Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2016 г. N Ф05-10777/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 мая 2016 г. |
Дело N А40-242323/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кочешковой М.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Москомстройинвеста
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2016 по делу N А40-242323/2015, принятое судьей Дранко Л.А. (79-1997)
по заявлению: открытого акционерного общества ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО"
к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Шеховцов Д.С. по дов. от 15.01.2016; |
от заинтересованного лица: |
Анопова Е.А. по дов. от 16.09.2015, Пухлякова О.В. по дов. от 30.10.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2016, принятым по данному делу, удовлетворены заявленные требования ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Москомстройинвест, ответчик) по делу об административном правонарушении от 26.11.2015 N 05-07-15-155.
При этом судом сделан вывод об отсутствии в действиях общества состава и события вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Москомстройинвест обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права.
Представители ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы, представили дополнительно письменные объяснения, просили решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО".
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Москомстройинвеста от 03.08.2015 N 01-06-167/5 в период с 27.08.2015 по 23.09.2015 ответчиком была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) при строительстве жилого квартала (1 очередь строительства в составе: корпус 1 - 2-х подъездный жилой дом и корпус 2 - 4-х подъездный жилой дом), по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 44.
В ходе проверки было установлено, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 44, с кадастровым номером 77:07:0014001:3, на котором идет строительство многоквартирного жилого дома. Обществом привлекаются денежные средства граждан в соответствии с положениями Закона N 214-ФЗ. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 16.04.2014 разрешенным использованием земельного участка являлось: "эксплуатация зданий и сооружений прачечной".
Во вновь полученном свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 30.07.2015 разрешенным использованием земельного участка является: "многоэтажная жилая застройка".
В результате проверки Административный орган пришел к выводу, что ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО" в период с 16.04.2014 по 29.07.2015 включительно не имело права привлекать денежные средства граждан, так как в этот период земельный участок не был предоставлен "для строительства", в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ.
В связи с тем, что в вышеуказанный период между ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО" и гр. Чудновым А.О. был заключен договор участия в долевом строительстве, по которому участник долевого строительства перечислил ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО" денежные средства, административным органом в отношении Общества был составлен протокол N 05-07-15-155-03 об административном правонарушении от 17.11.2015 по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ.
Постановлением Москомстройинвеста N 3 от 26.11.2015 по делу об административном правонарушении N 05-07-15-155 ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Оспариваемым постановлением ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО" привлечено к административной ответственности за привлечение денежных средств гражданина Чуднова А.О. по договору участия в долевом строительстве от 11.06.2015 N 152/02, в момент отсутствия у Общества (застройщика) земельного участка, предоставленного для целей строительства. Таким образом, Общество в нарушение ч. ч. 1, 2 ст. 3 Закона N 214-ФЗ на момент привлечения денежных средств гражданина не имело на это право в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В соответствии с положениями ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9);
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, 1)границы земельного участка; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
Согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3).
В соответствии с п. п. 1 - 2 ст. 12 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе (п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе.
Таким образом, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации информация о виде разрешенного использования земельного участка устанавливается в градостроительном регламенте, информация о котором содержится в градостроительном плане земельного участка. Сведения, содержащиеся Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и в государственном кадастре недвижимости, не устанавливают разрешенное использование земельного участка и носят исключительно информационный характер.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок само по себе не является документом, определяющим разрешенное использование земельного участка, а соответственно, не может подтверждать возможность или невозможность строительства многоквартирного жилого дома на таком земельном участке и привлечения денежных средств граждан согласно положениям Федерального закона РФ от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ.
Из материалов дела следует, что ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО" (Застройщиком) на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 44 получен градостроительный план земельного участка N RU77-176000-003730, регистрационный N 45323000-08-100757 от 18.12.2012 (кадастровый номер 77:07:0014001:3), в п. 3 которого указаны основные виды разрешенного использования: объекты размещения жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования многоквартирных жилых домов (2002 01); объекты размещения жилых помещений в жилых комплексах с обслуживающими функциями (2002 03); и.д.
Заявитель, как собственник земельного участка, согласно положениям ч. 4 ст. 37 ГрК РФ, выбрал для реализации проекта вышеуказанные виды разрешенного использования "объекты размещения многоквартирных жилых домов".
В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права 77-АР 163995, выданное 16.04.2014 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, согласно которого за ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО" зарегистрировано право собственности на земельный участок, кадастровый номер 77:07:0014001:3 (основание - договор купли-продажи земельного участка от 14.01.2014 N М-07-С01914), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 77-77-07/012/2014-427 (т. 1 л.д. 60-61).
ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО", обратилось в Мосгосстройнадзор за получением разрешения на строительство. Мосгосстройнадзор, проведя правовую экспертизу предоставленных документов, включая документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка, 19 августа 2014 года выдал разрешение на строительство N RU77176000-009836.
Таким образом, у административного органа не имелось оснований считать, что в период с 16.04.2014 по 29.07.2015 у Общества отсутствовала государственная регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства жилого квартала (1 очередь строительства в составе: корпус 1 - 2-х подъездный жилой дом и корпус 2 - 4-х подъездный жилой дом), по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, вл. 44.).
Внесение 30.07.2015 изменений в ЕГРП в отношении сведений о видах разрешенного использования и получение повторного свидетельства не означает новой регистрации права собственности на земельный участок.
Запись о государственной регистрации права собственности заявителя на указанный земельный участок внесена в ЕГРП за N 77-77-07/012/2014-427 16.04.2014 На повторном свидетельстве, выданном 30.07.2015 взамен свидетельства, выданного 16.04.2014, указана та же запись регистрации в ЕГРП N 77-77-07/012/2014-427 от 16.04.2014.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на момент привлечения Обществом денежных средств гр. Чуднова А.О., застройщик осуществил государственную регистрацию права собственности на земельный участок, который был предоставлен ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ ОЧАКОВО" для строительства (создания) многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу действия ч. 4 ст. 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имеющиеся в деле доказательства не подтверждают наличие в действиях Общества состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава и события правонарушения относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.02.2016 по делу N А40-242323/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-242323/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2016 г. N Ф05-10777/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Прачечная "ОЧАКОВО", ООО "Прачечная "Очаково"
Ответчик: Комитет г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10777/16
13.01.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62329/16
03.08.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10777/16
23.05.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17650/16
09.02.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-242323/15