г. Самара |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А72-692/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 марта 2016 года по делу N А72-692/2016 (судья Чудинова В.А.), принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Радуга-Агро" (ОГРН 1087328003938, ИНН 7328053408), Ульяновская область, г. Ульяновск,
о взыскании 197 700 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Радуга-Агро" (далее - ответчик, общество) о взыскании субсидии в сумме 197 700 руб.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.01.2016 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Министерство просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 марта 2016 года по делу N А72-692/2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Предметом спора является возврат полученных ответчиком субсидий в размере 197 700 руб. - средства на оказание несвязной поддержки в области растениеводства.
17.03.2014 между истцом и ответчиком было заключено соглашение N 160 о предоставлении субсидии, сроком действия до 31.12.2014.
В рассматриваемый период действовало Постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 N 83-П "О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", в редакции Постановлений Правительства Ульяновской области от 20.06.2014 N 250-П, от 20.11.2014 N 527-П (далее - Порядок в редакции постановлений NN 250-П, 527-П).
Порядок предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 N 83-П, в изложенной новой редакции Постановлений Правительства от 13.05.2015 N 192-П, от 28.07.2015 N 357-П, к спорным правоотношениям не применим.
Указанный Порядок в редакции постановлений N N 250-П, 527-П разработан в целях реализации мероприятия "Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям)" государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/420-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа), и устанавливает порядок и условия предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П получателями субсидий являются хозяйствующие субъекты, признаваемые в соответствии с законодательством сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий).
Субсидии предоставляются с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Условия предоставления субсидии предусмотрены пунктом 6 Порядка.
Субсидии в текущем финансовом году предоставляются получателям субсидий при условии производства получателями субсидий продукции растениеводства на территории Ульяновской области в предшествующем финансовом году и при постановке получателей субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области по месту нахождения получателей субсидий, либо месту нахождения их обособленных подразделений на территории Ульяновской области, либо месту жительства получателей субсидий - глав крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей) на территории Ульяновской области (пункт 6 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П).
Субсидия выплачивается по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым Министерством единовременно из расчета 100 процентов посевной площади сельскохозяйственных культур предшествующего финансового года, а при наличии сведений о показателях плодородия почв - с применением индивидуального корректирующего коэффициента (пункт 7 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П).
Министерство осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о выдаче субсидий или об отказе в предоставлении субсидии.
По настоящему делу истцом было принято решение о выдаче субсидий в размере 197 700 руб. и указанные денежные средства перечислены ответчику согласно платежным поручениям от 08.04.2014, 19.03.2014.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, в соответствии с Порядком субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Заявленные требования истец обосновывает нарушением ответчиком пункта 8 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П, в частности, не выполнением гарантийного обязательства получателя субсидии о неснижении посевной площади в текущем финансовом году по сравнению с посевной площадью предшествующего финансового года (при наличии посевной площади в предшествующем году).
Как указано выше, условия предоставления субсидии содержатся в пункте 6 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П.
При этом, не соблюдение заявителем указанных условий является основанием для отказа в предоставлении субсидий (пункт 6 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П), а не возврата субсидий.
Вместе с тем, основания для возврата субсидии указаны в пункте 16 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П.
Согласно пункту 16 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений, либо образования остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, Министерство и (или) органы государственного финансового контроля обеспечивают возврат субсидии в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления одного из вышеперечисленных оснований, требования о необходимости возврата субсидии в течение 30 календарных дней с момента получения указанного требования.
Анализ указанного пункта позволят сделать вывод, что, основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении; во-вторых, представление недостоверных сведений; в-третьих, образование остатков субсидий.
То есть, на основании пункта 16 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены получателем субсидии либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения, а также образовались остатки субсидии.
Однако таких доказательств суду не представлено.
Нарушение ответчиком условий, установленных при предоставлении субсидии (п.6 Порядка) не доказано Министерством, факт представления ответчиком ложных либо намеренно искаженных сведений не установлен.
Как указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой деятельность (это и есть условия предоставления субсидии, а не деятельность по представлению документов). Цели субсидии ответчиком соблюдены. Иное не доказано.
Доказательства того, что ответчиком субсидии использованы на иные цели, а не на затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, истцом в материалы дела не представлены.
Доказательства образования остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, суду также не представлены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом не доказано наличие условий для возврата субсидии и об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства, являются несостоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 229, 268-272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 марта 2016 года по делу N А72-692/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-692/2016
Истец: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Ответчик: ООО Радуга-Агро