г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2016 г. |
Дело N А56-90114/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой О.К.
при участии:
от истца: представителей Купреева И.А. и Балеевского В.Ю. (доверенность от 12.01.2016);
от ответчика: представителя Загребельной Я.А. (доверенность от 30.12.2015);
от 3-их лиц: представителя Черешневой Е.И. (доверенность от 13.12.2015); представителя Савчук Т.В. (доверенность от 10.11.2015).
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10043/2016) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2016 по делу N А56-90114/2015 (судья Васильева Н.В.), принятое
по иску Заместителя военного прокурора Западного военного округа в интересах: Министерства обороны Российской Федерации
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
3-и лица: 1. Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны;
2. Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга";
3. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
об истребовании имущества и признании права федеральной собственности
установил:
Заместитель военного прокурора Западного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации (место нахождение: 119160, Москва, ул. Знаменка д.19; ОГРН: 1037700255284) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (место нахождение: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д.1, лит. Б, ОГРН: 1027809244561; далее - Комитет) об истребовании из чужого незаконного владения города Санкт-Петербурга нежилого здания с кадастровым номером 78:42:1811607:3010, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, ул. Леонтьевская, д. 32, литера А, и о признании права собственности Российской Федерации на указанное здание.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - Учреждение), Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" (далее - Комиссариат), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2016 признано право собственности Российской Федерации на нежилое здание площадью 561,5 кв.м. с кадастровым номером 78:42:1811607:3010, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, ул. Леонтьевская, д. 32, литера А., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Комитет с решением суда первой инстанции не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просил отменить решение и принять новый судебный акт.
В обоснование своих доводов Комитет, ссылаясь на Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее Постановление от 27.12.1991 N 3020-1), указал, что данным постановлением к федеральной собственности отнесено именно имущество вооруженных сил, а не любое имущество, используемое территориальными органами Министерства обороны, что должно быть подтверждено административными актами, изданными органами государственной власти, о передаче объектов недвижимости в оперативное управление, хозяйственное ведение государственного предприятия.
При этом Комитет указал, что в соответствии с архивными справками ГУП ГУИОН спорное здание возведено в 1917 и в 1947 зарегистрировано по праву государственной собственности по фонду местных Советов, и по состоянию на 1991 находилось в управлении исполнительных органов, тем самым, по мнению заявителя, здание было правомерно отнесено Комитетом к собственности Санкт-Петербурга и передано в пользование Комиссариата как собственность города, при этом фактическое пользование зданием не может выступать основанием для отнесения здания к федеральной собственности.
В отзывах на апелляционную жалобу представители военного прокурора Западного военного округа и Министерства обороны Российской Федерации просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, при этом ссылаясь на фактическое пользование зданием с 1986 и Постановление от 27.12.1991 N 3020-1, а также с учетом пункта 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Приказом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, где указано, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов, просили принять во внимание, что на момент 1991 данное здание как имущество Вооруженных Сил относилось исключительно к федеральной собственности и оснований для регистрации этого здания как объекта собственности города Санкт-Петербурга не имелось, при этом решение о передаче здания в собственность города Санкт-Петербурга уполномоченным органом не принималось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представители военного прокурора Западного военного округа и Министерства обороны Российской Федерации возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.09.2015 и от 29.01.2016, в отношении нежилого здания площадью 561,5 кв.м. с кадастровым номером 78:42:1811607:3010, расположенного по адресу: Санкт- Петербург, город Пушкин, ул. Леонтьевская, д. 32, лит. А, 24.11.2005 зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В обоснование иска и в обоснование владения и пользования Военным комиссариатом города Санкт-Петербурга по Колпинскому и Пушкинскому районам спорным зданием в период с 1986 по настоящее время в материалы дела представлены:
- ордер Пушкинского районного Совета народных депутатов от 26.05.1986 N 145 и заключенный на его основании договор аренды от 26.05.1986 N 01362020202 со сроком аренды с 01.03.1986 по 31.12.1990, а также акт N 2 от 09.06.1986, подтверждающий факт передачи здания Пушкинскому райвоенкомату;
- договор на аренду нежилых помещений (строений) N 1801137 от 01.01.1993, со сроком действия с 01.01.1993 по 31.12.1997;
- договор безвозмездного пользования N 18-Б003744 от 08.04.2005, заключенный между Комитетом и Военным комиссариатом, с дополнительными соглашениями к нему;
- технический паспорт на здание "Призывной пункт" от 10.07.2003;
- охранное обязательство на объект культурного наследия федерального значения, находящийся в государственной собственности N 6327 от 09.02.2006, с приложение акта технического состояния объекта культурного наследия федерального значения от 30.08.2005, согласно которой в здании размещается призывной пункт.
- архивная справка ГУП ГУИОН, с приложением технической инвентаризации домовладений от 18.12.1959 и от 27.01.1970, а также технического паспорта инв. N 98 от 19.10.1971.
Исходя из представленных доказательств судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что материалами дела подтверждается факт того, что здание не выбывало из пользования и владения Комиссариата с 1986 по настоящее время.
В соответствии с пунктом 1 Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к Постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности, при этом из Приложения 1 усматривается, что к таким объектам относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
С учетом названных норм, и установив, что спорное здание на момент законодательного разграничения государственной собственности использовалось в деятельности Комиссариата и используется до настоящего времени, суд первой инстанции правомерно признал спорное здание федеральной собственностью, бесспорных доказательств обратного Комитетом не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска в части истребования из чужого незаконного владения города Санкт-Петербурга спорного нежилого здания, поскольку, как установлено судом, фактически спорный объект из владения собственника не выбывал.
Доводы Комитета о том, что спорное здание учтено в Реестре собственности Санкт-Петербурга в составе имущества казны на основании Постановления от 27.12.1991 N 3020-1, со ссылкой на пункт 1 Приложения N 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, согласно которому к объектам муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие представленным доказательствам.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, не нашедшие своего подтверждения в материалах дела, оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2016 по делу N А56-90114/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ж.В. Колосова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90114/2015
Истец: Заместитель военного прокурора Западного военного округа Министерство обороны Российской Федерации
Ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт - Петербурга
Третье лицо: Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", Министерство обороны РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу