г. Санкт-Петербург |
|
23 мая 2016 г. |
Дело N А21-5080/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания О. Н. Сидельниковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7546/2016) ГБУЗ Калининградской области "Черняховская ЦРБ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2015 по делу N А21-5080/2015 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению ГБУЗ Калининградской области "Черняховская ЦРБ"
к ТФ ОМС Калининградской области
о признании требования недействительным в части
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Юшкевич И. В. (доверенность от 12.01.2015)
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Черняховская центральная районная больница" (ИНН 3914002655, ОГРН 1023902147730; далее - учреждение, больница, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области (ИНН 3904006756, ОГРН 1023900598150; далее - ТФ ОМС, фонд) об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании по следующим пунктам:
1) об оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по диетологии за период с января 2013 года по март 2015 года и начисления заработной платы медицинской сестре Коломейцевой Р.Н. в сумме 460 544 руб. 56 коп., о начислении заработной платы за период с января 2013 года по март 2015 года главной медицинской сестре Губаревой С.В., и.о. главной медицинской сестры Петровой Ю.И., и.о. главной медицинской сестры Липиной Н.А., всего за проверяемый период в размере 791 146 руб. 48 коп.;
2) об обоснованности и законности следующих расходов:
- оплата ООО "Вирол" платежным поручением от 26 января 2013 года N 1760014 на сумму 238 700 руб. поставки сушильной машины (накладная от 25.01.2013 N 47, гражданско-правовой договор от 10.12.2012 N 0335300018812000071);
- оплата ОАО "ПО "УОМЗ" платежным поручением от 07.02.2013 N 1794747 в сумме 370 000 руб. за стерилизаторы паровые в количестве 2 штук (накладная от 28.12.2012);
- оплата ООО "Промкомплект" платежным поручением от 18.02.2013 N 2485787 денежных средств в сумме 196 374 руб. за поставку промышленной гладильной машины (товарная накладная от 26.12.2012 N 3344, гражданско-правовой договор от 21.12.2012 N 0335300018812000085/К);
- оплата ЗАО "ГУТА-Страхование" платежным поручением от 24.04.2013 N 2060853 денежных средств в сумме 54 727 руб. 27 коп. за страхование гражданской ответственности медицинских учреждений и профессиональной ответственности частнопрактикующих врачей (договор от 19.04.2013N ГС 65- ГОВР/000023);
- оплата ООО "Медресурс" платежным поручением от 29.05.2013 N 21 денежных средств в сумме 29 996 руб. (гражданско-правовой договор от 17.05.2013 N 0335300018813000033/К на поставку и выполнение работ по установке и пуско-наладке камер для хранения стерильных изделий и инструментария для женской консультации);
- оплата ГБУЗ "Наркологический диспансер Калининградской области" - заявка на кассовый расход от 24.10.2013 N 4258 на сумму 92 000 руб. (акт приема-передачи оказанных услуг от 28.09.2013 года, договор возмездного оказания услуг по подготовке врачей (фельдшеров) N 88п по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения).
Решением суда от 07.12.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда об отказе в удовлетворении заявления о недействительным требования фонд об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании в части, касающейся расходов на проведение закупок у ООО "Виол", ООО "ПО "УОМЗ", ООО "Промкомплект", оплату ГБУЗ "Наркологический диспансер Калининградской области" услуг по подготовке медицинского персонала, оплаты страхования гражданской ответственности врачей ЗАО "ГУТА-Страхование", ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права.
Представитель учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель фонда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом на основании приказа от 18.05.2015 N 116 проведена плановая комплексная проверка деятельности учреждения за период с 01.01.2013 по 31.03.2015 по территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), с 01.01.2013 по 31.03.2013 по национальному проекту "Здоровье", с 01.01.2013 по 30.06.2013 по средствам целевой программы Калининградской области "Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы".
По результатам проверки фондом составлен акт от 18.06.2015.
26.06.2015 фонд выставил учреждению требование N 1248 об устранении нарушений законодательства об ОМС, выявленных в ходе комплексной проверки (далее - требование), согласно которому на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" больнице следует перечислить в срок до 03.07.2015 денежные средства за нецелевое использование: по территориальной программе ОМС в сумме 2 369 108 руб. 24 коп.; за использование средств не по целевому назначению уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что составляет 236 910 руб. 82 коп.
В ходе проверки установлено, что в 2013 году учреждением из средств ОМС произведены следующие расходы:
- оплата ООО "Вирол" платежным поручением от 26.01.2013 N 1760014 на сумму 238 700 руб. поставки сушильной машины (накладная от 25.01.2013 N 47, гражданско-правовой договор от 10.12.2012 N 0335300018812000071);
- оплата ОАО "ПО "УОМЗ" платежным поручением от 07.02.2013 N 1794747 в сумме 370 000 руб. за стерилизаторы паровые в количестве 2 штук (накладная от 28.12.2012);
- оплата ООО "Промкомплект" платежным поручением от 18.02.2013 N 2485787 денежных средств в сумме 196 374 руб. за поставку промышленной гладильной машины (товарная накладная от 26.12.2012 N 3344, гражданско-правовой договор от 21.12.2012N 0335300018812000085/К);
- оплата ЗАО "ГУТА-Страхование" платежным поручением от 24.04.2013 N 2060853 денежных средств в сумме 54 727 руб. 27 коп. за страхование гражданской ответственности медицинских учреждений и профессиональной ответственности частнопрактикующих врачей (договор от 19.04.2013N ГС 65- ГОВР/000023);
- оплата ООО "Медресурс" платежным поручением от 29.05.2013 N 21 денежных средств в сумме 29 996 руб. (гражданско-правовой договор от 17.05.2013 N 0335300018813000033/К на поставку и выполнение работ по установке и пуско-наладке камер для хранения стерильных изделий и инструментария для женской консультации);
- оплата ГБУЗ "Наркологический диспансер Калининградской области" - заявка на кассовый расход от 24.10.2013 N 4258 на сумму 92 000 руб. (акт приема-передачи оказанных услуг от 28.09.2013 года, договор возмездного оказания услуг по подготовке врачей (фельдшеров) N 88п по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения).
Не согласившись с законностью выставленного фондом требования, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Апелляционная инстанция считает, что отказывая учреждению в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что учреждение в нарушение части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в 2013 году приобретало следующее оборудование стоимостью более 100 000 руб. за единицу:
- ООО "Вирол" платежным поручением от 26.01.2013 N 1760014 оплачено 238 700 руб. за сушильную машину;
- ОАО "ПО "УОМЗ" платежным поручением от 07.02.2013 N 1794747 оплачено 370 000 руб. за стерилизатор паровой, 2 штуки;
- ООО "Промкомплект" платежным поручением от 18.02.2013 N 2485787 оплачено 196 374 руб. за промышленную гладильную машину.
В обоснование заявления в указанной части учреждение указало, что указанные платежи осуществлялись во исполнение гражданско-правовых договоров, заключенных в 2012 году по результатам соответствующих открытых аукционов. Изменения в "Порядок организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" внесены в Тарифное соглашение 01.01.2013 и доведены до сведения больницы в течение февраля 2013 года. Данные расходы были включены в План финансово- хозяйственной деятельности на 2013 год за счет остатка средств на 01.01.2013 года и утверждены Министерством здравоохранения Калининградской области.
Указанные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно расчету расходов на 2013 год к подстатье 310 "Увеличение стоимости основных средств" расходы на приобретение медицинского оборудования стоимостью свыше 100 000 руб. были запланированы учреждением именно на 2013 год, что прямо запрещено частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, согласно которой структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В силу статьи 456 ГК РФ обязательство продавца по передаче товара считается исполненным только при условии передачи документов, подлежащих передаче вместе с товаром в силу закона.
Товарная накладная и акты приема-передачи по форме и содержанию являются приемо-сдаточными документами, рекомендованными Госкомстатом Российской Федерации к применению.
Таким образом, товарная накладная и акт является первичным бухгалтерским документом, подтверждающим прием оборудования.
Товарные накладные на приобретенное оборудование и акт приема-передачи датированы 25, 26 и 28 декабря 2012 года.
Оплата произведена 31 января, 18 и 07 февраля 2013 года.
Указанные обстоятельства подтверждают факт отсутствия у учреждения финансовых средств в декабре 2012 года на приобретение спорного оборудования.
Довод подателя жалобы о том, что запрет на соответствующие закупки был принят только 01.02.2013, то есть после того как учреждение заключило договоры с поставщиками, противоречит положениям части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
При планировании расходов больница обязана руководствоваться положениями Закона N 326-ФЗ, Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Соглашением о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, согласно части 16 статьи 51 Закона N 326-ФЗ в субъектах Российской Федерации, в которых в 2010 году структура тарифа на оплату медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования включала в себя расходы на приобретение оборудования в 2011 - 2012 годах, в структуру тарифа на оплату медицинской помощи могут включаться расходы на приобретение оборудования стоимостью более ста тысяч рублей за единицу, при этом предельная стоимость оборудования, расходы на приобретение которого могут включаться в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, определяется соглашением, предусмотренным частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 75 главы 9 Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год (приложение N 1 к Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области), в структуру тарифа на оплату медицинской помощи были включены расходы на приобретение машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, прочих основных средств (столов, книжных шкафов) стоимостью до трех миллионов рублей за единицу, расходы на модернизацию оборудования. Расходование средств по данной статье, кроме расходов на приобретение производственного и хозяйственного инвентаря, производится при условии внесения указанных расходов в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденный и согласованный учредителем в установленном порядке.
В данном случае больницей не представлено доказательств того, что приобретение спорного оборудования было запланировано в 2012 году.
Таким образом, суд о правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявления о недействительным требования фонда об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании в части, касающейся расходов на проведение закупок у ООО "Виол", ООО "ПО "УОМЗ", ООО "Промкомплект".
В ходе проверки установлено, что учреждение заключило с ГБУЗ "Наркологический диспансер Калининградской области" договор возмездного оказания услуг по подготовке врачей (фельдшеров) от 11.09.2013 N 88 по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Сумма оплаты составила 92 000 руб.
На обучение в рамках данного договора были направлены 20 врачей больницы. Больница направила на обучение по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения врачей-педиатров, врачей реаниматологов, терапевтов-участковых, неврологов, врача УЗИ, врача-эндокринолога, заместителей главных врачей.
В ходе проверки больницей представлены сертификаты, подтверждающие, что медицинский работник прошел подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами, по программе, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения". Сертификат выдан сроком действия на 3 года.
Согласно Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденной Приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308, освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
По результатам освидетельствования составляется в 3 экземплярах медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, с указанием даты освидетельствования и номера, соответствующего номеру регистрации освидетельствования в Журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами, форма которого утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 (приложение N 2). Акт подписывается врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, и заверяется печатью медицинской организации, в которой проводилось освидетельствование. Судом установлено, что в ходе проверки, а также при направлении возражений к акту проверки, больница не представила документы (журнал регистрации, акты освидетельствования), подтверждающие необходимость такому количеству врачей иметь сертификаты по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами.
До 2015 года медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществлялось за рамками территориальной программы ОМС, поскольку не является страховым случаем по ОМС.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства страховая медицинская организация направляет в медицинскую организацию на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с тарифом, утвержденным Тарифным соглашением на текущий финансовый год.
Типовой договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден Приказом Минздрава РФ от 24.12.2012 N 1355н.
Пунктом 1 типового договора предусмотрено, что организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Пунктом 5.6 договора установлено, что медицинская организация обязана представлять страховой медицинской организации реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.
В свою очередь, пунктом 5.10 договора предусмотрена обязанность медицинской организации использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Программами государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи, утвержденными постановлениями Правительства Калининградской области от 29.12.2011 N 1029 (на 2012 год), от 27.12.2012 N 1078 (на 2013 год), от 24.12.2013 N 1000 (на 2014 год), не предусмотрено финансирование расходов на освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического и иного опьянения.
Учитывая, что расходы на проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами, не оплачивались за счет средств территориальной программы, то логично предположить, что и повышение квалификации по данному вопросу не должно оплачиваться за счет средств ОМС.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что оплачивая обучение медицинских работников по тем видам услуг (работ), которые не входили в территориальную программу, больница допустила нецелевое использование средств.
Таким образом, суд обоснованно отказал учреждению в удовлетворении заявления о недействительным требования фонд об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании в части, касающейся расходов на проведение закупок оплату ГБУЗ "Наркологический диспансер Калининградской области" услуг по подготовке медицинского персонала.
В ходе проверки установлено, что учреждением произведена оплата ЗАО "ГУТА-Страхование" платежным поручением от 24.04.2013 N 2060853 денежных средств в сумме 54 727 руб. 27 коп. за страхование гражданской ответственности медицинских учреждений и профессиональной ответственности частнопрактикующих врачей (договор от 19.04.2013 N ГС 65-ГОВР/000023).
В обоснование заявления в данной части учреждение указало, что данный договор был заключен согласно пункту 7 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" за счет имеющихся финансовых средств больницы, на тот момент включенных в План финансово-хозяйственной деятельности, и утвержденных учредителем. Запрета на страхование гражданской ответственности медицинских учреждений за счет средств ОМС не имеется.
Указанный эпизод судом не рассмотрен, вместе с тем, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения заявления в данной части.
Доказательств включения в план финансово-хозяйственной деятельности на 2012 расходов на оплату страхования гражданской ответственности врачей в материалы дела не представлено.
Письмом от 24.03.2016 N 731 учреждение представило график погашения задолженности по требованию фонда, где включила расходы на оплату страхования гражданской ответственности врачей ЗАО "Гута-Страхование", тем самым признавая правомерность действий и выводов фонда.
Кроме того, учреждение после вынесения решения суда частично исполнило оспариваемое требование.
Доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2015 по делу N А21-5080/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5080/2015
Истец: ГБУЗ К/о "Черняховская районная больница К/о"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области