного состояния территорий и экологической обстановки, обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в г. Ростове-на-Дону.
В соответствии с пунктом 3.4 Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону для населения, проживающего в многоквартирном жилом фонде, использовалась норма 247,5 кг/чел. в год, а для населения индивидуального жилищного фонда используется норма 495 кг/чел. в год. Указанные нормы были приняты по ГОСТ Р 51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия.
В пункте 4.1 Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону указано, что нормы накопления отходов для населения и смета с территорий на первую очередь и расчетный срок Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону рассчитаны по результатам выполненных натурных замеров в 2013 году.
Согласно разделу 11 Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону все мероприятия Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону включают четыре основных раздела:
- организационно-правовые и нормативно-технические работы;
- проектно-изыскательские работы;
- материально-техническое обеспечение;
- строительно-монтажные работы.
Организационно-правовые и нормативно-технические работы направлены на разработку и введение в действие ряда документов, утверждаемых органами местного самоуправления г. Ростова-на-Дону и обеспечивающих четкое взаимодействие всех субъектов, участвующих в обороте отходов потребления.
Проектно-изыскательские работы выполняются по рекультивации и реконструкции действующего полигона ТБО, а также реконструкции и расширению транспортно-производственных баз.
Материально-техническое обеспечение направлено на улучшение технологических процессов содержания и уборки территорий города, повышение оперативности и качества выполняемых работ, на повышение надежности работы всей системы в целом.
Строительно-монтажные работы выполняются для рекультивации, реконструкции и расширения действующего полигона ТБО и транспортно-производственных баз.
В пункте 11.2 Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону приведён расчёт итоговых данных по расчетным количествам специальной техники, машин и инвентаря для определения объёма капиталовложений на мероприятия генеральной схемы очистки территорий г. Ростова-на-Дону.
Таким образом, рассчитанные на основании натурных замеров нормы накопления отходов для населения, приведенные в Генеральной схеме очистки территории города Ростова-на-Дону, служат основой для определения перечня мероприятий, а также объема капиталовложений, необходимых для реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, в том числе органы исполнительной власти городского округа.
Об этом свидетельствуют и положения "Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152, согласно которым генеральная схема очистки - проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.
Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.
Вместе с тем проанализировав экономическую обоснованность применения нормы накопления отходов в объеме 350 кг на человека в год для расчета платы за услуги по сбору, транспортировке и размещению ТОПП, судом установлено следующее.
Применяемый обществом тариф складывается из двух частей: тариф на сбор и транспортировку отходов, не относящийся к регулируемым тарифам и устанавливаемый по соглашению сторон договора, а также тарифа на утилизацию, устанавливаемого по решению уполномоченного органа по тарифам.
Стоимость оказываемых обществом услуг по сбору, транспортировке и размещению твердых отходов потребления и производства составляет 2 106 рублей за 1 тонну с НДС.
Для определения стоимости услуг, оказываемых потребителям, в том числе жителям многоквартирных домов, необходимо установить количество собранных, транспортированных и размещенных отходов. В отношении потребителей, не имеющих индивидуальных мест сбора отходов, количество отходов может быть определено только путём расчёта средней нормы накопления на человека в единицу времени.
Общество указывает, что в этих целях им использована единица, рассчитанная в Генеральной схеме очистки города Ростова-на-Дону, в количестве 350 кг на человека в год.
Согласно Генеральной схемы данная норма рассчитывалась в соответствии с Рекомендациями по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР, утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.03.1982, по результатам натурных замеров.
При этом ранее использованная норма в количестве 245 кг на человека была сопоставима с нормой 247,5 кг на 1 проживающего в многоквартирном доме в год, определенной по "ГОСТ Р 51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия".
Таким образом, судом установлено, что указанная единица в размере 350 кг, выражающая среднее количество отходов, приходящихся на одного человека в год, и использованная обществом при расчёте тарифа, фактически рассчитана на основании натурных замеров объемов отходов в отличие от ранее использованной, которая определялась на основании нормативно установленных данных, не связанных с фактическими объёмами производимых населением отходов в конкретном городе или ином населенном пункте.
Также суд учитывает, что согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в действие с 01.01.2016, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени в Ростовской области соответствующий норматив органом государственной власти субъекта Российской Федерации не утвержден.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Соответствующий закон Ростовской области, наделяющий администрацию города Ростова-на-Дону полномочиями по утверждению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, также в настоящий момент не принят.
В настоящее время ценообразование в отношении услуг по сбору и транспортированию отходов носит нерегулируемый, свободный характер.
Общество использовало при расчёте спорного тарифа среднее количество отходов 350 кг, приходящихся на одного человека, проживающего в многоквартирном жилом фонде, в год, определенное в соответствии с методическими рекомендациями по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР в результате натурных замеров, проведенных при утверждении Генеральной схемы очистки города Ростова-на-Дону.
Данный показатель соответствует минимальному размеру среднегодовой нормы образования и накопления отходов для жилищно-коммунального хозяйства, установленному Сборником удельных показателей образования отходов производства и потребления, который утвержден Госкомэкологией Российской Федерации 07.03.1999 и предназначен для использования органами государственного, регионального и местного управления в качестве справочного руководства при осуществлении экологического контроля, при проверке достоверных данных, изложенных в документах предприятий на установление нормативов образования и лимитов размещения отходов, а также при оценке объемов образования отходов в подведомственных районах или регионах. Сборник может быть использован любыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ведении контроля за образованием отходов в собственном производстве, а также при подготовке обоснований на лимиты размещения отходов (п. 1.3 Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления).
Учитывая изложенное, в том числе отсутствие регулируемых тарифов, использование расчетной величины - среднее количество отходов 350 кг, образующихся на 1 человека в год, определенной администрацией города Ростова-на-Дону в Генеральной схеме очистки территории города Ростова-на-Дону по результатам натурных замеров, является обоснованным.
Довод Управления о том, что стоимость аналогичных услуг на сопоставимых рынках в г. Волгограде и г. Краснодаре ниже стоимости, применяемой заявителем, судебной коллегией не принимается.
Согласно представленным Управлением в дело материалам средняя цена при расчете стоимости услуги на метр квадратной площади жилого помещения в г. Волгограде составляет 1,9 руб., в г. Краснодаре - 2,87 руб., используемая обществом - 3,14 руб.
Согласно Рекомендациям по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР и Сборнику удельных показателей образования отходов производства и потребления, количество накапливаемых отходов зависит от местных условий, размера населенного пункта, климатической зоны, уровня жизни в каждом регионе. Соответствие данных условий по указанным населенным пунктам при формировании стоимости спорной услуги антимонопольным органом не приведено.
При этом в материалы дела представлен ответ ООО Мусоросборочное предприятие Краснодара "Купол" на запрос Управления, согласно которому стоимость за услугу по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов составляет 3,25 руб., что больше установленной обществом.
Таким образом, изучив в совокупности все обстоятельства дела и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для признания АО "Чистый город" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части неверного определения объёма оказанных услуг по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) твердых отходов производства и потребления, повлекшего необоснованное увеличение фактического размера оплаты за оказание услуги по сбору, транспортировке и размещению твердых отходов производства и потребления для многоквартирных домов г. Ростова-на-Дону.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2016 по делу N А53-30830/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30830/2015
Истец: АО "ЧИСТЫЙ ГОРОД", ОАО "ЧИСТЫЙ ГОРОД"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, УФАС по РО
Третье лицо: ТСЖ "Черное золото ", ТСЖ "Черное золото"