г. Самара |
|
24 мая 2016 г. |
А72-14439/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 февраля 2016 года по делу N А72-14439/2015 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области, Ульяновская область, р.п. Сурское,
к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Кезьмино (ОГРН 1027300723493, ИНН 7319002911), Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино,
при участии третьего лица: Управление образования Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области, Ульяновская область, р.п. Сурское,
о взыскании финансовых санкций, задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме 44 565 руб. 57 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Сурском районе Ульяновской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Кезьмино (далее - Школа, ответчик) о взыскании финансовых санкций, задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме 44 565 руб. 57 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции было привлечено Управление образования Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Управление, указывая, что выплаты пособий педагогическим работникам, произведенные ответчиком, являются объектом обложения страховыми взносами, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 февраля 2016 года по делу N А72-14439/2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с нормами части 1 статьи 5, части 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) ответчик как страхователь по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному медицинскому страхованию обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статьей 25 Закона N 212-ФЗ за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов предусмотрено взыскание пеней.
Согласно пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ Управлением было вынесено решение о проведении в отношении Школы выездной проверки от 06.04.2015 N 08301915ВР0000182.
По результатам проверки 29.04.2015 был составлен акт проверки N 08301914АВ0000002 и 25.05.2015 вынесено решение N 08301915РВ0000003, которым:
1) Школа привлечена к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 6 905, 50 руб.;
2) Школе было предложено оплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 34 527, 50 руб., образовавшуюся в результате:
-занижения базы для начисления страховых взносов в связи с невключением единовременной выплаты педагогическим работникам-молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности;
-необложения страховыми взносами ежемесячных выплат молодым специалистам в течение трех лет непрерывной работы в образовательных учреждениях Ульяновской области;
3) Школе начислены пени по состоянию на 31.12.2014 в сумме 3 132, 57 руб.
Требование от 15.06.2015 N 8301950000003 об уплате штрафа, недоимки, пени в сумме 44 565, 57 руб. в установленный срок Школой не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В заявлении в суд, решении N 08301915РВ0000003 также указано на такие нарушения как представление Школой недостоверных сведений персонифицированного учете и некорректном отражении сведений о стаже ряда сотрудников, однако в указанной части начислений штрафа, недоимки, пени Управлением не производилось.
Указанное также подтверждается дополнительными письменными пояснениями Управления (исх.N 129 от 19.01.2016), представленными по определению суда, из которых следует:
-"...Подробный расчет задолженности по недоимке страховых взносов, пеней и штрафов по результатам выездной проверки указан в Решении...N 08301915 РВ0000003.
В пунктах 10.1.1.1 и 10.1.1.2 решения указаны выплаты (единовременные и ежемесячные молодым специалистам), которые не обложены страховыми взносами, в результате чего выявлено расхождение базы для начисления страховых взносов (таблица 1, 2).
В таблице 4, 5 указана сумма доначисленных страховых взносов исходя из действующих тарифов (таблица 3) на выявленное расхождение.
Штраф начислен в размере 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов в соответствии п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.".
Из решения Управления N 08301915 РВ0000003 (л.д. 28-34) следует, что в ноябре 2012 года, в целях реализации Постановления Правительства Ульяновской области от 23.09.2008 N 406-П "О единовременной выплате педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области - молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Постановление N 406-П; утратило силу с 01.01.2013), а также согласно распоряжению Министерства образования Ульяновской области N 3582-Р от 10.10.2011 "О назначении единовременной выплаты педагогическим работникам-молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности", и расчетно-платежной ведомости за ноябрь 2012 года учителю географии и биологии Сидневу Алексею Михайловичу была выплачена единовременная выплата в размере 40 000 рублей 00 коп, которая не обложена страховыми взносами.
В октябре 2013 года, в целях реализации Постановления N 406-П, согласно распоряжению Министерства образования Ульяновской области N 3913-Р от 29.10.2012 "О назначении единовременной выплаты педагогическим работникам-молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности", расчетно-платежной ведомости за октябрь 2013 года, учителю географии и биологии Сидневу Алексею Михайловичу была выплачена единовременная выплата в размере 60 000 рублей 00 коп, которая не обложена страховыми взносами.
В соответствии со статьей 13 Закона Ульяновской области N 168-ЗО от 08.11.2007 "О внесении изменений в Закон Ульяновской области "Об образовании в Ульяновской области" (далее - Закон N 168-ЗО; утратил силу с 01.09.2013) были выплачены и не оплачены страховыми взносами:
-учителю географии и биологии с января по июнь 2013 года - ежемесячная выплата в сумме по 1 000 руб. и в марте 2013 года - единовременная выплата в размере 10 000 руб.;
-учителю географии и химии Сидневой Нине Михайловне в декабре 2014 года на основании приказа Управления образования администрации МО "Сурский район" Ульяновской области - ежемесячная выплата в сумме 1 000 руб. и единовременная выплата в размере 10 000 руб.
В силу Постановления N 406-П, действовавшего на момент спорных выплат, право на единовременную выплату имеют молодые специалисты в течение трех лет и двух месяцев со дня окончания ими учреждений высшего и среднего профессионального образования по очной форме обучения, проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ульяновской области, работающие в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Министерства образования Ульяновской области, и в муниципальных образовательных учреждениях Ульяновской области. Единовременная выплата назначается Министерством образования Ульяновской области.
Единовременная выплата производится за каждый первый отработанный год в размере 20 000 рублей, второй год - в размере 40 000 рублей, третий год - в размере 60 000 рублей.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона N 168-ЗО, статья 13 Закона Ульяновской области "Об образовании в Ульяновской области" от 06.05.2006 N 52-ЗО была дополнена частями 8, 9, 10, согласно которым, в том числе:
-педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области - молодым специалистам (далее - молодые специалисты) производится ежемесячная выплата в течение трех лет непрерывной работы в указанных учреждениях со дня окончания ими учреждений высшего и среднего профессионального образования по очной форме обучения в размере 1 000 рублей за счет средств областного бюджета Ульяновской области в порядке, устанавливаемом Правительством Ульяновской области (ч.8);
-молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ульяновской области, производится единовременная выплата в течение трех лет за каждый отработанный первый год в размере 20 000 рублей, второй год - в размере 40 000 рублей, третий год - в размере 60 000 рублей за счет средств областного бюджета Ульяновской области в порядке, устанавливаемом Правительством Ульяновской области (ч.9).
02.05.2012 Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 02.05.2012 N 49-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области", который вступил в законную силу с 01.01.2013 (далее - Закон N49-ЗО).
Статьей 2 Закона 49-ЗО, в том числе, установлено, что право на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 3 настоящего Закона, предоставляется молодым специалистам, поступившим на работу в областные государственные учреждения, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность.
В силу статьи 3 Закона N 49-ЗО после оформления приема на работу в указанные в статье 2 настоящего Закона учреждения молодым специалистам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) единовременная денежная выплата в размере 10 000 рублей;
2) ежемесячная денежная выплата в размере 1 000 рублей.
Молодым специалистам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ульяновской области и поступившим на работу в указанные в статье 2 настоящего Закона учреждения, дополнительно предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:
1) единовременная денежная выплата за каждый год работы в следующих размерах:
а) за первый год работы - 20 000 рублей;
б) за второй год работы - 40 000 рублей;
в) за третий год работы - 60 000 рублей.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Как следует из данной статьи (пункт 1, подпункт "и" пункта 2 части 1), не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов: 1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе (но не исключительно) пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; 2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе (но не исключительно) в связи с переездом на работу в другую местность.
Каких-либо исключений из требований по необложению страховыми взносами указанных выше выплат, установленных Законом N 49-ЗО, нормы федерального законодательства не содержат.
Как следует из материалов дела, Школа произвела выплаты молодым специалистам - педагогическим работникам в качестве указанных выше мер социальной поддержки.
На основании статьи 5 Закона N 49-ЗО финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели исполнительным органам государственной власти Ульяновской области законом Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.
Указанные в решении Управления выплаты молодым специалистам -педагогическим работникам произведены в соответствии с вышеназванными законами и нормативными актами Ульяновской области и направлены на привлечение педагогов -молодых специалистов к работе в муниципальных образовательных учреждениях.
Размер и основание выплат молодым специалистам Управление не оспаривает.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В данном случае, спорные выплаты носят характер социальной поддержки и по своей природе не относятся ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что выплаты молодым специалистам - педагогическим работникам, произведенные Школой, как иные выплаты, относящиеся к мерам социальной поддержки, не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа на основании Закона N 212-ФЗ.
При данных обстоятельствах, судом первой инстанции было обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области.
Аналогичная правоприменительная практика приведена в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делам N А72-11467/2012, N А72-17207/2014 и т.д.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и сделанных им выводов и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. Рассматриваемые выплаты, произведенные школой, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов на основании ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, апелляционная жалоба Управления является необоснованной и подлежит отклонению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 февраля 2016 года по делу N А72-14439/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14439/2015
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Сурском районе Ульяновской области, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области
Ответчик: МОУ средняя общеобразовательная школа с. Кезьмино
Третье лицо: Управление образования администрации МО Сурский район Ульяновской области, Управление образования администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области