город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2016 г. |
дело N А32-20065/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 03.07.2015 N 15 Павлов С.А.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.02.2016 по делу N А32-20065/2015
по заявлению крестьянского фермерского хозяйства "Покатилов В.И."
к заинтересованному лицу - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения,
принятое судьей А.Л. Назыковым,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Покатилов В.И." (далее - КФХ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) о признании незаконным отказа от 30.03.2015 N 52-5628/15-32.20 в предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:08 07 006:0010, общей площадью 207 900 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, примерно в 5 км. от хутора Раздольный по направлению на юг, почтовый адрес: Новокубанский район, колхоз "Золотой колос", участок N 109; об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2016 признан незаконным, выраженный в письме от 30.03.2015 N 52-5628/15-32.20 Департамента имущественных отношений Краснодарского края, отказ в предоставлении в собственность за плату крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Покатилов В.И." земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0807006:10, общей площадью 207 900 кв.м., как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Закону Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Решено обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Покатилов В.И." в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0807006:10, общей площадью 207 900 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, примерно в 5 км. от х. Раздольный по направлению на юг, колхоз "Золотой колос", участок N 109, а также подготовить и направить в адрес крестьянского (фермерского) хозяйства "Покатилов В.И." проект договора купли-продажи указанного земельного участка для подписания.
Решение мотивировано тем, что в материалы дела не представлены доказательства того, что на территории спорного земельного участка имеются объекты культурного наследия Краснодарского края, водоохранные объекты, которые ограничивают оборот испрашиваемого земельного участка.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что спорный земельный участок ограничен в обороте в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку он граничит с водным объектом. Заявление КФХ "Покатилов В.И." о приобретении земельного участка в собственность не соответствует требованиям действующего законодательства. В заявлении не были указаны цель использования земельного участка и основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа оснований, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. У заявителя отсутствует право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку при обращении в департамент не были представлены документы, подтверждающие надлежащее использование испрашиваемого земельного участка.
Представитель крестьянского фермерского хозяйства "Покатилов В.И." поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей департамента и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, письмом департамента от 30.03.2015 N 52-5628/15-32.20 было отказано в предоставлении в собственность за плату крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Покатилов В.И." земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0807006:10, общей площадью 207 900 кв.м. по причине того, что западная сторона указанного земельного участка находится в границах водоохраной зоны водного объекта балки Крутая, а также ввиду того, что земельный участок расположен в границах зон охраны выявленного объекта культурного наследия "Курган", что является основанием для ограничения оборотоспособности указанного земельного участка.
Из материалов дела следует, что по договору аренды от 15.06.2005 N 0000001000 Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Покатилов В.И." был предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0807006:0010, общей площадью 20,79 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, примерно в 5 км. от хутора Раздольный по направлению на юг относительно колхоза "Золотой колос", участок N 109, для сельскохозяйственного использования (пункт 1.1. договора аренды) сроком на 10 лет (пункт 7.2. договора аренды).
Кадастровым паспортом земельного участка от 07.04.2015 N 2343/12/15-383372 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0807006:10 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, при этом указанный кадастровый номер внесен в государственный кадастр недвижимости 07.05.2004.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 10.04.2015 N 23-0-1-232/4020/2015-125 подтверждается, что спорный земельный участок находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край, и обременен правом аренды в пользу Крестьянского (фермерского) хозяйства "Покатилов В.В." с 15.06.2005 сроком на 10 лет на основании договора аренды земельного участка государственной собственности от 15.06.2005 N 0000001000, дата регистрации 25.08.2005, номер регистрационной записи 23-23-09/024/2005-48.
В целях предоставления участка в собственность за плату хозяйство обратилось в департамент с соответствующим заявлением.
Письмом от 30.03.2015 N 52-5628/15-32.20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги. Отказ мотивирован тем, что:
- не приложены документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения",
- не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ;
- юго-западная сторона испрашиваемого земельного участка попадает в границы водоохраной зоны водного объекта балки Крутая согласно ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ, что является основанием для признания земельного участка ограниченным в обороте;
- земельный участок расположен в границах зон охраны выявленного объекта археологического наследия "Курган";
- не приложены документы, предусмотренные п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, а именно подтверждающие надлежащее использование земельного участка; не указаны основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, а так же по обстоятельствам его ограниченности в обороте в соответствии с п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Полагая, что отказ департамента в рассмотрении заявления, выраженный в письме от 30.03.2015 N 52-5628/15-32.20 противоречит закону, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении участка должны быть указаны, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований (п. п. 4 п. 1 ст. 39.17), а также цель использования земельного участка (п. п. 7 п. 1 ст. 39.17).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 3 статьи 39.17 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16.
В целях регламентации административных процедур и административных действий при предоставлении департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 03.06.2015 N 649 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края", утвержден административный регламент предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края (далее - регламент).
В соответствии с пунктом 2.6.2 регламента к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность за плату прилагаются, в том числе:
- документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае если с заявлением обратились юридическое лицо или гражданин по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Также, пунктом 2.4.2 регламента предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления в департамент о предоставлении земельного участка департамент рассматривает поступившее заявление и по результатам рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и его подписание, а также отправляет проект договора для подписания заявителю.
В силу пункта 2.4.3 регламента в срок не более чем тридцать дней со дня поступления в департамент заявления департамент, при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в подразделе 2.8 настоящего раздела, принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием обстоятельств, препятствующих предоставлению государственной услуги, и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден.
В то же время данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от обязанности доказать факт надлежащего использования таких участков.
Приложенный к заявлению акт обследования земельного участка N 346 от 23.10.2014, составленный специалистами ГКУ КК "Кубаньземконтроль", вопреки доводам жалобы департамента, подтверждает целевое использование земельного участка.
Данным актом подтверждается надлежащее использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, отсутствие на участке каких-либо объектов, препятствующих его выкупу. На участке осуществлены работы в соответствии с агротехническими нормативами. Документов о внесении и об отсутствии задолженности по арендной плате не представлено. Также зафиксировано отсутствие фактов привлечения к ответственности за нарушение земельного законодательства.
Сведениями федерального статистического наблюдения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2012, 2013 и 2014 годы подтверждается факт использования земельного участка по назначению.
Кроме того, цель использования испрашиваемого земельного участка - для сельскохозяйственного производства, указана при описании земельного участка для приобретения его в собственность. В качестве основания приобретения земельного участка в собственность заявитель указывает, что он арендует испрашиваемый земельный участок с 15.06.2005 года; с момента заключения которого прошло не менее трех лет; земельный участок используется надлежащим образом, следовательно, имеет право на его выкуп.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает нарушений порядка подачи заявления о предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения, установленных департаментом в оспариваемом отказе.
При рассмотрении настоящего спора по существу судом первой инстанции было установлено отсутствие водоохранного объекта; департаментом не доказано нахождение спорного земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса); наличие на территории, примыкающей к спорному земельному участку, самостоятельного водного объекта - балка Крутая, представляющего собой поверхностное сосредоточение вод и отвечающее признакам водного объекта, установленным Водным кодексом, департаментом также не доказано.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 22.01.2014, которое доказывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0807006:0010 не подпадает под границы прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны балки Крутая. Данный факт не опровергается актом обследования комиссии по землепользованию и застройки Советского сельского поселения от 19.04.2016, согласно которому водных объектов на данном участке не выявлено.
В силу пункта 3 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
При этом нормами действующего земельного законодательства не предусмотрено ограничение выкупа земельных участков, в границах которых установлены водоохранные зоны.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что департамент мог и должен был проверить информацию о наличии на территории земельного участка объекта археологического наследия в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края до принятия оспариваемого отказа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования хозяйства и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность предпринять все необходимые действия, направленные на заключение с договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Краснодарского края отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба департамента по приведенным в ней доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2016 по делу N А32-20065/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20065/2015
Истец: Крестьянское фермерское хозяйство "Покатилов В. И.", Пакатилов В И
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Кк