20 мая 2016 г. |
А43-23285/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Заволжский моторный завод" (ОГРН 1025201677038, ИНН 5248004137) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2016 по делу N А43-23285/2015,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу о взыскании с публичного акционерного общества "Заволжский моторный завод" 1 077 888 рублей 37 копеек.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - Кушнир В.В. по доверенности от 08.12.2015 N 62 сроком действия 1 год.
Публичное акционерное общество "Заволжский моторный завод" и общество с ограниченной ответственностью "Транс-Инфо", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
По результатам проверки представленных публичным акционерным обществом "Заволжский моторный завод" (далее - Общество, ПАО "Заволжский моторный завод") расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) установил наличие у Общества задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2013-2014 годы в части размещения отходов производства и потребления в размере 1 077 888 руб. 37 коп.
Департаментом в адрес Общества выставлены претензии об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду от 17.02.2015 N 01-15/0961 и от 04.06.2015 исх.N 01-15/5681 со сроком исполнении до 17.03.2015 и 08.07.2015 соответственно.
В установленные в претензиях сроки задолженность ПАО "Заволжский моторный завод" не была погашена, в связи с чем Департамент обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с Общества платы в сумме 1 077 888 руб. 37 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Транс-Инфо".
Решением от 21.03.2016 суд удовлетворил требование Департамента.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на нарушение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество обратило внимание на то, что образующиеся в его деятельности отходы были переданы обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Инфо" (далее - ООО "Транс-Инфо") в целях транспортировки и дальнейшей передачи специализированным организациям для размещения. При этом договорами, заключенными Обществом с ООО "Транс-Инфо", предусмотрена обязанность последнего ежеквартально производить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и вносит эту плату в установленные сроки. В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на судебные акты по делам N А43-22638/2015 и N А43-22794/2015.
По мнению заявителя жалобы, действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений и запретов на отчуждение отходов 5-го класса опасности.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
ПАО "Заволжский моторный завод" ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
ООО "Транс-Инфо" отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ПАО "Заволжский моторный завод" и ООО "Транс-Инфо".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов -специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В статье 1 Закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы.
Во исполнение пункта 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 28.08.1992 N 632 утвердило Порядок, определяющий плату и правила ее исчисления за вредное воздействие на окружающую среду, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуемые природопользователями).
Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой "Тополь" (далее - Постановление) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 Постановления, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа -должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток, - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Статьей 4 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) определено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Ранее действовала редакция названной статьи, согласно которой право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
К расходам на содержание имущества относятся также расходы по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.
В рассматриваемом случае лицом, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, то есть собственником отходов, является ПАО "Заволжский моторный завод".
Как усматривается из материалов дела, Обществом (заказчик) и ООО "Транс-Инфо" (исполнитель) заключены договоры от 29.06.2012 N 162/17-12 и от 20.12.2013 N 030Т-2013, в соответствии с пунктом 1.1 которых исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по обращению с отходами 1-5 класса опасности, образующихся в результате деятельности заказчика на территории Общества, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом в силу пункта 2.2.1 названных договоров ООО "Транс-Инфо" обязалось производить вывоз с мест сбора отходов на объект захоронения (размещения), использования либо обезвреживания отходов.
Несмотря на наличие в пункте 1.5 указанных договоров условия о переходе права собственности на отходы к исполнителю с момента их погрузки в транспорт исполнителя, из буквального толкования условий договоров в их совокупности следует, что правоотношения сторон направлены на вывоз исполнителем отходов заказчика до объектов размещения отходов, а не на их отчуждение. В этой связи ссылка заявителя апелляционной жалобы на передачу отходов 5 класса опасности в общем объеме отходов не имеет существенного значения для дела, так как не влияет на правильность расчета платы.
Пунктом 4.1 договора от 20.12.2013 N 030Т-2013 предусмотрено, что стоимость услуг определяется затратами ООО "Транс-Инфо" исходя из транспортных расходов, расходов на захоронение отходов и платы за негативное воздействие на окружающую среду и учитываются в расценках.
Договором от 29.06.2012 N 162/17-12 вообще не предусмотрено включение платежей за негативное воздействие на окружающую среду в цены на оказываемые ООО "Транс-Инфо" услуги. Иного не следует и из спецификаций к договору, актов оказанных услуг.
В любом случае материалами дела не подтверждается факт передачи Обществом денежных средств ООО "Транс-Инфо" для уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2013-2014 года с объемов, переданных на размещение.
При таких обстоятельствах заключение Обществом договоров с ООО "Транс-Инфо" не освобождает заявителя жалобы от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Доводы заявителя жалобы об обратном несостоятельны.
Проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы, суд апелляционной инстанции счел его обоснованным, учитывающим наличие у Общества нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т.1 л.д.40).
Доказательств оплаты задолженности по плате за негативное воздействие в размере 1 077 888 руб. 37 коп. заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Департамента и взыскал с Общества задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2013-2014 годы в сумме 1 077 888 руб. 37 коп.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2016 по делу N А43-23285/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Заволжский моторный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-23285/2015
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ОАО Заволжский моторный завод
Третье лицо: ООО Транс-Инфо