г. Москва |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А41-86782/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Медконцепт": Деркач П.О. по доверенности б/н от 30.12.15;
от государственного казенного учреждения Московской области "Мособлрезерв": Иванова А.Д. по доверенности N 931/09 от 05.11.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Московской области "Мособлрезерв" на решение Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2016 года по делу N А41-86782/15, принятое судьей Худгарян М.А., по иску общества с ограниченной ответственностью "Медконцепт" к государственному казенному учреждению Московской области "Мособлрезерв" о признании недействительным решения о расторжении государственного контракта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Медконцепт" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к государственному казенному учреждению Московской области (ГКУ МО) "Мособлрезерв" о признании недействительным расторжения в связи с односторонним отказом от исполнения заключенного по результатам закупки (реестровый номер 0848200000614000054) с ООО "Медконцепт" государственного контракта от 24.09.14 N 2014.270823 (т. 1, л.д. 2-6).
Иск заявлен на основании статей 153, 154, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил признать недействительным решение N 842/04 от 24.12.14 о расторжении государственного контракта N 2014.270823 от 24.09.14 на поставку медицинских приборов, аппаратуры, инструментов (т. 2, л.д. 43).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2016 года было признано недействительным решение N 842/04 от 24.12.14 о расторжении государственного контракта N 2014.270823 от 24.09.14 на поставку медицинских приборов, аппаратуры, инструментов (т. 2, л.д. 48-52).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГКУ МО "Мособлрезерв" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 2, л.д. 54-56).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ГКУ МО "Мособлрезерв" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Медконцепт" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24.09.14 между ГКУ МО "Мособлрезерв" (Заказчик) и ООО "Медконцепт" (Поставщик) был заключен государственный контракт N 2014.270823 на поставку медицинских приборов, аппаратуры, инструментов, по условиям которого Поставщик обязался передать Заказчику медицинские приборы, аппаратуру, инструменты в количестве и ассортименте, указанных в Спецификации поставляемых товаров (приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта, в сроки, установленные в Графике поставки (приложение N 2 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта (т. 1, л.д. 96-105).
Согласно пункту 4.10 государственного контракта в день поставки товара Поставщик обязан передать Заказчику оригиналы накладных, счетов и счетов-фактур, акт приемки-передачи товара, акт сдачи-приемки комиссии, составленный по форме приложения N 4, 5 к Контракту, подписанный поставщиком в трех экземплярах, сертификаты (декларации о соответствии), обязательные для данного вида товара, и иные документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляет надлежащим образом оформленные документы: руководство по эксплуатации и (или) техническую документацию на русском языке, документ, подтверждающий гарантийные обязательства изготовителя, копию грузовой таможенной декларации для товара импортного производства.
Пунктом 4.12 контракта закреплено, что при приемке товара осуществляется в том числе проверка наличия сертификатов и соответствующих сопроводительных документов.
В соответствии с пунктом 5.1.6. контракта Заказчик вправе отказаться от принятия товара в случае непредставления документов, указанных в пункте 4.10 контракта, или в случае несоответствия товара условиям, установленным контрактом.
Во исполнение принятых на себя обязательств ООО "Медконцепт" поставило ГКУ МО "Мособлрезерв" следующие товары:
1. аппарат искусственной вентиляции легких "Фаза-5-01" в комплексе с монитором "МАР-02-Кардекс";
2. рециркулятор УФ-бактерицидный РБ-18-"Я-ФП", модель РБ-18-"Я-ФП"-02;
3. ингалятор ультразвуковой UN-231;
4. дефибриллятор-монитор Dixion ER-5;
5. облучатель медицинский бактерицидный "Азов" ОБН-150 в комплекте с лампами;
6. ультрафиолетовый стерилизатор Germix согласно товарной накладной N 105 от 15.12.14 (т. 1, л.д. 84-85).
При приемке товара 10.12.14 ГКУ МО "Мособлрезерв" был составлен акт N 1/мед/чс об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, ООО "Медконцепт" предложено устранить допущенные нарушения при поставке товара (т. 1, л.д. 45-48).
После устранения ООО "Медконцепт" возможных к устранению недостатков 15.12.14 ГКУ МО "Мособлрезерв" был составлен акт N 2/мед/ЧС об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (т. 1, л.д. 49-52).
Согласно данным актам переданный товар в части пункта 4 (дефибриллятор-монитор Dixion ER-5) и пункта 6 (ультрафиолетовый стерилизатор Germix) не отвечал требованиям документации о закупке, поскольку к представленному поставщиком сертификату соответствия на товар не было приложено регистрационное удостоверение, подтверждающее внесение товара в Реестр медицинских изделий.
Решением от 24.12.14 N 842/04 ГКУ МО "Мособлрезерв" сообщило ООО "Медконцепт" об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2014.270823 от 24.09.14 в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.13 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (т. 1, л.д. 134-135).
Полагая одностороннее расторжение государственного контракта незаконным, ООО "Медконцепт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что ответчик не доказал нарушение истцом существенных условий контракта, технического задания и Спецификации поставляемых товаров.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд установлены Федеральным законом N 60-ФЗ от 13.12.94 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о поставке и о поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд и подлежат применению в части, не урегулированной параграфом 4 главы 30 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 531 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса.
Как указывалось выше, 24.09.14 между ГКУ МО "Мособлрезерв" (Заказчик) и ООО "Медконцепт" (Поставщик) был заключен государственный контракт N 2014.270823 на поставку медицинских приборов, аппаратуры, инструментов, по условиям которого Поставщик обязался передать Заказчику медицинские приборы, аппаратуру, инструменты в количестве и ассортименте, указанных в Спецификации поставляемых товаров (приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта, в сроки, установленные в Графике поставки (приложение N 2 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта (т. 1, л.д. 96-105).
Согласно пункту 4.10 государственного контракта в день поставки товара Поставщик обязан передать Заказчику оригиналы накладных, счетов и счетов-фактур, акт приемки-передачи товара, акт сдачи-приемки комиссии, составленный по форме приложения N 4, 5 к Контракту, подписанный поставщиком в трех экземплярах, сертификаты (декларации о соответствии), обязательные для данного вида товара, и иные документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляет надлежащим образом оформленные документы: руководство по эксплуатации и (или) техническую документацию на русском языке, документ, подтверждающий гарантийные обязательства изготовителя, копию грузовой таможенной декларации для товара импортного производства.
В соответствии с пунктом 5.1.6. контракта Заказчик вправе отказаться от принятия товара в случае непредставления документов, указанных в пункте 4.10 контракта, или в случае несоответствия товара условиям, установленным контрактом.
Во исполнение принятых на себя обязательств ООО "Медконцепт" поставило ГКУ МО "Мособлрезерв" согласованные сторонами товары, при приемке которых 15.12.14 ГКУ МО "Мособлрезерв" был составлен акт N 2/мед/ЧС об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (т. 1, л.д. 49-52).
Согласно данному акту переданный товар в части пункта 4 (дефибриллятор-монитор Dixion ER-5) и пункта 6 (ультрафиолетовый стерилизатор Germix) не отвечал требованиям документации о закупке, поскольку к представленному поставщиком сертификату соответствия на товар не было приложено регистрационное удостоверение, подтверждающее внесение товара в Реестр медицинских изделий.
Решением от 24.12.14 N 842/04 ГКУ МО "Мособлрезерв" сообщило ООО "Медконцепт" об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2014.270823 от 24.09.14 в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.13 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (т. 1, л.д. 134-135).
Согласно пункту 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.13 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 8.1. государственного контракта от 24.09.14 Контракт может быть расторгнут: по соглашению сторон, в судебно порядке, в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 8.2. контракта установлено, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему статьи победителем определения поставщика.
Пунктом 4.15 Контракта установлено, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт с предварительным письменным уведомлением за 5 календарных дней в случае неоднократной поставки некачественного Товара.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГКУ МО "Мособлрезерв" доказательств наличия оснований, предусмотренных пунктами 4.15 и 8.2 государственного контракта N 2014.270823 от 24.09.14, для его расторжения не представлено.
В силу пункта 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ).
В обоснование законности расторжения государственного контракта N 2014.270823 от 24.09.14 ГКУ МО "Мособлрезерв" ссылается на то, что ООО "Медконцепт" не была представлена в полном объеме документация о закупке, поскольку к представленному поставщиком сертификату соответствия на товар не было приложено регистрационное удостоверение, подтверждающее внесение товара в Реестр медицинских изделий.
Между тем, указанное обстоятельство нельзя отнести к неустранимым недостаткам товара или признать его подтверждением поставки товара ненадлежащего качества.
Ответственность за неисполнение Поставщиком обязанности по представлению надлежащим образом оформленных документов совместно с поставкой товара предусмотрена пунктом 5.1.6. государственного контракта N 2014.270823 от 24.09.14, в соответствии с которым Заказчик вправе отказаться от принятия товара в случае непредставления документов, указанных в пункте 4.10 контракта, или в случае несоответствия товара условиям, установленным Контрактом.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается ГКУ МО "Мособлрезерв" в качестве оснований для расторжения государственного контракта, к таковым не относятся, поскольку в случае их наступления ответчику как государственному заказчику предоставлено лишь право на отказ от принятия товара.
Поскольку иных оснований для расторжения государственного контракта N 2014.270823 от 24.09.14 не имеется, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Следует также отметить, что непредставление истцом указанных ГКУ МО "Мособлрезерв" документов не повлекло наступления неблагоприятных последствий для последнего. Кроме того, ответчик отказался от принятия всей поставленной партии товара, в то время как претензии по комплектности были предъявлены им только к двум поставленным истцом позициям.
Довод заявителя апелляционной жалобы о поставке истцом товара, не соответствующего условиям государственного контракта по своему назначению со ссылкой на отсутствие у ультрафиолетового стерилизатора Germix статуса медицинского прибора подлежит отклонению.
В силу пункта 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации (п. 1 ст. 54 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Согласно техническому заданию, представленному при проведении аукциона на право заключения рассматриваемого государственного контракта, заказчику необходимо было поставить UV-стерилизатор для инструментов - 2 штуки со следующими характеристиками (т. 1, л.д. 81):
N п/п |
Наименование характеристики или параметра |
Величина параметра, наличие функции |
1. |
Стерилизатор ультрафиолетовый двухкамерный |
Наличие |
2. |
Перед стерилизацией инструмент необходимо промыть дезинфецирующим раствором |
Наличие |
3. |
Время стерилизации 15-20 минут с каждой стороны |
Наличие |
4. |
Служит также камерой для хранения инструмента после термической обработки |
Наличие |
5. |
Лампа: мощность не менее 8W Ресурс работы лампы - не менее 8000 часов |
Наличие |
6. |
Размер: (ДхШхВ), см, не более |
45x30x40 |
При заключении государственного контракта N 2014.270823 от 24.09.14 стороны согласовали поставку двух ультрафиолетовых стерилизаторов Germix в соответствии с условиями проведенного аукциона.
Таким образом, оснований полагать, что ООО "Медконцепт" был поставлен товар, не отвечающий требованиям ГКУ МО "Мособлрезерв" и условиям проведенного аукциона не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как документально не подтвержденные и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2016 года по делу N А41-86782/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-86782/2015
Истец: ООО "Медконцепт"
Ответчик: ГКУ МО "Мособлрезерв"
Третье лицо: ООО "Медконцепт" (для ООО "Планета права")