г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2016 г. |
Дело N А21-6471/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Милашунас Ю.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8457/2016) ИП Чернова Анатолия Ивановича
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2016 по делу N А21-6471/2015 (судья Широченко Д.В.), принятое
по иску Администрации Неманского муниципального района
к ИП Чернову Анатолию Ивановичу
о расторжении соглашения и о взыскании суммы гранта,
установил:
Администрация Неманского муниципального района (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области к индивидуальному предпринимателю Чернову Анатолию Ивановичу (далее - Предприниматель, ответчик) с иском о расторжении соглашения об участи в реализации целевой программы Калининградской области "Поддержка начинающих фермеров Калининградской области на период 2012 - 2014 годов" от 16.09.2013, просила взыскать с индивидуального предпринимателя Чернова Анатолия Ивановича в пользу уполномоченного органа - управления сельского хозяйства администрации Неманского муниципального района суммы гранта в размере 1472250,00 руб.
В обоснование иска Администрация сослалась на результаты выездной проверки использования Черновым А.И. целевого гранта, в ходе которых выявлено отсутствие инвентаря, на который Черновым А.И. были представлены документы по его приобретению: фаршемешалки 1 шт. на сумму 107500,00 руб.; насадки для набивки фарша 1 шт. на сумму 10000,00 руб.; емкости для засолки мяса и сала 4 шт. на сумму 25000,00 руб., емкости для фарша 3 шт на сумму 10000,00 руб., емкости для готовой продукции 4 шт. на сумму 20000000,00 руб., колоды, разделочных досок для мяса на сумму 13000,00 руб., емкости для мытья на сумму 10000,00 руб., формовочницы для котлет и пельменей на сумму 5000,00 руб., баков для варки (2 шт.) на сумму 10000,00 руб. Также на момент проведения проверки Черновым А.И. не представлены документы на приобретение 25 голов овцематок на сумму 200000,00 руб., 25 голов молодняка овец на сумму 75000,00 руб. Черновым А.И. не представлены документы о регистрации в органах Гостехнадзора одноосного прицепа для минитрактора на сумму 39000,00 руб., приобретенного у индивидуального предпринимателя Конюх Е.В. Кроме того, оборудование, приобретенное Черновым А.И. у гражданина Пона Н.В., а именно: камера низкотемпературная стоимостью 60000,00 руб., камера среднетемпературная стоимостью 45000,00 руб., витрина холодильная стоимостью 62255,00 руб., и электрическая плита, приобретенная у гражданки Демичевой Н.В. по цене 20000,00 руб.находилось на территории двора под деревянным навесом, и лишь частично в помещении, планируемом под цех. Оборудование было в употреблении, стоимость оборудования необоснованно завышена. В ходе проведения повторной проверки Черновым А.И. предъявлен инвентарь, приобретенный им в период с 13.02.2015 по 12.03.2015, за исключением фаршемешалки и формовочницы для котлет и пельменей. Вместо ранее представленной камеры низкотемпературной стоимостью 60000,00 руб., представлена другая новая камера, место приобретения которой не установлено, но которая приобретена как бывшая в употреблении. По результатам проведения товароведческой судебной экспертизы установлено, что стоимость оборудования значительно ниже цены его приобретения. Общий разница по цене составила 51650,00 руб. В отношении овцематок и молодняка овец на сумму 275000,00 руб. у гражданина Гаврилова В.В. Черновым А.И. не представлена справка или свидетельство об эпизоотическом благополучии хозяйства происхождения животных. Справка от 10.03.2015 представлена по истечению срока предоставления документов в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 14.06.2012 N 432.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2016 по делу N А21-6471/2015 иск удовлетворен. Суд первой инстанции посчитал установленным, что ответчик нарушил обязательства об использовании гранта, принятые на себя по Соглашению об использовании гранта, также предусмотренные подпунктом 5 пункта 18 Правил расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию отраслевой целевой программы Калининградской области "Поддержка начинающих фермеров Калининградской области на период 2012 - 2014 годов", утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 14.02.2012 N 432. Ответчик не представил в материалы дела надлежащих и допустимых доказательств использования полученных средств гранта по целевому назначению, соответствующая хозяйственная деятельность ответчиком не осуществляется. В связи допущенными нарушениями существенных условий получения гранта, ответчик обязан возвратить полученные денежные средства в доход бюджета Неманского муниципального района. Заключенное сторонами соглашение подлежит расторжению в судебном порядке.
На решение суда Черновым А.И. подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать истцу в удовлетворении заявленного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что субсидия на развитие крестьянско-фермерского хозяйства носит невозвратный характер. Нарушение условий договора в данном случае влекут иные последствия. Нарушения условий получения бюджетных денежных средств не допущено. Сотрудничество по соглашению состоялось, но не в полном соответствии с его условиями и требованиями закона. Истец в нарушение пункта 2.2.2 Соглашения не осуществлял консультативную, организационную и информационную поддержку мероприятий, проводимых в рамках соглашения. Документы на приобретение инвентаря представлены ответчиком. Документы на приобретение 25 голов овцематок, 25 голов молодняка овец представлены в Администрацию, отсутствовало только ветеринарное свидетельство, которое представлено после требования о его предоставлении. Полученные денежные средства использованы в соответствии с их целевым назначением - на приобретение скота. Имущество также имелось в наличии за исключением фаршемешалки, которая не приобретена в связи с отсутствием оборудования требуемой марки в продаже в пределах региона. Истец не требовал возврата полученных денежных средств в полном объеме. Имущество на сумму 1338750,00 руб. было предъявлено. В претензии от 13.02.2015 истец просил устранить последствия в виде отсутствия требуемых документов. Заключение товароведческой экспертизы от 07.04.2015 N 334, выполненное экспертом ООО "Бизнес Экспертиза" Вовчек Л.В. является недопустимым доказательством, так как названная организация не имеет зарегистрированной лицензии на право осуществления экспертной деятельности. По факту отсутствия регистрации прицепа суду были даны объяснения, которые суд неправомерно не оценил.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, не явились. В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене.
Материалами дела подтверждается, что на основании Протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора участников мероприятий целевой программы Калининградской области "Поддержка начинающих фермеров Калининградской области на период 2012 - 2014 годов" (далее - Программа) от 19-22.08.2013. Чернов Анатолий Иванович включен в указанную Программу и ему утверждена сумма гранта 1472250,00 руб.
Утвержден план расходов суммы гранта на приобретение оборудования, инвентаря, поголовья скота (с учетом Приказа от 28.04.2014 N 34 об утверждении уточненного план расходов участников Программы).
С Черновым А.И. Управлением сельского хозяйства Неманского муниципального района заключено Соглашение об участии в реализации Программы от 19.09.2013, согласно которой, Чернов А.И. принял на себя обязательство, в том числе, обеспечить целевое расходование полученных бюджетных средств (пункт 2.3.2 Соглашения).
Пунктом 2.3.4 Соглашения предусмотрена обязанность Чернова А.И. в течение 12 месяцев со дня получения денежных средств подтвердить использование бюджетных средств, для чего представить отчет с приложением подтверждающих документов.
Грант перечислен ответчику по платежным поручениям от 27.09.52013 N 2602378 и от 23.12.2013 N 2969968.
В отношении ответчика проведены проверки целевого расходования выделенных в его пользу бюджетных средств, результаты которых оформлены Актом проверки от 16.01.2015 и Актом проверки от 12.03.2015.
В ходе проверки установлено отсутствие некоторых единиц имущества, которые должны были быть приобретены Предпринимателем, нарушение срока оформления подтверждающих документов, а также отсутствие регистрации в органах Гостехнадзора приобретенного Предпринимателем прицепа, что послужило основанием для обращения Администрации с требованием о расторжении Соглашения и возврате суммы гранта.
Между тем, оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае имеются основания требовать с получателя возврата денежных средств.
Согласно Постановлению Правительства Калининградской области от 02.03.2012 N 105 "О целевой Программе Калининградской области "Поддержка начинающих фермеров Калининградской области на период 2012-2014 годов" предусмотрено, в соответствии со статьями 8, 9 Уставного закона Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", в целях поддержки в Калининградской области фермерства, развития малого, в том числе семейного, бизнеса и создания новых рабочих мест, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи в развитии агропромышленного комплекса Калининградской области Правительство Калининградской области Утвердить целевую Программу Калининградской области "Поддержка начинающих фермеров Калининградской области на период 2012-2014 годов" согласно приложению.
Наименование Программы: целевая Программа Калининградской области "Поддержка начинающих фермеров Калининградской области на период 2012-2014 годов" (далее - Программа).
Основанием для разработки Программы послужили: Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"; Закон Калининградской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2012 и 2014 годов".
В качестве способов реализации Программы предусмотрено, в том числе предоставление на конкурсной основе грантов на создание и развитие К(Ф)Х.
Исходя из положений статьи 69 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Порядок предоставления субсидий установлен статьей 78 БК РФ, в силу которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
По исполнение указанных положений, пунктом 18 названных выше Правил определено, что для получения грантов и единовременной помощи получатели субсидий в течение 15 рабочих дней с момента объявления результатов конкурсного отбора представляют в уполномоченный орган следующие документы:
1) соглашение об участии в реализации целевой Программы Калининградской области "Поддержка начинающих фермеров Калининградской области на период 2012-2014 годов", подписанное получателем гранта, между уполномоченным органом и получателем субсидии;
2) помесячный график первого года реализации проекта;
3) выписку банковского счета К(Ф)Х, подтверждающую наличие собственных денежных средств в размере не менее 10 процентов от стоимости приобретений по каждому наименованию, указанных в утвержденном плане расходов;
4) обязательство главы К(Ф)Х об оплате за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости приобретений по каждому наименованию, указанных в утвержденном плане расходов;
5) обязательство главы К(Ф)Х об использовании гранта и единовременной помощи в течение 12 месяцев со дня поступления средств на счет главы К(Ф)Х и об использовании имущества, закупаемого за счет гранта, исключительно на развитие К(Ф)Х;
6) обязательство главы К(Ф)Х о создании не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тысяч рублей гранта;
7) обязательство главы К(Ф)Х об осуществлении хозяйственной деятельности в течение не менее пяти лет с даты получения гранта;
8) обязательство главы К(Ф)Х о переезде на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения К(Ф)Х и (или) о проживании по месту регистрации в течение не менее пяти лет с даты получения гранта;
9) обязательство главы К(Ф)Х о сохранении единственного места трудоустройства главы К(Ф)Х в течение не менее пяти лет с даты получения гранта.
Данные условия были исполнены ответчиком, что не отрицается истцом.
Согласно пункту 23 Правил получатель субсидии в течение 12 месяцев со дня получения гранта подтверждает целевое использование бюджетных средств. Для подтверждения ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, получатель субсидии представляет в уполномоченный органы отчет об использовании гранта по формам, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 197 и приказом Министерства, с приложением подтверждающих документов согласно приложению N 2 к настоящим Правилам
При этом, пунктом 29 Правил возврат денежных средств предусмотрен лишь в случае нарушения условий при предоставлении грантов в прошедшем периоде возврат денежных средств осуществляется в доход бюджета в установленном порядке.
Как указано выше, в данном случае нарушений при предоставлении гранта не установлено.
При этом, возложение пунктом 30 Правил ответственности за достоверность представленных документов, целевое использование бюджетных средств, выполнение обязательств, указанных в подпунктах 4-9 пункта 18 настоящих Правил, и за представление отчетности, возложенная на получатели субсидий, исходя из буквального смысла Правил, не включает в себя обязательного применения санкции в виде полного возврата суммы субсидии при наступлении оснований для применения указанной ответственности.
Положениями статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено понятие бюджетного нарушения, согласно которому бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Под нецелевым использованием бюджетных средств, согласно статье 306.4 БК РФ понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Их материалов дела следует, что полученная Предпринимателем сумма гранта использована им на приобретение инвентаря, механизмов, поголовья скота, используемых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства. Факта направления средств субсидии на иные цели в ходе проверки установлено не было.
Также следует отметить, что выводы проверяющих о завышении цен на приобретение оборудования не могут быть приняты судом. Данные выводы основаны на Экспертном заключении от 07.04.2015 N 334 ООО "Бизнес Экспертиза", между тем, из текста заключения следует, что оборудование фактически экспертом не осматривалось. Также отсутствуют ссылки на сведения, исходя из которых, экспертом определена стоимость оборудования. Такое доказательство не может быть признано достаточным для подтверждения рыночной цены оборудования.
Требование о предоставлении Справок об эпизоотическом благополучии предусмотрено Приложением к Правилам в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 20.05.2014 N 303, то есть после заключения Соглашения с Предпринимателем.
При таких обстоятельствах, просрочка в оформлении документации на приобретенные товары, иные формальные нарушения в оформлении документов не могли повлечь вывод о нецелевом использовании денежных средств и применении таких мер ответственности, как расторжение Соглашения о предоставлении гранта и истребования суммы гранта у получателя бюджетных денежных средств.
Такого рода ответственности за нарушение требований по оформлению и предоставлению документов об использовании средств субсидии, ни Соглашением, ни приведенными выше положениями нормативных актов не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований. Решение суда следует отменить, в удовлетворении иска отказать. Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ответчиком при подаче апелляционной жалобы, подлежат компенсации за счет истца.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2016 по делу N А21-6471/2015 отменить. В иске отказать.
Взыскать с Администрации Неманского муниципального района в пользу ИП Чернова Анатолия Ивановича расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3.000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6471/2015
Истец: Администрация Неманского муниципального района
Ответчик: ИП Чернов Анатолий Иванович