г. Киров |
|
27 мая 2016 г. |
Дело N А17-4878/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ложкиной Н.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Архангельской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.01.2016 по делу N А17-4878/2015, принятое судом в составе судьи Калиничевой М.С.,
по иску Министерства транспорта Архангельской области (ОГРН 1122901020527, ИНН 2901229495)
к обществу с ограниченной ответственностью "Автоперевозки" (ОГРН 1123711002030, ИНН 3711031682), обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" (ОГРН 1143702007646, ИНН 3702725042)
о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Архангельской области в размере 234 732 руб. 80 коп.,
установил:
Агентство по транспорту Архангельской области (пунктом 1 Указа Губернатора Архангельской области от 28.05.2015 N 62-у преобразовано в Агентство по транспорту и связи Архангельской области с последующим переименованием Указом Губернатора Архангельской области N 112-у от 25.11.2015 в Министерство транспорта Архангельской области) (далее по тексту - истец, Министерство, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автоперевозки" (далее - ответчик, ООО "Автоперевозки", общество) о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Архангельской области в размере 234 732 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 25.01.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство транспорта Архангельской области с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, информация о введении ограничений в 2014 году была размещена в средствах массовой информации, а также информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах: www/ador.ru 11.03.2014, то есть более чем за 30 суток до введения временного ограничения. Во всех нормативно-правовых актах установлено обязательное требование об информировании о введении ограничений, а не публикация постановления.
Отзывов на жалобу не представлено.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 19.04.2014 (Т.1, л.д.-26) на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Архангельской области Усть-Вага-Ядриха 297 км сотрудниками ГБУ Архангельской области "Региональная транспортная служба" совместно с должностным лицом ОГИБДД ОМВД России Котласский на пункте весового контроля г.Котлас N 1 проведен весовой контроль транспортного средства марки МАЗ модель 5440А8-360-031, гос.рег.знак А 121АС/37, владельцем (лизингополучателем) которого в свидетельстве о регистрации ТС 3701 N 276986 указано ООО "Автоперевозки", оборудованного полуприцепом LAMBERT YS-3P гос.знак РА2810/37. По результатам осуществления весового контроля зафиксировано превышение транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на оси. Специальное разрешение на перевозку тяжелого груза по маршруту следования у водителя отсутствовало.
В присутствии водителя транспортного средства по результатам весового контроля составлен акт от 19.04.2014 N 5 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства произведен расчет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области, размер которого составил 234 732 руб. 80 коп.
Агентство по транспорту Архангельской области 18.06.2014 направило ООО "Автоперевозки" уведомление N 158-ю с требованием в срок до 06.10.2014 произвести оплату ущерба в сумме 234 732 руб. 80 коп.
Поскольку ответчиком не была погашена сумма ущерба в добровольном порядке, истец обратился в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В силу части 1, пункта 2 части 3, части 8 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого при условии возмещения владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 16.11.2009 N 934 утвердило Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
По пунктам 3, 5 Правил N 934 осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
В Правилах N 934 установлена формула, по которой производится расчет платы в счет возмещения вреда.
Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов определяется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила N 272).
По пункту 5 Правил N 272 к тяжеловесному грузу относится груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Подпунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ предусмотрена возможность установления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с частью 2.1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 30 Закона N 257-ФЗ установлено, что в случае принятия решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Правительство Архангельской области постановлением N 78-пп от 06.03.2012 утвердило Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа, местного значения муниципальных образований Архангельской области и Ненецкого автономного округа (далее - Порядок N 78-пп).
Пунктом 3 Порядка N 78-пп определено, что временные ограничения движения вводятся на основании распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения.
В соответствии с разделом IV Порядка N 78-пп временные ограничения движения вводятся в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний и осенний периоды в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.
Согласно пункту 4 Порядка N 78-пп акт о введении ограничения для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа принимается в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка - Правительством Архангельской области.
03.04.2014 Правительством Архангельской области принято Постановление N 125-пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2014 году" (далее - Постановление N 125-пп) (Т.1, л.д.-39, 40).
Как усматривается из пункта 1 Постановления N 125-пп в 2014 году введено временное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в следующие периоды:
- с 17 апреля по 24 мая (весенний период) и с 9 октября по 7 ноября (осенний период) - на территории Архангельской области (кроме Ненецкого автономного округа);
- с 1 мая по 14 июня (весенний период) и с 3 сентября по 2 октября (осенний период) - на территории Ненецкого автономного округа.
В силу пункта 8 Порядка N 78-пп в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка, информация о введении ограничений размещается за 30 дней до начала временного ограничения движения в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах:
www.ador.ru - при введении временных ограничений или прекращения движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
В Определении N 845-О от 29.05.2012 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предусмотренное частью 4 статьи 30 Закона N 257-ФЗ информирование хозяйствующих субъектов о сроках ограничения или прекращения движения по автомобильным дорогам является обеспечением защиты интересов данных хозяйствующих субъектов - пользователей соответствующих автомобильных дорог.
Постановление Правительства Архангельской области N 125-пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2014 году" принято 03.04.2014, опубликовано в газете "Волна" N 13 от 08.04.2014, то есть вступило в законную силу 08.04.2014.
Как усматривается из представленного ответчиками скриншота страниц сайта www.ador.ru, информация о временном ограничении движения транспортных средств, содержащаяся в Постановлении N 125-пп, была размещена на сайте 04.04.2014.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представленная истцом в материалы дела распечатка с сайта www.ador.ru на 11.03.2014 не может являться доказательством размещения достоверной информации о временном ограничении движения в 2014 году, поскольку на момент опубликования информации об ограничении (11.03.2014) Постановление N 125-пп Правительством Архангельской области не было принято.
В сообщении от 11.03.2014 указана информация об ограничении движения на срок (с 10 апреля по 24 мая 2014 года - во всех районах области; с 01 мая по 14 июня на территории Ненецкого автономного округа), не совпадающий со сроком временного ограничения, установленным Постановлением N 125-пп (с 17 апреля по 24 мая 2014 года).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил, что противоправность действий пользователей автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Архангельской области в 2014 году в части превышения осевой массы транспортных средств - 3,5 тонны на каждую ось могла наступить только с 05.05.2014 (по истечении 30 дней после даты надлежащего размещения достоверной информации о введении ограничений на сайте www.ador.ru (04.04.2014).
Из акта от 19.04.2014 N 5 следует, что нарушение осевой массы в размере 3,5 тонны, установленной в качестве ограничения движения по дорогам регионального и межмуниципального значения Архангельской области Постановлением N 125-пп, транспортным средством, принадлежащим и эксплуатируемым ответчиками, произошло 19.04.2014, то есть до вступления в силу ограничений, установленных в Постановлении N 125-пп.
По пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу названной нормы права под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер убытков и причинно-следственную связь между первым и вторым обстоятельствами.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 401 ГК РФ вина выражается в форме умысла или неосторожности. Под умыслом понимается такое противоправное поведение, при котором причинитель не только предвидит, но и желает либо сознательно допускает наступление вредного результата. Неосторожность выражается в отсутствии требуемой при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности, заботливости.
При таких обстоятельствах в действиях ответчиков отсутствует вина во вменяемом нарушении.
Таким образом, истцом не представлено доказательств наличия всей совокупности необходимых условий для привлечения ответчиков к ответственности в виде взыскания ущерба.
С учетом изложенного, оснований для взыскания с ответчиков суммы ущерба не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению по приведенным в жалобе доводам не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.01.2016 по делу N А17-4878/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства транспорта Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-4878/2015
Истец: Агенство по транспорту Архангельской области, Министерство транспорта Архангельской области
Ответчик: ООО "Автоперевозки", ООО "Альянс"
Третье лицо: ООО "Альянс", Управление ГИБДД УМВД Росии по ивановской области