г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А56-73035/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены (уведомление N 14562);
от заинтересованного лица: Шутовой В.Л. по доверенности от 03.11.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-6606/2016) Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2016 по делу N А56-73035/2015 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску АО "Акционерный коммерческий банк "Банкирский Дом"
к Северо-Западному главному управлению Центрального банка Российской Федерации
об оспаривании бездействия Центрального банка РФ
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Банкирский Дом" (197046,Санкт-Петербург, ул.Малая Посадская, д.16, лит.А, пом 6Н, далее - общество, заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному главному управлению Центрального банка Российской Федерации (191038, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки,д.68, далее - СЗГУ ЦБ России)
- о признании бездействия при принятии оспариваемых решений, выразившегося в не учете сведений, представленных истцом во исполнение предписаний от 08.05.2015 N Т2-15-0-73-2/16839ДСП и от 17.07.2015 N Т2-15-0-73-2/26894ДСП, незаконным;
- признании решений СЗГУ ЦБ России от 21.08.2015 N Т2-15-0-73-2/32417ДСП и от 21.09.2015 N Т2-15-0-73- 2/37081ДСП недействительными;
- признании незаконным бездействия СЗГУ ЦБ России, выразившегося в сохранении запрета и ограничений, введенных предписанием от 08.05.2015 N Т2-15-0-73-2/16839ДСП (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции заявленные АО "Акционерный коммерческий банк "Банкирский Дом" требования частично удовлетворены. Признаны недействительными решения Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, оформленные письмами от 21.08.2015 N Т2-15-0-73- 2/32417ДСП и от 21.09.2015 N Т2-15-0-73-2/37081ДСП о присвоении оценок "3 балла" показателю внутреннего контроля АО АКБ "Банкирский Дом" (ПУ5). В части требований об обязании Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации отменить запреты и ограничения, введенные предписанием от 08.05.2015 NТ2-15-0-73-2/16839ДСП, производство по делу прекращено в связи с отказом от названных требований. В остальной части в удовлетворении требований отказано. С Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации в пользу АО "Акционерный коммерческий банк "Банкирский Дом" взысканы расходы по государственной пошлине в размере 6 000 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина возвращена заявителю.
Не согласившись с решением суда в удовлетворенной части требований, Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель СЗГУ ЦБ России в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что оценка финансовой устойчивости общества определялась по группе показателей качества управления банком, о чем общество информировалось оспариваемыми письмами с приложением расчетов и разъяснениями последствий неудовлетворительной оценки. Устранение обществом нарушений в своей деятельности принималось во внимание при последующих расчетах оценки финансовой устойчивости общества. Таким образом, доводы общества о бездействии СЗГУ ЦБ России при оценке показателей внутреннего контроля Банка ничем не обоснованы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы общество извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 08.05.2015 Северо-Западным главным управлением Центрального Банка Российской Федерации по результатам проверки деятельности Акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Банкирский Дом" как кредитной организации, в связи с обнаруженными нарушениями в деятельности последнего, вынесено предписание от N Т2-15-0-73-2/16839ДСП об их устранении.
Указанным предписанием СЗГУ ЦБ России ввело в отношении АО "АКБ "Банкирский Дом" сроком на 6 месяцев, начиная с 13.05.2015 принудительные меры воздействия в виде запрета:
- на проведение операций по купле и продаже иностранной валюты в наличной форме,
и ограничения:
- на привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей во вклады в рублях и иностранной валюте, на банковские счета в рублях и иностранной валюте;
- открытие банковских счетов физических лиц и индивидуальных предпринимателей в рублях и иностранной валюте путем заключения договоров банковского счета и банковского вклада;
- привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей в рублях и иностранной валюте путем продажи им собственных ценных бумаг Банка.
По утверждению АО "АКБ "Банкирский Дом", обществом были приняты меры к устранению выявленных СЗГУ ЦБ России нарушений, указанных в предписании, о чем СЗГУ ЦБ России регулярно информировалось.
04.06.2015 АО "АКБ "Банкирский Дом" в связи с полным выполнением предписания в адрес СЗГУ ЦБ России направило письмо N 01-14/792 с уведомлением о полном выполнении предписания и просьбой снять наложенные ограничения и запреты.
Однако 17.07.2015 СЗГУ ЦБ России вынесло АО "АКБ "Банкирский Дом" еще одно предписание N Т2-15-0-73- 2/26894ДСП, в котором указало иные недостатки и установило новые сроки их устранения. При этом запреты и ограничения, наложенные на общество первоначальным предписанием, сняты не были.
Во исполнение указанного предписания банк направил СЗГУ ЦБ России письма об устранении соответствующих замечаний.
СЗГУ ЦБ России в рамках осуществления надзора за деятельностью Банка направило обществу письма от 21.08.2015 N Т2-15-0-73-2/32417ДСП, от 21.09.2015 N Т2-15-0-73-2/37081ДСП о присвоении оценок "3 балла" показателю внутреннего контроля АО АКБ "Банкирский Дом" (ПУ5).
АО "АКБ "Банкирский Дом" не согласилось с принудительными мерами воздействия, указанными в предписаниях, и названными решениями об оценке финансовой устойчивости банка и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные АО "АКБ "Банкирский Дом" требования, признал недействительными решения СЗГУ ЦБ России, оформленные письмами, о присвоении оценок "3 балла" показателю внутреннего контроля, указав на их несоответствие пунктам 1-3 Указания ЦБ РФ N 3229-У и пункту 4.6 Указания ЦБ РФ N 2005-У.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных и иных органов, если полагают, что такие акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Согласно статье 56 Федерального закона N 86-ФЗ от 27.06.2002 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - закон N 86-ФЗ) Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные вышеуказанным Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом меры по отношению к нарушителям (ст. 73 закона N 86-ФЗ). В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев (ст. 74 закона N 86-ФЗ).
В соответствии с Инструкцией N 59 от 31.03.1997 г. "О применении к кредитным организациям мер воздействия", утвержденной приказом Центрального Банка Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 02-139 (далее - Инструкция ЦБ РФ N 59), ограничение на осуществление кредитными организациями отдельных операций относится к принудительным мерам воздействия.
Пунктом 1.2 Инструкции ЦБ РФ N 59 предусмотрено, что основной задачей, решаемой надзорными органами в случае применения мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. При этом выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных федеральными законами, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи, и, если это специально не оговорено Инструкцией ЦБ РФ N 59, производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", нормативных актов Банка России с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений, причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений, общего финансового состояния кредитной организации, положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг (1.3-1.4 Инструкции ЦБ РФ N 59).
Пунктом 1.14 Инструкции N 59 установлены основания для применения принудительных мер воздействия, которыми являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов и предписаний Банка России; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).
Пунктами 1.19, 1.19.1 указанной Инструкции предусмотрено ограничение на осуществление кредитными организациями отдельных операций. Надзорный орган может ограничить на срок до 6 месяцев проведение кредитной организацией отдельных операций в случае нарушения (невыполнения) кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации. При выполнении кредитной организацией, ее учредителями (участниками), другими лицами (потенциальными инвесторами) принятых обязательств и наличии реальных признаков устранения допущенных недостатков в деятельности кредитной организации Банк России вправе отменить на определенный срок, в том числе частично, ранее примененные к кредитной организации надзорным органом принудительные меры воздействия (п. 1.12.3 Инструкции ЦБ РФ N 59).
Из материалов дела следует, что 08.05.2015 СЗГУ ЦБ России как надзорный орган, осуществив проверку деятельности АО "АКБ "Банкирский Дом" и выявив нарушения, правомерно выдало предписание от N Т2-15-0-73-2/16839ДСП об их устранении и установило принудительные меры воздействия, введя отдельные запреты и ограничения в деятельности банка сроком на 6 месяцев, начиная с 13.05.2015.
АО "АКБ "Банкирский Дом" выявленные нарушения, указанные в предписании от N Т2-15-0-73-2/16839ДСП, признает и не оспаривает.
17.07.2015 СЗГУ ЦБ России вынесло АО "АКБ "Банкирский Дом" еще одно предписание N Т2-15-0-73- 2/26894ДСП на устранение иных недостатков и установило новые сроки устранения. При этом запреты и ограничения, наложенные на общество первоначальным предписанием, сняты не были.
Банк России, как надзорный орган, является уполномоченным органом, самостоятельно решающим вопрос о наличии оснований для отмены применяемых к кредитным организациям мер воздействия, после устранения кредитными организациями вменяемых нарушений с учетом всей имеющейся в его распоряжении информации о кредитной организации.
Из представленной сторонами переписки следует, что СЗГУ ЦБ России принимало к сведению информацию общества об устранении нарушений, однако не усмотрело оснований для отмены принудительных мер воздействия.
Суд первой инстанции, оценив указанные обстоятельства, обоснованно сделал вывод об отсутствии бездействия СЗГУ ЦБ России относительно выполнения заявителем всех замечаний, указанных в предписаниях, что подтверждается имеющейся представленной перепиской.
СЗГУ ЦБ России, осуществляя постоянный надзор за соблюдением обществом банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов, направило заявителю письма от 21.08.2015 N Т2-15-0-73-2/32417ДСП и от 21.09.2015 N Т2-15-0-73-2/37081ДСП о присвоении оценок "3 балла" показателю внутреннего контроля АО АКБ "Банкирский Дом" (ПУ5), что свидетельствует о неудовлетворительной финансовой устойчивости банка.
Выводы суда первой инстанции о несоответствии писем СЗГУ ЦБ России от 21.08.2015 N Т2-15-0-73-2/32417ДСП и от 21.09.2015 N Т2-15-0-73-2/37081ДСП Указанию ЦБ РФ от 05.04.2014 N 3229-У "О порядке доведения до сведения банков информации о выявлении в их деятельности условий, наличие которых приводит к прекращению права банка на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц" не соответствуют обстоятельствам дела и опровергаются представленными доказательствами.
В соответствии с абз. 5 пункта 1 Указания ЦБ РФ от 05.04.2014 N 3229-У "О порядке доведения до сведения банков информации о выявлении в их деятельности условий, наличие которых приводит к прекращению права банка на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц" Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банка, доводит до сведения банка информацию о признании оценки группы показателей качества управления банком, включая показатели, характеризующие систему управления рисками, состояние внутреннего контроля, в том числе, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также качество бизнес-планирования "неудовлетворительной", с указанием даты (дат), по состоянию на которую (которые) группе показателей присвоена оценка "неудовлетворительно", с расчетом соответствующих показателей и их обобщающего результата в соответствии с методикой, установленной нормативным актом Банка России, определяющим порядок оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов.
Согласно пункту 2 Указания ЦБ РФ N 3229-У одновременно с информацией, указанной в абзацах 2-6 пункта 1 Указания, территориальное учреждение Банка России доводит до сведения банка информацию о недостатках в его деятельности, которые могут привести к несоблюдению банком одного из условий, указанных в части 1 статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", и о возможных последствиях в виде прекращения права банка на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, если данные условия будут сохраняться в течение сроков, установленных частью 1 статьи 48 Закона N 177-ФЗ.
Оценка финансовой устойчивости банка проводится в соответствии с Указанием Банка России от 11.06.2014 N 3277-У "О методиках оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (Указание ЦБ РФ N 3277-У), которое содержит методики оценки финансовой устойчивости банка, включая методику присвоения обобщающему результату по каждой из групп показателей финансовой устойчивости оценки "удовлетворительно" или "неудовлетворительно".
Порядок оценки экономического положения банков установлен Указанием Банка России от 30.04.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" (Указание ЦБ РФ N 2005-У).
Согласно пункту 4.5 Указания ЦБ РФ N 2005-У качество управления оценивается как сомнительное (балл 3) при присвоении показателю ПУ5 оценки "сомнительно" (3 балла). На основании пункта 5.6 Указания ЦБ РФ N 3277-У, финансовая устойчивость банка по группе показателей качества управления банком признается "удовлетворительной", в случае, если оценка показателей системы управления рисками и состояния внутреннего контроля, в том числе, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов (ПУ5), полученных преступным путем, и финансированию терроризма, меньше либо равна 2,3 балла.
В соответствии с пунктом 4.6 Указания ЦБ РФ N 2005-У расчет и оценка показателей качества управления производятся по мере поступления (получения) новой информации, как правило, по результатам проведенных проверок.
В силу пункта 4 части 1 статьи 48 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Закон N 177-ФЗ) если качество управления банком оценивается как неудовлетворительное в течение трех месяцев подряд, право банков, включенных в реестр банков на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц подлежит прекращению.
Материалами дела подтверждается, что СЗГУ ЦБ России на основании сведений и показателей АО АКБ "Банкирский Дом" провело оценку финансовой устойчивости на отчетные даты 01.08.2015 и 01.09.2015, сделало расчеты, которые с письмами от 21.08.2015 N Т2-15-0-73-2/32417ДСП и от 21.09.2015 N Т2-15-0-73-2/37081ДСП в качестве приложения направило обществу.
Оценка групп показателей качества управления банком на конкретные отчетные даты проведена СЗГУ ЦБ России в соответствии с методикой, установленной Указанием ЦБ России N 2005-У от 30.04.2008 "Об оценке экономического положения банков".
Согласно пунктам 4.2.2, 4.3.2, 4.4.2 Указания Банка России от 30.04.2008 N 2005-У показатели ПУ4, ПУ5, ПУ6 рассчитываются по установленным формулам и представляют собой среднее взвешенное значение оценок ответов на вопросы, приведенные в приложениях 6, 7, 8 Указания ЦБ России N 2005-У.
Из представленных расчетов видно, какие группы показателей качества управления банком исследовались, какие нарушения банком допущены и подлежат устранению. При этом АО АКБ "Банкирский Дом" информировалось о возможных последствиях неустранения выявленных нарушений, что следует из оспариваемых писем СЗГУ ЦБ России.
Доводы АО АКБ "Банкирский Дом", указанные в заявлении, о том, что оценка финансовой устойчивости банка проводилась СЗГУ ЦБ России без учета устранения обществом нарушений в своей деятельности, не основаны на каких-либо фактах и документах.
Заявитель по мере устранения нарушений информировал СЗГУ ЦБ России и по результатам проведенного надзора на отчетную дату 01.11.2015 оценка финансовой устойчивости банка признана положительной.
Таким образом, письма СЗГУ ЦБ России от 21.08.2015 N Т2-15-0-73-2/32417ДСП и от 21.09.2015 N Т2-15-0-73-2/37081ДСП с приложениями, направленные в адрес АО АКБ "Банкирский Дом", соответствуют требованиям пунктов 1-3 Указания ЦБ РФ N 3229-У и пункту 4.6 Указания ЦБ РФ N 2005-У и не затрагивают права и законные интересы заявителя.
Прекращение судом первой инстанции дела в части требований об обязании СЗГУ ЦБ России отменить запреты и ограничения, введенные предписанием от 08.05.2015 N Т2-15-0-73-2/16839ДСП в связи с отказом АО АКБ "Банкирский Дом" от названных требований, сторонами не обжалуется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции в обжалуемой части отмене.
В силу ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины обоснованно возлагаются на заявителя, излишне уплаченная пошлина подлежит возврату путем выдачи справки.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 февраля 2016 года по делу N А56-73035/2015 отменить в обжалуемой части.
Акционерному обществу "Акционерный коммерческий банк "Банкирский Дом" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73035/2015
Истец: АО "Акционерный коммерческий банк "Банкирский дом"
Ответчик: Северо-Западное главное управление Центрального Банка Российской Федерации