Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2016 г. N Ф09-7544/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным отказа в регистрации, о признании незаконным отказа в регистрации права в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А60-53585/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Виноградовой Л.Ф., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при участии:
от заявителя: не явились,
от заинтересованного лица: не явились,
от третьих лиц: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 февраля 2016 года, принятое судьей Подгорновой Г.Н.,
по делу N А60-53585/2015
по заявлению Новоуральского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
третьи лица: Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
установил:
Новоуральский городской округ в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа (далее - КУМИ, Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области, заинтересованное лицо) N 66/031/660/2015-454 от 17.08.2015 в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102028:1044, площадью 44395 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под городскими лесами, расположенный по адресу: Свердловская область. г. Новоуральск, в 350 метрах на запад от здания, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Чурина, 16; об обязании Управления Росреестра по Свердловской области провести государственную регистрацию права собственности Новоуральского городского округа на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области).
Решением от 02.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Свердловской области с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что из представленных заявителем правоустанавливающих документов не представляется возможным установить факт возникновения права муниципальной собственности. Считает, что из представленного на регистрацию права Постановления от 28.01.2015 N 137-а не следует, что у заявителя возникло право собственности на участок. По мнению заинтересованного лица, ответ органа государственной власти на межведомственный запрос Управления свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на спорный земельный участок. Управление считает, что отказ (сообщение) в государственной регистрации права собственности за Новоуральским городским округом на земельный участок соответствует фактическим обстоятельствам дела и основания для отказа выбраны обоснованно. Управление Росреестра по Свердловской области полагает, что судом нарушены нормы материального права, а именно статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 3, 6 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", статьи 17, 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Апеллянт отмечает, что факт предоставления правоустанавливающего документа, содержащего в себе указание на тот или иной уровень собственности на земельный участок, является важным обстоятельством для квалификации законности действий Управления. Также по мнению заинтересованного лица, судом не установлено несоответствие решения Управления закону или иному нормативному правовому акту. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что судом к участию в деле в качестве третьего лица не привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
Комитет с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве изложено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета. Указанное ходатайство рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От иных, участвующих в деле лиц, отзывы на жалобу не поступили.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, 12.03.2015 Комитет по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа обратился в Новоуральский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102028:1044, площадью 44395 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под городскими лесами, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, в 350 метрах на запад от здания, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Чурина, 16.
Данный земельный участок сформирован из земель, право государственной собственности на которые на территории Новоуральского городского округа не разграничено, и на основании постановления Администрации Новоуральского городского округа от 18.12.2014 N 2864-а предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
По результатам рассмотрения представленных документов заинтересованным лицом направлено сообщение об отказе в государственной регистрации N 66/031/660/2015-454 от 17.08.2015. Основанием для отказа в государственной регистрации явилось непредставление сведений, запрошенных государственным регистратором; непредставление документов, необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации, а также вывод регистрирующего органа о том, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене на основании следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
В статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Согласно абзацам 8, 10, 13 пункта 1 указанной статьи к ним, в том числе, относятся следующие основания:
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорный земельный участок сформирован из земель, право государственной собственности на которые не разграничено, и на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен МКУ "Управление городского хозяйства" (постановление Администрации Новоуральского городского округа от 18.12.2014 N 2864-а).
Основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Пунктом 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
На основании вышеуказанных норм права Новоуральским городским округом произведено разграничение государственной собственности на землю в муниципальную собственность Новоуральского городского округа путем издания постановления Администрации Новоуральского городского округа от 18.12.2014 N 2864-а, предусматривающего предоставление спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. В частности, пунктами 1 и 2 указанного Перечня установлено, что при разграничении государственной собственности на землю предоставляется:
1) заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок;
2) правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Таким образом, орган местного самоуправления городского округа в рассматриваемом случае в порядке реализации полномочий по распоряжению земельным участком имел право предоставить его на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению.
При обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, заявителем были представлены кадастровый паспорт земельного участка от 03.03.2015 N 66/301/15-146914, а также постановление Администрации Новоуральского городского округа от 18.12.2014 N 2864-а, подтверждающее предоставление спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
Учитывая изложенное, Комитетом были представлены все необходимые документы, предусмотренные законодательством для государственной регистрации права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Документы, подтверждающие относимость спорного земельного участка к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Управление Росреестра по Свердловской области в государственной регистрации права собственности, выраженный в сообщении N 66/031/660/2015-454 от 17.08.2015, является незаконным и нарушает права заявителя и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на непривлечение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания обжалуемого судебного акта не следует, что судом принято решение о правах и обязанностях указанного лица.
Доводы заинтересованного лица подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как не соответствующие установленным обстоятельствам дела и требованиям закона.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела само по себе не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, при исследовании судом первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств.
При таких условиях, основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Безусловные основания для отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлены.
При отмеченных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда от 02.02.2016 не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2016 по делу N А60-53585/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53585/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2016 г. N Ф09-7544/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области