25 мая 2016 г. |
Дело N А83-6610/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 25.05.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.03.2016 года по делу N А83-6610/2015 (судья Титков С.Я.),
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканский специализированный дом ребёнка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Ёлочка" (ул. Аральская, д. 4, г. Симферополь, Республика Крым, 295044),
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (ул. Киевская, д. 125-Б, г. Симферополь, Республика Крым, 295034),
о признании недействительным решения N 091S01150039290 от 10.12.2015,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.03.2016 года по делу N А83-6610/2015 заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканский специализированный дом ребёнка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Ёлочка" удовлетворено. Признано незаконным и отменено требование Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N091S01150039290 от 10.12.2015 в сумме 20 751,03 руб. пени.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении завленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что Управлением была соблюдена процедура привлечения к ответственности, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов вынесено в пределах предусмотренных Законом N 212-ФЗ полномочий и соответствует всем требованиям, предъявляемым к форме и содержанию. В связи с чем, требование Управления N 091801150039290 от 10.12.2015 является законным и обоснованным.
Из представленного отзыва на апелляционную жалобу следует, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Республиканский специализированный дом ребёнка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Ёлочка" считает указанные доводы необоснованными, т.к. недоимки и просрочки исполнения обязательств по уплате страховых взносов не имеет, в виду того, что в I квартале 2015 года имеется переплата в сумме 708 751,41 руб., которая скорректирована в III квартале 2015 года. Основания для начисления пени отсутствуют, в связи с чем начисление пени следует признать не соответствующим законодательству РФ.
В судебное заседание 18.05.2016 представители Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканский специализированный дом ребёнка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Ёлочка и Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым не явились, в материалы дела предоставлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Республиканский специализированный дом ребёнка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Ёлочка" зарегистрировано в качестве юридического лица в Пенсионном фонде Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 091001018409.
03.03.2015 (с нарушением срока уплаты, установленного статьей 15 Закона N 212-ФЗ) ГБУЗ РК "Дом ребёнка "Ёлочка" в Управление был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическими лицами за 1 квартал 2015 года, а именно: за январь 2015 г. - на ОПС - 1441792,00 руб., на ОМС - 334233,60 руб.; за февраль 2015 г. - на ОПС - 1441792,00 руб., на ОМС - 334233,60 руб.; за март 2015 г. - на ОПС - 1444812,13 руб., на ОМС - 334933,72 руб.
Однако начисления по обязательному пенсионному страхованию в отчетности РСВ - 1 за 1-й квартал 2015 года были отражены не в полном объеме по причине отсутствия СНИЛС у некоторых сотрудников (в связи с вступлением Республики Крым в РФ и переходным периодом 2014-2016 г.г.), таким образом образовалась переплата страховых взносов в размере 708751,41 руб. (в т.ч. на ОПС - 575370,15 руб., на ОМС - 133381,26 руб.).
За непредставление в установленный законом срок расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в ГУ - Управление ПФ РФ в г. Симферополе равно как и за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий (бездействий) заявитель к установленной законом ответственности не привлекался.
30.10.2015 ГБУЗРК "Дом ребенка "Ёлочка" был сдан в Управление расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1 ПФР) за девять месяцев 2015 года, которым плательщик самостоятельно выявил и произвел корректировку расчета за первый квартал 2015 года, доначислив себе суммы страховых взносов за январь, февраль, март 2015 года в общей сумме 708751,41 рублей.
На основании расчета формы РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2015 года Управлением проведена камеральная проверка.
По результатам камеральной проверки выявлено наличие недоимки по страховым взносам за январь, февраль, март 2015 года на ОПС - в сумме 575370,15 руб.; на ОМС - в сумме 133381,26 руб.
За несвоевременную уплату страховых взносов плательщику начислены пени за период с 17.02.2015 по 30.06.2015 в сумме 16 845,85 руб. на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и 3 905,18 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страховании.
В дальнейшем, 10.02.2015 за N 091S01150039290, Управлением вынесено требование об уплате ГБУЗ РК "Дом ребёнка "Ёлочка" недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 20 751,03 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии в размере 16 845,85 руб. и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3 905,18 руб. Срок для добровольной уплаты был установлен до 11.01.2016.
Не согласившись с указанным требованием, ГБУЗ РК "Дом ребёнка "Ёлочка" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене названного акта ненормативного характера ссылаясь на то, что страховые взносы по всем работникам учреждения уплачены своевременно и в полном объёме, задолженности за I квартал 2015 года учреждение перед Пенсионным фондом Российской Федерации не имеет, в отчёте РСВ - 1 за 3 квартал 2015 года, корректировка по начисленным пенсионным взносам за I квартал 2015 года на сумму 708 751,15 руб., в том числе на ОПС - 575 370,15 руб. и ОМС - 133 381,26 руб., сделана учреждением по собственной инициативе в связи с тем, что начисления по обязательному пенсионному страхованию в отчётности РСВ - 1 за I квартал 2015 года были отражены не в полном объёме по причине отсутствия СНИЛС у некоторых сотрудников.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что причиной возникновения спора по настоящему делу послужило то, что должностными лицами заявителя при оформлении отчёта РСВ - 1 за I квартал 2015 года, уменьшено количество застрахованных лиц по причине отсутствия у некоторых из них СНИЛС, что создало видимость переплаты по страховым взносам. Однако в III квартал 2015 года ошибка была исправлена самим заявителем. Вследствие чего имело место исправление технической ошибки, которая не привела к возникновению обязательств заявителя по уплате в ПФ РФ так как они уже были уплачены.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенёй признаётся установленная данной нормой закона денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае утраты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным законом сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
То есть, пеня начисляется с первого дня просрочки уплаты страховых взносов и заканчивается начисление пени днём уплаты соответствующих страховых взносов.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня по своей природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что суд первой инстанции правомерно пришел выводу о том, что по форме имела место переплата страховых взносов, однако по факту страховые взносы уплачены в полном объёме.
Материалами дела подтверждается, что страховые взносы в I квартале 2015 года заявителем были уплачены в полном объёме за всех сотрудников в общей сумме 4 328 396,10 руб. по ОПС и 1 003 400,90 руб. по ОМС. Ни в январе, ни в феврале, ни в марте 2015 года недоимки не было.
Следовательно, событие, с наступлением которого закон связывает возможность начисления пени, не наступило, в том числе и 17.02.2015.
Заявитель ни до 30.06.2015, ни после 30.06.2015 каких - либо платежей по перечислению страховых взносов за I квартал 2015 года не осуществлял.
Приведение в соответствие размеров уплаченных страховых взносов в I квартале 2015 года с количеством застрахованных лиц привело к ошибочному выводу Управления ПФ РФ в г. Симферополе о квалификации данных действий как выявление "недоимки" в III квартале 2015 года на сумму переплаты, которая имела место в I квартале 2015 года.
Сам факт создания заявителем видимости переплаты по страховым взносам не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной, и в данном случае отсутствуют основания для квалификации действий в качестве неисполнения обязанности по уплате страховых взносов и начисления пеней.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии события, с наступлением которого закон связывает начало начисления пени, так и событие, с наступлением которого закон связывает прекращение начисления пени также является обоснованным..
Принимая во внимание то, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.03.2016 года по делу N А83-6610/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6610/2015
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым " Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Елочка", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Ёлочка"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым