г. Самара |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А72-694/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сердитовой Д.Д.,
в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2016 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 марта 2016 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу NА72-694/2016 (судья Кнышевский Д.Л.)
по иску Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064), г. Ульяновск,
к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) "40 лет Октября" (ОГРН 1027301109440, ИНН 7323005263), Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Татарский Калмаюр,
о взыскании 169900 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) "40 лет Октября" (далее - кооператив, ответчик) о взыскании 169900 руб. - субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, в том числе: 123600 руб. - из федерального бюджета, 46300 руб. - из областного бюджета.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.03.2016, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального права.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве ответчика на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между сторонами было заключено соглашение о предоставлении субсидий N 174 от 17.03.2014 (далее - соглашение), в соответствии с условиями которого министерство предоставляет государственную поддержку в виде субсидий за счет средств областного бюджета Ульяновской области (в том числе за счет средств бюджета, источником финансирования которых являются субсидии из федерального бюджета) до окончания текущего финансового года в пределах бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014-2020 годы (л.д. 14-15).
Срок действия соглашения стороны определили в пункте 6.3.: начало - с момента подписания сторонами; окончание - 31.12.2014.
В рассматриваемый период действовал Порядок предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 N 83-П (в редакции постановлений N 250-П, N 527-П) (далее - Порядок), который разработан в целях реализации мероприятия "Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям)" государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/420-П, и устанавливает порядок и условия предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка получателями субсидий являются хозяйствующие субъекты, признаваемые в соответствии с законодательством сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Согласно пункту 6 Порядка в редакции субсидии в текущем финансовом году предоставляются получателям субсидий при условии производства получателями субсидий продукции растениеводства на территории Ульяновской области в предшествующем финансовом году и при постановке получателей субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области по месту нахождения получателей субсидий, либо месту нахождения их обособленных подразделений на территории Ульяновской области, либо месту жительства получателей субсидий - глав крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей) на территории Ульяновской области.
Субсидия выплачивается по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым министерством единовременно из расчета 100 процентов посевной площади сельскохозяйственных культур предшествующего финансового года, а при наличии сведений о показателях плодородия почв - с применением индивидуального корректирующего коэффициента (пункт 7 Порядка).
Министерство осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о выдаче субсидий или об отказе в предоставлении субсидии.
Истец принял решение о выдаче субсидий в размере 169900 руб. и платежными поручениями от N 31354 от 19.03.2014 и N 96630 от 08.04.2014 перечислил указанные денежные средства на расчетный счет ответчика.
В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Порядком субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Пунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Исковые требования истец обосновывает нарушением ответчиком пункта 8 Порядка, а именно: невыполнением гарантийного обязательства получателя субсидии о неснижении посевной площади в текущем финансовом году по сравнению с посевной площадью предшествующего финансового года (при наличии посевной площади в предшествующем году).
Условия предоставления субсидии содержаться в пункте 6 Порядка.
Между тем несоблюдение заявителем указанных условий является основанием для отказа в предоставлении субсидий, а не для возврата субсидий.
Основания для возврата субсидии указаны в пункте 16 Порядка, а именно: в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений, либо образования остатков субсидий, неиспользованных в отчетном финансовом году, министерство и (или) органы государственного финансового контроля обеспечивают возврат субсидии в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления одного из вышеперечисленных оснований, требования о необходимости возврата субсидии в течение 30 календарных дней с момента получения указанного требования.
Исходя из изложенного, основаниями для возврата субсидии являются: нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, представление недостоверных сведений и образование остатков субсидий.
Таким образом, на основании пункта 16 Порядка истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию, либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения.
Ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Для получения субсидии ответчиком были представлены заявление, справка-счет, форма статистической отчетности за 2013 год (форма N 2-фермер), справка по состоянию плодородия почв, гарантийное обязательство.
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры в предшествующем финансовом году.
Субсидии предоставлены в 2014 году, их цель - возмещение затрат, а не будущее финансирование. Наличие посевной площади в предшествующем году - 2013 подтверждается формой 2-фермер и все эти документы должны быть проверены министерством в момент выдачи субсидии.
Доказательств того, что ответчиком были представлены недостоверные сведения, в материалы дела не представлено.
Целевым назначением субсидий является безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой деятельность (это и есть условия предоставления субсидии, а не деятельность по представлению документов). Цели субсидии ответчиком соблюдены. Доказательств того, что ответчиком субсидии использованы на иные цели, а не на затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, истцом в материалы дела не представлено. Доказательства образования остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, также не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом не доказано наличие условий для возврата субсидии и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены доказательствами и не опровергают установленные по делу обстоятельства.
Данные доводы сводятся к несогласию истца с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, истец не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 марта 2016 года по делу N А72-694/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-694/2016
Истец: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Ответчик: СПК (колхоз) "40 лет Октября", СПК (колхоз) 40 лет Октября