г. Москва |
|
25 мая 2016 г. |
Дело N А41-69289/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарями Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Твой Дом Егорьевск": Хайдуков С.В., по доверенности от 28.08.2015,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - администрации городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Твой Дом Егорьевск" на решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2016 по делу N А41-69289/15, принятое судьей Р.А.Гапеевой, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Твой Дом Егорьевск" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, при участии в деле третьего лица - администрации городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района, о признании незаконными решения N МО-15/РФК-263512 от 16.07.2015 и N МО-15/РФК-260522 от 14.07.2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Твой Дом Егорьевск" (далее - ООО "Твой Дом Егорьевск", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит признать решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", государственный орган, кадастровая палата) по Московской области от 16.07.2015 N МО-15/РФК-263512 и от 14.07.2015 N МО-15/РФК-260522 об отказе в снятии приостановления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости незаконным.
В качестве третьего лица в деле участвует администрация городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом ООО "Твой Дом Егорьевск" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании апелляционного суда 12.05.2016 судом апелляционной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 18.05.2016.
Апелляционным судом установлено, что в соответствии с Законом Московской области от 26.10.2015 N 177/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Егорьевского муниципального района", администрация городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района сменило наименование на администрацию городского округа Егорьевск Московской области.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В судебном заседании представитель ООО "Твой Дом Егорьевск" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Твой Дом Егорьевск".
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.06.2015 между администрацией городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района (Заказчик) и ООО "Твой Дом Егорьевск" (Подрядчик) заключен Муниципальный контракт N 0148300033615000013, в соответствии с которым Подрядчик обязуется выполнить работы по изготовлению технических планов и кадастровых паспортов объектов: Артскважина N 12 и Артскважина N 12 "А" дублер (ЭЦВ 10-623-150), находящихся соответственно: г.Егорьевск, пер.Чкалова, д. 23, стр. 1 и г.Егорьевск, ул.Жукова Гора, д. 19а.
11.06.2015 ООО "Твой Дом Егорьевск" в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было подано заявление N 50-0-35/3001/2015-1857 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, находящегося по адресу: г.Егорьевск, пер.Чкалова, д. 23, стр. 1.
В этот же день - 11.06.2015, ООО "Твой Дом Егорьевск" в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области также было подано заявление N 50-0-35/3001/2015-1856 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, находящегося по адресу: г.Егорьевск, ул.Жукова Гора, д. 19а.
22.06.2015 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области вынес решения о приостановлении осуществления кадастрового учета по указанным объектам.
01.07.2015 обществом в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области были представлены дополнительные документы.
Решением от 14.07.2015 N МО-15/РФК-260522 ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области отказало в снятии приостановления постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (заявление N 50-0-35/3001/2015-1856 от 11.06.2015).
Решением от 16.07.2015 N МО-15/РФК-263512 ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области отказало в снятии приостановления постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (заявление N 50-0-35/3001/2015-1857 от 11.06.2015).
Не согласившись с решениями об отказе в снятии приостановления постановки на государственный кадастровый учет объектов, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании решений незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения являются законными и не нарушают права общества.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
В силу части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Частью 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных данным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Нормами статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Орган кадастрового учета в соответствии со статьей 26 Закона о государственном кадастре недвижимости принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами данной статьи.
В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о государственном кадастре недвижимости осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона о государственном кадастре недвижимости осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 данного Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.
Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета, согласно пункту 10 части 2 статьи 26 данного Федерального закона.
Из оспариваемых решений следует, что по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости, требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 23.11.2011 N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке", Приказом Минэкономразвития от 13.12.2010 N 628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке" выявлено:
- в нарушение пункта 2 Приказа декларация составлена и заверена ненадлежащим лицом (не представлен документ, подтверждающий право заявителя действовать в качестве правообладателя объекта недвижимости);
- в нарушение пункта 20 Приказа в реквизите "Правоустанавливающие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" не указаны наименование, номера, даты документов, устанавливающих право на данный объект недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество, подавая 11.06.2015 в кадастровую палату заявления N 50-0-35/3001/2015-1857 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, находящегося по адресу: г.Егорьевск, пер.Чкалова, д. 23, стр. 1, и N 50-0-35/3001/2015-1856 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, находящегося по адресу: г.Егорьевск, ул.Жукова Гора, д. 19а, представило: технические планы сооружения; а также документы, на основании которых были составлены указанные технические планы: декларации об объекте недвижимости, выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования "Городское поселение Егорьевское Егорьевского муниципального района Московской области" и доверенности администрации городского поселения Егорьевское Егорьевского муниципального района Московской области на имя Карцевой Н.В., уполномоченной на подписание декларации об объектах недвижимости, находящихся в собственности муниципального образования Городское поселение Егорьевское Егорьевского муниципального района Московской области" (том 1 л.д. 23-33, 36-46; 114-124, 128-138).
Кадастровой палатой в материалы дела представлены учетные дела N 50-0-35/3001/2015-1856 (том 2 л.д.18-39, 40-67).
Как следует из письма администрации городского поселения Егорьевск от 01.07.2015 N 3.2.22/636 проектная и техническая документация, акты ввода в эксплуатацию артскважин N 12 и N 12А дублер (ЭЦВ 10-623-150) отсутствую (том 1 л.д.140)
В связи с этим, обществом государственному органу была представлены декларации об объекте недвижимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 N 628, зарегистрированным 09.02.2011 в Министерстве юстиции Российской, опубликованным 16.02.2011 в "Российской газете", утверждены форма декларации об объекте недвижимости (приложение N 1) и требования к ее подготовке (приложение N2 к приказу).
Пунктом 4 Приложения N 2 к приказу предусмотрено, что декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 01.01.2013.
В декларации об объекте недвижимости подлежит заполнению пункт 8 "Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)".
Апелляционным судом установлено, что в представленных государственному органу декларациях об объекте недвижимости в пункте 8 общество указало в качестве правоустанавливающего документа выписку из реестра муниципального имущества.
Законом Московской области от 17.07.2007 N 114/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Егорьевским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" утвержден перечень муниципальных унитарных предприятий и имущества Егорьевского муниципального района Московской области, передаваемых в собственность вновь образованному городскому поселению Егорьевск Егорьевского муниципального района Московской области, согласно приложению 1 к настоящему Закону (статья 1).
В силу статьи 2 указанного Закона от 17.07.2007 N 114/2007-ОЗ право собственности на муниципальные унитарные предприятия и имущество Егорьевского муниципального района Московской области, передаваемые в собственность городскому поселению Егорьевск Егорьевского муниципального района Московской области, указанные в разделах 1-7 приложения 1, возникает со дня вступления в силу настоящего Закона. Право собственности на муниципальные унитарные предприятия и имущество Егорьевского муниципального района Московской области, передаваемые в собственность городскому поселению Егорьевск Егорьевского муниципального района Московской области, указанные в разделах 8-12 приложения 1, возникает со дня вступления в силу закона Московской области об отнесении соответствующего вопроса местного значения к перечню вопросов местного значения городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района Московской области, но не позднее 1 января 2009 года.
В разделе 8 за номерами 8.176 и 8.177 приложения N 1 к Закону от 17.07.2007 N114/2007-ОЗ указаны объекты недвижимости: артезианская скважина N 12, находящаяся по адресу: г.Егорьевск, пер.Чкалова - Кирова, и артезианская скважина N12 "А", находящаяся по адресу: г.Егорьевск, ул.Жукова Гора, д. 19.
Таким образом, право собственности городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района Московской области на артезианские скважины возникло на основании названного Закона от 17.07.2007 N 114/2007-ОЗ.
Из выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования "Городское поселение Егорьевское Егорьевского муниципального района Московской области" от 26.05.2015 N 4-1-17/930 следует, что артезианская скважина N 12, расположенная по адресу: Московская область, Егорьевский район, г.Егорьевск, пер.Чкалова, д.23, стр.1, принята в муниципальную собственность городского поселения Егорьевск на основании Закона Московской области от 17.07.2007 N 114/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Егорьевским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав", значится в реестре муниципальных объектов недвижимости за реестровым номером 9094 и находится в хозяйственном ведении МУП КХ "Егорьевские инженерные сети" (том 1 л.д. 123).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования "Городское поселение Егорьевское Егорьевского муниципального района Московской области" от 26.05.2015 N 4-1-17/931 следует, что артезианская скважина N 12 А дублер, расположенная по адресу: Московская область, Егорьевский район, г.Егорьевск, улица Жукова Гора, д.19 "А", принята в муниципальную собственность городского поселения Егорьевск на основании Закона Московской области от 17.07.2007 N 114/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Егорьевским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав", значится в реестре муниципальных объектов недвижимости за реестровым номером 9095 и находится в хозяйственном ведении МУП КХ "Егорьевские инженерные сети" (том 1 л.д. 137).
На основании изложенного апелляционный суд пришел к выводу о том, что выписка из реестра муниципального имущества представляет собой документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимого имущества.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 310-КГ14-8426 по делу N А41-13639/13.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в снятии приостановления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решения кадастровой палаты от 16.07.2015 N МО-15/РФК-263512 об отказе в снятии приостановления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости и от 14.07.2015 N МО-15/РФК-260522 об отказе в снятии приостановления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, являются незаконными и подлежат отмене.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов ООО "Твой Дом Егорьевск" апелляционный суд обязывает кадастровую палату повторно рассмотреть заявления общества с ограниченной ответственностью "Твой Дом Егорьевск" от 11.06.2015 N 50-0-35/3001/2015-1856 и от 11.06.2015 N 50-0-35/3001/2015-1857.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2016 по делу N А41-69289/15 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области N МО-15/РФК-263512 от 16.07.2015 об отказе в снятии приостановления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости.
Признать недействительным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области N МО-15/РФК-260522 от 14.07.2015 об отказе в снятии приостановления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области повторно рассмотреть заявления общества с ограниченной ответственностью "Твой Дом Егорьевск" N 50-0-35/3001/2015-1856 от 11.06.2015 и N 50-0-35/3001/2015-1857 от 11.06.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69289/2015
Истец: ООО "Твой Дом Егорьевск"
Ответчик: Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии" по Московской области
Третье лицо: Администрация городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии" по Московской области