г. Саратов |
|
25 мая 2016 г. |
Дело N А12-60381/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кузнецовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 марта 2016 года по делу N А12-60381/2015 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" (Волгоградская область, г. Волжский, ул. Оломоуцкая, д. 70, ОГРН 1083435005917, ИНН 3435095885)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карбышева, д. 1),
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10 Б, строение 2, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098), Светлова Ирина Александровна (Волгоградская область, г. Волжский)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Флагман-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание N 317-14-15 от 30.09.2015 об устранении выявленных нарушений, выданного Территориальным отделом в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области - ООО "УК "Флагман-Сервис" как не соответствующее ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 21, 22 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, нарушающее права и законные интересы ООО "УК "Флагман-Сервис", незаконно возлагающее на ООО "УК "Флагман-Сервис" обязанность произвести возврат потребителю суммы за коммунальную услугу отопление за период январь-август 2012 г.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 марта 2016 года в удовлетворении требований общества было отказано.
ООО УК "Флагман-Сервис", не согласившись с вынесенным решением, обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах оспорил доводы апеллянта в представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис", Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском района, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, Светловой Ирины Александровны, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения начальника Отдела Зубаревой О.В. от 05.02.2015 N 41 о проведении проверки юридического лица Отделом в период с 10.02.2015 года по 27.02.2015 года в отношении ООО УК "Флагман-Сервис" была проведена внеплановая документарная проверка доводов, указанных в жалобе гражданки, проживающей по адресу: дом N 128, кв. N 174, ул. Ленина, г. Волжский, содержащей вопросы правомерности начисления и выставления к оплате суммы за коммунальную услугу "отопление" за период январь-август 2012 г. (вх. N 482 от 03.02.2015).
Отделом в адрес ООО УК "Флагман-Сервис" был направлен запрос о предоставлении информации и документов от 05.02.2015 г. N 479 с приложением копии распоряжения от 05.02.2015 N 41. Данный запрос был получен Обществом 11.02.2015 г.
В ходе проверки по документам установлено следующее.
Управление многоквартирным домом N 128 по пр. Ленина г. Волжский Волгоградской области осуществляется ООО "УК "Флагман-Сервис" на основании договора управления многоквартирным домом N Д-32/2011 от 01.06.2011 г., заключенным с Товариществом собственников жилья "проспект имени Ленина, дом 128".
Пунктом 2.1.7 данного договора предусмотрена обязанность ООО "УК "Флагман-Сервис" по поручению Заказчика ("ТСЖ "проспект имени Ленина, дом 128") производится начисление, сбор, перерасчет платежей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела дом N 128 по пр. Ленина г. Волжский Волгоградской области оборудован общедомовым пробором учета потребления тепловой энергии (отопление), акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 02.12.2011 г., что не оспаривается заявителем. Квартиры данного дома не оборудованы индивидуальными приборами учета потребления тепловой энергии (отопление).
Расчет платы за коммунальную услугу "отопление", в период январь - август 2012 года, должен был производиться в соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (в редакции действовавшей на указанный в обращении потребителя период).
Потребителю по адресу Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 128, кв. 174, в период январь-август 2012 года, плата за коммунальную услугу "отопление" должна была начисляться исходя из нормативов потребления, в размере 256,27 руб. в период январь-июнь 2012 года, и 271,65 руб. в период июль, август 2012 года (в соответствии с действующими на указанный период нормативами и тарифами по услуге "отопление"), и составить за восемь месяцев 2012 года 2 080,92 рублей.
Однако согласно квитанциям, выставленным потребителю к оплате за жилищно-коммунальные услуги ООО "УК "Флагман-Сервис", плата за услугу "отопление" составила за январь 2012 года- 2094,1 руб., февраль 2012 года- 664,04 руб., март 2012 года - 2290,90 руб., апрель 2012 года - 1652,82 руб., май 2014 года - 848,30 руб., в июне, июле, августе 2012 года плата за "отопление" потребителю не начислялась. Таким образом, за период январь-август 2012 года потребителю по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 128 кв. 174, за коммунальную услугу - "отопление" было предъявлено к оплате 7 550,16 рублей.
В письме в адрес Отдела управляющая компания сообщает, что согласно сведениям о фактическом потреблении тепловой энергии в данном доме в 2012 году потребление коммунальной услуги отопление по квартире 174 вышеуказанного дома составило в сумме 9 137 рублей. То есть, плата за услугу отопление подлежит корректировки, сумма которой должна составить 1 027,55 руб. (9 137,15 руб.- 8 109,60 руб.). Сумма 9 137,15 руб. рассчитана ООО "УК "Флагман-Сервис" на основании сведений о фактическом потреблении тепловой энергии направленных ООО "ЛУКОИЛ-ТТК" в адрес управляющей компании. Данный документ подписан в одностороннем порядке заместителем начальника управления по сбыту и не отражает показания общедомового прибора учета многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 128.
Журнал учета показаний коллективного (общедомовых) прибора учета потребления коммунального ресурса "отопление" за 2012 год, (или иной документ снятия показаний прибора учета) управляющей компанией не представлен.
Так же в документах, представленных в адрес Отдела, не содержится формулы расчета суммы 9 137,15 руб. Таким образом, сумма 9 137,15 руб. - как подлежащая оплате потребителем за 2012 год, не подтверждена документально.
На основании вышеизложенного, в отношении ООО "УК "Флагман-Сервис" были выявлены нарушения обязательных требований - пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (в редакции действовавшей на указанный в заявлении потребителя период).
А именно, в январе - августе 2012 года, ООО "УК "Флагман-Сервис" при начислении платы за коммунальную услугу - "отопление" использовало формулу расчета, не предусмотренную нормами действующего законодательства, и, как следствие, потребителю выставлялись к оплате значительно завышенные суммы. Фактически потребителю должно было быть начислено 2 080,92 рублей, а было выставлено ООО "УК "Флагман-Сервис" к оплате в квитанциях 7 550,16 рублей. Таким образом, обсчет потребителя составил 5469,24 рублей. 27.02.2015 г.
Отделом составлен акт проверки N 41/69.
По итогам проверки в отношении ООО "УК "Флагман-Сервис" выдано предписание N 32 от 27.02.2015 г. об устранении выявленных нарушений в соответствии, с которым на общество возложена обязанность:
произвести потребителю, собственнику жилого помещения расположенного по адресу Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 128 кв. 174, перерасчет (возврат) необоснованно начисленной суммы за период январь - август 2012 г., за коммунальную услугу "отопление", согласно обязательным требованиям ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. (в редакции действующей на указанный в заявлении потребителя период).
Решением Управления Роспотребнадзора срок исполнения предписания N 32 от 27.02.2015 г. об устранении выявленных нарушений был продлен Обществу до 16.06.2015 года
Не согласившись с вынесенным предписанием, 14.04.2015 года Общество оспорило его в арбитражном суде Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2015 года по делу N А12- 15541/2015 в удовлетворении требований Обществу было отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 года решение суда оставлено в силе.
В период рассмотрения дела N А12-15541/2015 в суде первой и апелляционной инстанции, то есть до 15.09.2015 года Управлением Роспотребнадзора проведена проверка исполнения предписания N 32 от 27.02.2015 г. по результатам которой выдано новое предписание N190-14-15 от 14.07.2015 года с аналогичными требованиями об устранении выявленных нарушений.
Новое предписание N 190-14-15 от 14.07.2015 года об исполнении ранее выданного предписания N 32 от 27.02.2015 г. Обществом не оспаривалось. Срок исполнения предписания - до 03.09.2015 года.
По истечению срока (03.09.2015 г.) об устранении нарушений, Распоряжением от 09.09.2015 года N 453 Управление назначило проведение проверки исполнения предписания N 190-14-15 от 14.07.2015 года.
В ходе проверки было установлено частичное исполнение предписания с суммой оплаты - 1356,32 рублей. По факту неисполнения ранее выданного предписания N 190-14-15 от 14.07.2015 года, Управление выдало новое предписание N 317-14-15 от 30.09.2015 года, которое Общество оспаривает в настоящем деле.
Мотивируя требования Общество указало на незаконность его вынесения поскольку оспариваемое предписание содержит аналогичные требования содержащиеся в первоначальном предписании N 32 от 27.02.2015 г., но учитывая, что его действие продлевалось Обществу до 16.06.2015 года, а в период его продления срок действия был приостановлен в силу п.5.1 ст.40 Закона РФ "О защите прав потребителей" на период рассмотрения дела NА12-15541/2015 в арбитражном суде, то есть до 15.09. 2015 г., соответственно считает срок его продления истек только 18.11.205 года. С учетом данных обстоятельств, Общество считает Управление неправомерно провело проверку, до истечения срока исполнения предписания N 32 от 27.02.2015 г. и выдало новое предписание N317-14-15 от 30.09.2015года оспариваемое в настоящем деле.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания административного органа, непредставлении заявителем доказательств нарушения предписанием его прав и охраняемых законом интересов.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из формулы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что размер платы за отопление в жилом помещении определяется с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле, указанной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам с учетом норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Флагман-Сервис" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2011 N Д-32/2011, заключенным с товариществом собственников жилья "проспект имени Ленина, дом 128", осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Волжский, пр. им. Ленина, д. 128, в том числе производит начисление, сбор, перерасчет платежей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Флагман-Сервис" ссылается на недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными.
В то время как, указанные доводы апелляционной жалобы Общества, уже являлись предметом рассмотрения судебного дела N А12-15541/2015. Оценка доводам, приведённым Обществом в апелляционной жалобе, уже была дана Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 15.09.2015 года по делу N А12-15541/2015.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по другому делу не требуют доказывания в настоящем деле (ст.69 АПК РФ).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое в настоящем деле Предписание N 317-14-15 от 30.09.2015 года в связи с неисполнением ранее выданного предписания N 190-14-15 от 14.07.2015 года, законность которого Обществом не оспаривалось и действие данного предписания не продлевалось, соответственно правоотношения сторон по продлению срока действия предписания не могут влиять на правоотношения связанные с принятием оспариваемого предписания.
Применительно к спорным правоотношениям, наличие причинно - следственной связи по факту принятия Управлением предписаний N 32 от 27.02.2015 г., N 190-14-15 от 14.07.2015 года, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания N 317-14-15 от 30.09.2015 года по основаниям продления срока действия исполнения первичного предписанию N 32 от 27.02.2015 г.
Более того, суд неоднократно указывает на нарушение со стороны ООО "УК "Флагман-Сервис" прав потребителя - Световой И. А., а именно, ООО "УК "Флагман-Сервис" самостоятельно поменяло формулу расчета; при расчете размера платы за коммунальную услугу - "отопление" применило формулу, не предусмотренную п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, поскольку самостоятельно исключило из расчета один из показателей.
Кроме того, предоставленные Обществом документы не подтверждают обоснованность приведенного Обществом расчета, поскольку не являются первичным учетным документом, подписаны в одностороннем порядке только представителем ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", сведения о согласовании с ООО "УК "Флагман-Сервис" отсутствуют.
ООО "УК "Флагман-сервис" также нарушена периодичность проведения корректировки, выставляемой потребителю Световой И. А., которая Обществом выставляется ей ежемесячно в нарушение Правил N 307 от 23.05.2006 года.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что показания общедомового прибора учета не могут быть положены в основу начисления платы за услугу "отопление" потребителю Световой И. А., поскольку не соответствуют заявленному Обществом периоду корректировки и предоставленным документам; не соответствует также показатель - "общая площадь всех помещений в МКД" данным Технического паспорта МКД потребителя.
Как верно указал суд первой инстанции, сумма в размере 9 137, 15 руб., как подлежащая оплате потребителем, не была подтверждена документально ООО "УК "Флагман-Сервис" ни в ходе проведения внеплановой документарной проверки, ни в ходе рассмотрения судебных дел N А 12-15541/2015 и N А 12-60381/2015.
Указанные нарушения допущены субъектом предпринимательской деятельности при обычных условиях делового оборота, в ходе ежедневного оказания жилищно-коммунальных услуг потребителям, являющихся основной целью деятельности ООО "УК "Флагман-Сервис", как Управляющей компании, зарегистрированной с 2008 года, основным видом деятельности которой согласно выписке из ЕГРЮЛ является "управление эксплуатацией жилого фонда".
Являясь субъектом предпринимательской деятельности, ежедневно оказывающим жилищно-коммунальные услуги потребителям, общество могло и должно было знать о необходимости соблюдения установленных требований к порядку начисления оплаты за коммунальную услугу - "отопление" потребителю Световой И. А., а именно, требований, установленных ст. 157 Жилищного Кодекса РФ; п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года.
Однако, в данном случае, ООО "УК "Флагман-Сервис" не только не предприняты все необходимые меры для соблюдения обычных при такой деятельности правил предоставления коммунальных услуг гражданам, но и фактически проявлено пренебрежительное отношение к своей обязанности по соблюдению установленных публичных правил поведения при оказании услуг; а также, в результате такого несоблюдения возникла угроза нарушения основных прав потребителя Световой И. А., которая в период с 03.02.2015 года (дата обращения в Роспотребнадзор) по настоящее время, то есть более года, претерпевает последствия незаконно начисленной ООО "УК "Флагман-Сервис" суммы на услугу - "отопление" в размере 5 469, 24 рублей.
Более того, Общество нарушает вышеуказанные нормы права, в связи с чем, происходит искажение общей картины расчета оплаты коммунальной услуги, в рассматриваемом случае, "отопление" и потребитель не может проверить правильность начисления таковой. Метод расчета, применяемый ООО "УК "Флагман-Сервис", и не установленный законом, непременно ведёт к искусственному увеличению стоимости, подлежащей оплате услуги. Выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги, то есть не предусмотренных Правилами N 307 от 23.05.2006 года, не законно, нарушает права и интересы потребителей и ведёт к наступлению негативных последствий путём причинения им имущественного вреда.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о непредставлении обществом доказательств незаконности предписания административного органа, нарушения оспариваемым ненормативным актом законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ООО "УК "Флагман-Сервис" о признании недействительным предписания ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах N 317-14-15 от 30.09.2015 об устранении выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Флагман-Сервис" оспаривает выводы суда первой инстанции, отраженные в оспариваемом решении, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам. Доводы апелляционной жалобы были заявлены в суде первой инстанции, и получили надлежащую оценку. Доводы апелляционной жалобы не подтверждают неправильного применения судом норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 марта 2016 года по делу N А12-60381/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-60381/2015
Истец: ООО "УК "Флагман-Сервис", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ФЛАГМАН - СЕРВИС"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области Территориальный отдел в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах
Третье лицо: ООО "УК "Флагман-Сервис", Светова И. А., Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, Светова Ирина Александровна, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, Управление Роспотребнадзора Волгоградской области