г. Москва |
|
23 мая 2016 г. |
Дело N А40-216808/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации ГП Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2016 по делу N А40-216808/15 принятое судьей Лапшиной В.В. (шифр судьи: 94-1813)
по заявлению Администрации ГП Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области (141840, Московская область, г. Яхрома, пл. Генерала Кузнецова, д.1)
к УФАС России по Московской области (123423, Москва, Карамышевская наб., д.44)
об оспаривании решения и предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилась Администрация ГП Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области с заявлением об оспаривании решения от 06.10.2015 N 09/ДЮ/14882 и предписания от 06.10.2015 N 09/ДЮ/14883, вынесенных УФАС по Московской области.
Решением суда от 10.02.2016 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что на момент издания Администрацией постановления от 02.02.2015 N 15 отсутствовал какой-либо закон Московской области, наделяющий Администрацию полномочиями по ограничению оборота алкоголя и спиртосодержащей продукции.
С решением суда не согласился заявитель - Администрация ГП Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что постановление от 02.02.2015 N 15 не содержит никаких оговорок и приложений относительно условий, мест розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, перечня отдельных хозяйствующих субъектов, реализующих такую продукцию и на которые распространяется запрет на период с 8-00 по 17-00 08.02.2015 на розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе пива и других слабоалкогольных напитков, не определяет конкретных границ объектов и территорий, где запрещена реализация алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе пива и других слабоалкогольных напитков, то есть не противоречит Постановлению от 16.12.2014 N 1102/49 Правительства Московской области, а согласуется с ним в части указания периода времени проведения публичного мероприятия.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, Московским областным УФАС России проведен мониторинг муниципальных нормативных актов органов местного самоуправления на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 28.12.2009N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
По итогам проведения мониторинга установлено, что Администрацией городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области принято постановление от 02.02.2015 N 15 "О торговле алкогольной и спиртосодержащей продукцией на территории городского поселения Яхрома в период проведения XXXIII открытой Всероссийской массовой лыжной гонки "Лыжня России - 2015", вводящее запрет реализации алкогольной и спиртосодержащей продукцией, в том числе пива и других слабоалкогольных напитков, а также прохладительных напитков в стеклянной таре с 08.00 до 17.00 часов 08.02.2015 (далее - Постановление от 02.02.2015 N 15). Постановление от 02.02.2015 N 15 не соответствует действующему законодательству и содержит признаки нарушения подпункта "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Антимонопольным органом вынесено решение от 06.10.2015 по делу N 09-22/11-15 (л.д. 7-12) о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому:
1. Признана Администрация ГП Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области нарушившей подпункт "б" пункта 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части принятия постановления от 02.02.2015 N 15 "О торговле алкогольной и спиртосодержащей продукцией на территории городского поселения Яхрома в период проведения XXXIII открытой Всероссийской массовой лыжной гонки "Лыжня России - 2015", которое привело к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, и могло привести к ограничению конкуренции.
2. Выдано Администрации городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Переданы материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 КоАП РФ.
На основании данного решения заявителю было выдано предписание по делу N 09-22/11-15 о нарушении антимонопольного законодательства от 06.10.2015 (л.д. 13-15).
Из материалов дела следует, что Администрацией принято постановление от 02.02.2015 N 15 "О торговле алкогольной и спиртосодержащей продукцией на территории городского поселения Яхрома в период проведения XXXIII открытой Всероссийской массовой лыжной гонки "Лыжня России - 2015" (л.д. 21).
В соответствии с п.п. б п. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров
На основании ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства Московской области от 16.12.2014 N 1102/49 местами массового скопления граждан, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Московской области в городском поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области являются: Город Яхрома, пл. Генерала Кузнецова, д. 1, площадка перед зданием администрации городского поселения Яхрома; Город Яхрома, площадка на городском стадионе; Село Подъячево, ул. Советская, д. 67, площадка перед Домом культуры "Подъячево"; Село Храброво, площадка у магазина; Деревня Астрецово, площадка у обелиска.
Согласно п. 2 ст. 26 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения, в том числе ограничения, касающиеся поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемых на территории Российской Федерации, могут устанавливаться только федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Администрация городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области не обладала полномочиями в соответствии с Законом N 171-ФЗ по запрету продажи алкоголя, спиртосодержащей продукции, а также прохладительных напитков в стеклянной таре, а также полномочиями по определению мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, поскольку на момент издания Администрацией постановления от 02.02.2015 N 15 отсутствовал Закон Московской области, наделяющий Администрацию полномочиями по ограничению оборота алкоголя и спиртосодержащей продукции.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемые решение и предписание не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Доводов, опровергающих вывод суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.02.2016 по делу N А40-216808/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-216808/2015
Истец: Администрация городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области, Администрация ГП Яхрома Дмитровского р-на МО
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области, УФАС России по Московской области