г. Москва |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А41-95428/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от Министерства строительного комплекса Московской области: Молчанова Л.Г., по доверенности от 07.09.2015 N 111,
от ООО "СТРОЙИНВЕСТПРОЕКТ": Кундыус И.В., по доверенности от 11.01.2016, Ефремов И.А., по доверенности от 10.05.2016,
от третьего лица - ГУ архитектуры и градостроительства Московской области: Тянюгина Е.А., по доверенности от 26.01.2016 N 31Исх-2451/11-27,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.03.2016 по делу N А41-95428/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению ООО "СТРОЙИНВЕСТПРОЕКТ" к Министерству строительного комплекса Московской области, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, о признании, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройинвестпроект" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - Минстрой, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020274:474, утвержденный распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 24.08.2015, недействительным в части неполноты информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- обязать Министерство строительного комплекса Московской области дополнить ГПЗУ, утвержденный распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 24.08.2015, информацией о технических условиях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и выдать дополненный ГПЗУ ООО "СТРОЙИНВЕСТПРОЕКТ";
- взыскать с Министерства строительного комплекса Московской области в пользу ООО "СТРОЙИНВЕСТПРОЕКТ" государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
В качестве третьего лица в деле принимает участие Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство строительного комплекса Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заявителя в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснили, что, по мнению общества, Министерство строительного комплекса Московской области самостоятельно должно обратиться в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и, после получения ответа, включить данную информацию в ГПЗУ.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства строительного комплекса Московской области.
Как следует из заявления общества, 24.08.2015 заявитель получил Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020274:474 (далее - ГПЗУ) N RU50525314-MSK001172, подготовленный Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденный Министерством строительного комплекса Московской области.
По мнению общества, в нарушение части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), выданный ГПЗУ N RU50525314-MSK001172 не содержит сведений, которые должен содержать ГПЗУ, в частности в числе основных сведений в ГПЗУ должна содержаться информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В указанном ГПЗУ не определены точки присоединения и не прописана информация по заключению договоров технического присоединения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что необходимость включения в ГПЗУ информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, прямо установлена положениями ГрК РФ, и не включение в ГПЗУ данной информации является нарушением требований закона, а также прав и законных интересов лица, для которого утверждается и выдается ГПЗУ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 статьи 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 3 статьи 44 ГрК РФ, в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Указанными нормами права действительно не определено, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения необходимых сведений в ГПЗУ.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил, при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления на основании:
информации о разрешенном использовании земельного участка;
предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка;
региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;
схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (тепло-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения;
предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.
В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 данных Правил.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
На основании пунктов 6-9 указанных Правил технические условия предоставляются организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, правообладателю земельного участка по его запросу в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса.
Таким образом, согласно Правилам технические условии предоставляются органам, осуществляющим публичные функции, только в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в иных случаях - по запросу правообладателей земельных участков.
В соответствии с частью 5 статьи 44 ГрК РФ форма ГПЗУ устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 утверждена форма ГПЗУ. Указанная форма не содержит пункта, касающегося указания информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, заявителю выдан ГПЗУ, содержащий информацию, предусмотренную формой ГПЗУ, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020274:474, в этой связи именно заявитель обязан предоставить технические условия.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что общество уже обращалось за получением технических условий. Однако, выданные технические условия не соответствовали интересам заявителя.
Между тем, заявитель полагает, что по запросу Минстроя будут предоставлены такие технические условия, которые будут удовлетворять интересы общества.
Данные доводы общества подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, как не основанные на нормах российского законодательства.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу о том, что Министерством заявителю выдан ГПЗУ, содержащий полную информацию и соответствующий нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.03.2016 по делу N А41-95428/15 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-95428/2015
Истец: ООО "СТРОЙИНВЕСТПРОЕКТ"
Ответчик: Министерство строительного комплекса Московской области
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области