г. Саратов |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А57-30229/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б, Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
при участии в заседании:
от прокуратуры Октябрьского района г. Саратова - Задков Евгений Сергеевич,
от акционерного общества "Саратовоблжилстрой" - Дмитриенко Татьяна Вячеславовна, действующая по доверенности от 25.02.2016 N 27,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры Октябрьского района г. Саратова (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 30 марта 2016 года по делу N А57-30229/2015 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению прокуратуры Октябрьского района г. Саратова (г. Саратов)
заинтересованные лица:
акционерное общество "Саратовоблжилстрой" (г. Саратов, ИНН 6455010109, ОГРН 1026403670105),
закрытое акционерное общество "Мягкая мебель "Влада" (г. Саратов, ИНН 6454005321, ОГРН 1026403359400)
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова (далее прокуратура) обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Саратовоблжилстрой" (далее общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 статьи 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 30 марта 2016 года Акционерное общество "Саратовоблжилстрой" (ОГРН 1026403670105, ИНН 6455010109, местонахождение: 410005, г.Саратов, ул. Большая Горная, 231/241) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Прокуратура Октябрьского района г. Саратова, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части квалификации правонарушения и привлечь общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 16 апреля 2016 года.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей прокуратуры и общества, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, АО "Саратовоблжилстрой" зарегистрировано в ЕГРЮЛ (ОГРН 1026403670105).
10.02.2015 года АО "Саратовоблжилстрой" выдано свидетельство N 0113.06-2010-6455010109-С-065 о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В период времени с 10.10.2015 года по 21.11.2015 года прокуратурой Октябрьского района г.Саратова в рамках рассмотрения обращения ЗАО "Мягкая мебель "Влада" о нарушении градостроительного законодательства проведена проверка в отношении ООО ФСК "Стройфин" по вопросу соблюдения градостроительного законодательства РФ на объекте строительства: жилой комплекс "УЮТ" по адресу: г.Саратов, ул. им. К.Маркса.
В ходе проверки установлено, что строительство на объекте - жилой комплекс "УЮТ" по адресу: г.Саратов, ул. им. К.Маркса - ведётся на основании разрешения на строительство N 64-RU 64304000-192-2015 от 26.08.2015 года, выданного сроком до 26.12.2017 года.
Заказчиком работ на указанном объекте является ООО ФСК "Стройфин". В соответствии с договором подряда N 26/08 от 27.08.2015 года подрядчиком выступает АО "Саратовоблжилстрой".
В нарушение п.6 ст.52, п.6 ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, раздела 19 "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости объекта в период строительства", раздела 6 Проектной документации "Проект организации строительства" АО "Саратовоблжилстрой" с начала строительства не обеспечено ограничение доступа на территорию строительной площадки посторонних лиц, поскольку в период с 10.09.2015 года по 20.11.2015 года на территории строительной площадки действует платная автостоянка.
В нарушение пп. 6.2.2. Постановления Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г.
N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 3. Общие требования" по состоянию на 20.11.2015 года АО "Саратовоблжилстрой" не обеспечено наличие защитного козырька (защитный козырёк имеется не по всему периметру части ограждения, примыкающего к местам массового прохода людей).
В нарушение пп. 6.2.5. Постановления Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г.
N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" по состоянию на 20.11.2015 года АО "Саратовоблжилстрой" не обеспечено наличие схемы внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения у въезда на производственную территорию.
В нарушение пп.5.1.1 Постановления Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г.
N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" АО "Саратовоблжилстрой" по состоянию на 20.11.2015 года не проведены мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных факторов, связанных с расположением рабочего места вблизи перепада по высоте более 1, 3 м. при работе в котловане.
Результаты проверки подробно отражены в акте проверки от 23.11.2015 года.
Данный факт послужил основанием для вынесения 26.11.2015 года заместителем прокурора Октябрьского района г. Саратова постановления о возбуждении в отношении АО "Саратовоблжилстрой" дела об административном правонарушении по ч. 2 ст.9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьями 202-203 Арбитражного процессуального кодекса РФ заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова направил в арбитражный суд Саратовской области указанное постановление с материалами административного дела и обратился с заявлением о привлечении АО "Саратовоблжилстрой" к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, переквалифицировал, допущенное обществом правонарушение с части 2 статьи 9.4 на часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ и привлек общество к административной ответственности с учетом частей 3.2, 3.2 си. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей 9.4 КоАП РФ, являются отношения, связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей 9.4 КоАП РФ, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
При этом, частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Частью 2 статьи 9.4. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение действий, предусмотренных частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Для привлечения к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.4 КоАП РФ необходимо установить не только факт нарушения при осуществлении работ требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, но и то, что данные действия повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо повлекли причинение вреда (создали угрозу причинения вреда) жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Ответственность по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ наступает в случаях, когда нарушение требований нормативных документов не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221, Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", а также иными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства; а объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов (часть 6 статьи 52 ГрК РФ).
В соответствии с п. 6 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается проект организации строительства объекта капитального строительства.
Разделом 19 "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в период строительства" раздела 6 Проектной документации "Проект организации строительства", установлено, что допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников не занятых на данной территории запрещается.
Согласно пп. 6.2.2. Постановления Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г. N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 3. Общие требования", ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком.
В соответствии с пп. 6.2.5. Постановления Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г. N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", у въезда на производственную территорию необходимо устанавливать схему внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения
Согласно пп.5.1.1 Постановления Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г. N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", при выполнении земляных и других работ, связанных с размещением рабочих мест в выемках и траншеях, необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы, одним из которых является расположение рабочего места вблизи перепада по высоте 1,3 м и более.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, по адресу: г.Саратов, ул. им. К.Маркса на основании разрешения на строительство N 64-RU 64304000-192-2015 от 26.08.2015 года, выданного сроком до 26.12.2017 года, осуществляется строительство объекта - жилой комплекс "УЮТ".
Заказчиком работ на указанном объекте является ООО ФСК "Стройфин". В соответствии с договором подряда N 26/08 от 27.08.2015 года подрядчиком выступает АО "Саратовоблжилстрой".
Таким образом, АО "Саратовоблжилстрой", как подрядчик, является субъектом ответственности по ст. 9.4 КоАП РФ.
В нарушение п.6 ст.52, п.6 ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, раздела 19 "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости объекта в период строительства" раздела 6 Проектной документации "Проект организации строительства" АО "Саратовоблжилстрой" с начала строительства не обеспечено ограничение доступа на территорию строительной площадки посторонних лиц, поскольку в период с 10.09.2015 года по 20.11.2015 года на территории строительной площадки действует платная автостоянка.
В нарушение пп. 6.2.2. Постановления Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г.
N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 3. Общие требования" по состоянию на 20.11.2015 года АО "Саратовоблжилстрой" не обеспечено наличие защитного козырька (защитный козырёк имеется не по всему периметру части ограждения, примыкающего к местам массового прохода людей).
В нарушение пп. 6.2.5. Постановления Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г.
N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" по состоянию на 20.11.2015 года АО "Саратовоблжилстрой" не обеспечено наличие схемы внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения у въезда на производственную территорию.
В нарушение пп.5.1.1 Постановления Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г.
N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" АО "Саратовоблжилстрой" по состоянию на 20.11.2015 года не проведены мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных факторов, связанных с расположением рабочего места вблизи перепада по высоте более 1, 3 м. при работе в котловане.
Факты нарушения АО "Саратовоблжилстрой" вышеприведенных норм градостроительного законодательства подтверждаются материалами административного дела, а именно: актом проверки от 23.11.2015 года, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 26.11.2015 года. Кроме того, постановлением N 02/16 от 11.01.2016 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области привлекло к административной ответственности старшего инженера по надзору за строительством АО "Саратовоблжилстрой" Новикова Ю.Н. к административной ответственности по ч.2 ст.9.4. КоАП РФ. Из постановления N 02/16 от 11.01.2016 года следует, что на территории строительной площадки объекта строительства "УЮТ" по адресу: г.Саратов, ул. им. К. Маркса не обеспечено ограничение доступа посторонних лиц, на территории строительной площадки действует платная автостоянка; не обеспечено наличие защитного козырька (защитный козырёк имеется не по всему периметру части ограждения, примыкающего к местам массового прохода людей), не обеспечено наличие схемы внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения у въезда на производственную территорию; не проведены мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных факторов, связанных с расположением рабочего места вблизи перепада по высоте более 1, 3 м. при работе в котловане.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
В оспариваемом решении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия АО "Саратовоблжилстрой" неправомерно квалифицированы по второй части статьи 9.4 КоАП РФ, поскольку административным органом не доказан факт того, что вышеуказанные нарушения повлекли отступление от проектных значений и затрагивают конструктивные характеристики надежности и безопасности создаваемого объекта капитального строительства.
Заявитель апелляционной жалобы считает выводы суда первой инстанции первой инстанции о переквалификации нарушений, вменяемых обществу в вину с ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ неправомерными, поскольку общество допустило нарушение проектной документации при строительстве объектов капитального строительства, а также установленных федеральным органом исполнительной власти обязательных требований к зданиям и сооружениям при строительстве объектов капитального строительства, которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, в связи с чем просит привлечь АО "Саратовоблжилстрой" к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает доводы прокуратуры несостоятельными по следующим основаниям.
Системное толкование первой и второй частей статьи 9.4 КоАП РФ позволяет сделать вывод о наличии различий между допускаемыми отклонениями от проектной документации, которые могут (или не могут) затрагивать проектные значения параметров зданий и сооружений, оказывать влияние на конструктивные и иные характеристики надежности объекта. Только вторая часть указанной статьи содержит в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности по данной статье наступление негативных последствий допущенных отклонений в виде изменений проектных значений параметров зданий и сооружений, конструктивных и иных характеристик надежности объектов.
В соответствии с п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.
Исходя из системного толкования положений ст.9.4. КоАП РФ арбитражным судом вышеописанные нарушения АО "Саратовоблжилстрой" градостроительного законодательства правомерно переквалифицированы на ч.1 ст.9.4. КоАП РФ, поскольку указанное в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.11.2015 года событие правонарушения и представленные доказательства являются достаточными для определения квалификации противоправного деяния АО "Саратовоблжилстрой" по ч.1 ст.9.4. КоАП РФ, а не по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Более того, санкция части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Санкция части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц наказание в виде от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Сравнение санкций 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о том, что санкция за правонарушение, вмененное ему прокуратурой, является более жесткой, чем за нарушение, совершенное обществом.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции лишен возможности осуществить привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку переквалификация административного правонарушения приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого возбуждено дело, что не допускается административным законодательством.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 30 марта 2016 года по делу N А57-30229/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокуратуры Октябрьского района г. Саратова без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-30229/2015
Истец: Прокуратура Октябрьского района г. Саратова
Ответчик: АО "Саратовоблжилстрой"
Третье лицо: ЗАО "Мягкая мебель Влада", Новиков Ю. Н., ЗАО "Мягкая мебель "Влада"