г. Томск |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А45-26100/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Булатова О.С. по доверенности N Д-006 от 20.01.2016 года (сроком 1 год)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1, г. Новосибирск (N 07АП-3648/16)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 01 марта 2016 года по делу N А45-26100/2015 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Западной Сибири", г. Новосибирск (ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500)
к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1, г. Новосибирск
о признании приказа от 28.08.2015 года N 2731 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Западной Сибири" (далее по тексту - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1 (далее по тексту - заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконным приказан N 2731 от 28.08.2015 года "Об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 марта 2016 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Предприятием требований, поскольку оспариваемый ненормативный акт заинтересованного лица не нарушает права и законные интересы заявителя.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представил, в судебном заседании его представитель возражал против доводов жалобы Фонда, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку в рассматриваемом случае оспариваемый приказ противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Письменный отзыв Предприятия приобщен к материалам дела.
Фонд, участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 марта 2016 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом Фонда от 28.08.2015 года N 2731 филиалу "Аэронавигация Западной Сибири" федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год в размере 1%.
Полагая указанный выше ненормативный акт незаконным, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как правомерно отмечено арбитражным судом, в соответствии с частью 7 статьи 3, подпунктом 1 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве являются, в том числе юридические лица любой организационно-правовой формы.
Согласно положениям статьи 6 Закона N 125-ФЗ, в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Таким образом, Закон N 125-ФЗ не содержит иного понятия страхователя, кроме как юридическое лицо.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 года N 27 утвержден Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Порядок регистрации).
В соответствии с настоящим Порядком обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подпункт 1 пункта 1 Порядка).
Согласно пункту 3 Порядка юридические лица, имеющие структурные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящего Порядка, регистрируются в качестве страхователей в региональном отделении Фонда (Филиале регионального отделения Фонда) по месту нахождения данных обособленных подразделений.
Обособленные подразделения юридических лиц не наделяются статусом самостоятельного субъекта правоотношений по обязательному социальному страхованию и не могут являться страхователями в силу закона.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 года N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил).
В силу пункта 7 Правил страхователь вправе выделить как самостоятельную классификационную единицу для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащую отнесению к видам экономической деятельности, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 года N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, зарегистрирован в Минюсте РФ 20.02.2006 года N 7522 (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункта 7 Порядка, самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются подразделения страхователя при условии выполнения ими следующих требований: осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя; ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя с отражением соответствующих доходов в графе 3 таблицы, предусмотренной пунктом 9 приложения N 2 к настоящему Порядку, в том числе позволяющего обеспечить составление раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 156н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 N 20129) (далее - форма 4-ФСС); представление в территориальный орган Фонда в установленные сроки формы 4-ФСС в целом по организации и раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы 4-ФСС по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей; соответствие наименований видов экономической деятельности, указанных страхователем в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, форма которой предусмотрена приложением N 2 к настоящему Порядку, наименованиям видов экономической деятельности, осуществляемых данными подразделениями и указанных в заявлении о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя; отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем, не погашенных на день подачи страхователем заявления о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя, согласно приложению N 3 к настоящему Порядку в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
Таким образом, законом установлена возможность отнесения обособленного подразделения страхователя - юридического лица к самостоятельной классификационной единице для целей обязательного социального страхования только при наличии исполнения обособленным подразделением совокупности всех перечисленных требований.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица и находится в г. Москве, согласно основному виду деятельности заявителя ОКВЭД 63.23.2 "Управление воздушным движением" определен 3 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,40 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу застрахованных лиц), в г. Новосибирске находится филиал предприятия "Аэронавигация Западной Сибири", который осуществляет основной вид деятельности предприятия, заявитель зарегистрирован по месту нахождения обособленного подразделения.
При этом Фондом не оспаривается, что филиал предприятия "Аэронавигация Западной Сибири" не осуществляет иных видов экономической деятельности, кроме основного, заявитель не представляет в территориальный орган Фонда раздел II формы 4-ФСС по каждому подразделению страхователя, заявления о выделении подразделения страхователя в самостоятельную классификационную единицу предприятием не подавалось.
Статус обособленного подразделения страхователя не влечет автоматического признания данного подразделения, в частности, филиала заявителя самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как правомерно отмечено арбитражным судом, Фонд в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представил в материалы дела доказательств, подтверждающих осуществление филиалом Предприятия иных видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности предприятия.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае филиал заявителя не является самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у заинтересованного лица правовых оснований для издания оспариваемого приказа.
Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что приказ N 2731 от 28.08.2015 года противоречит положениям действующего законодательства, между тем не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку размер надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составил 1%, признается судом несостоятельной, поскольку оспариваемый приказ возлагает на заявителя дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, в том числе в части направления уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что установление надбавки в размере 1% Филиалу Предприятия, который не является страхователем и юридическим лицом, является незаконным.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого приказа и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Предприятием требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что Фондом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Фонд социального страхования в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 марта 2016 года по делу N А45-26100/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26100/2015
Истец: ФГУП "Госкорпорация по Организации Воздушного движения в Российской Федерации", ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации"
Ответчик: ГУ - Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N1, ГУ Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Новосибирское региональное отнделение Фонда социального страхования Российской Федерации