Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2016 г. N Ф04-3550/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А81-5779/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3829/2016) открытого акционерного общества "Вынгапуровский тепловодоканал" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2016 по делу N А81-5779/2015 (судья Садретинова Н.М.)
по заявлению открытого акционерного общества "Вынгапуровский тепловодоканал" (ОГРН 1098905000622; ИНН 8905045443)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
об оспаривании пункта 1 предписания Ноябрьского отдела Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.10.2015 N 1591-1
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
открытое акционерное общество "Вынгапуровский тепловодоканал" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ВТВК") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания N 1591-1 от 20.10.2015.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2016 по делу N А81-5779/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован законностью пункта 1 выданного ОАО "ВТВК" предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ВТВК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что пункт 1 оспариваемого предписания прямо нарушает права и законные интересы ОАО "ВТВК" в сфере предпринимательской деятельности, так как фактически предлагает осуществлять водоснабжение без взимания платы с потребителей, что противоречит правовой природе осуществления коммерческой деятельности. При этом, заявитель отмечает, что Департамент не хочет признать факт невозможности поставки потребителям другой воды, и что существующее водоснабжение требует материальных затрат, которые компенсируются только взиманием платы с потребителей по утвержденным органами власти тарифам на водоснабжение, другого способа водоснабжения в настоящее время просто не существует.
Департамент письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание представителей не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли.
До начала судебного заседания от ОАО "ВТВК" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента от 15.10.2015 N 1591-ОД в отношении ОАО "ВТВК" по месту фактического осуществления деятельности: г. Ноябрьск, м/р Вынгапуровский, ул. Энтузиастов, д. 9, проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления лицензионного контроля.
Поводом для проведения указанной проверки послужило обращение гражданина (от 09.10.2015), проживающего в квартире N 6 многоквартирного дома N 9 по ул. Энтузиастов, м/р Вынгапуровский, г. Ноябрьска, о фактах нарушения лицензиатом лицензионных требований.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки было установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома N 9 по адресу: г. Ноябрьск, м/р Вынгапуровский, ул. Энтузиастов, выбран и реализован способ управления - управление товариществом собственников жилья (протокол N 1 от 01.12.2010 общего собрания собственников помещений), зарегистрировано товарищество собственников жилья"Вынгапур" (далее - ТСЖ "Вынгапур").
С 01.02.2011 управление указанным многоквартирным домом осуществляет ОАО "ВТВК" на основании договора управления многоквартирным домом N 33/6-11 от 01.02.2011, заключенного между ОАО "ВТВК" и ТСЖ "Вынгапур".
ОАО "ВТВК" выдана лицензия от 29.04.2015 N 089-000019 на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
При проведении проверки ОАО "ВТВК" сопроводительным письмом N 06/1447 от 25.09.2015 были представлены Департаменту следующие документы: копия договора управления многоквартирным домом N 33/6-11 от 01.02.2011 с приложениями; акт общего осенне-весеннего осмотра многоквартирного дома N 9; план текущего ремонта на 2015 год; отчет по заявлениям за период с 01.01.2015 по 16.10.2015, поступившим в ОАО "ВТВК" с многоквартирного дома N 9; копия журнала аварийно-диспетчерской службы ОАО "ВТВК" с 13.01.2015 по 08.10.2015; отчеты ТСЖ "Вынгапур" по договору управления МКД за 2013 и 2014 годы с реестрами их вручения собственникам жилых помещений; поквартирная оборотно-сальдовая ведомость по начислению за жилищно-коммунальные услуги за 9 месяцев многоквартирного дома N 9; копии платежных документов заявителя - гражданина с января по сентябрь 2015 года (лицевой счет N 200475).
Заявителем к обращению приложен ответ Территориального отдела Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Ноябрьск, Муравленко N 1710 от 05.06.2015, в котором отражен факт нарушения состава и свойств горячей и холодной воды нормативным требованиям пунктов 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-10 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" и пункта 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Анализ горячей и холодной воды произведен Территориальным отделом Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Ноябрьск, Муравленко 25.05.2015.
По выявленному нарушению в предоставлении коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению заявителю-гражданину за период с 25.05.2015 по 19.10.2015, когда коммунальные услуги предоставлялись ненадлежащего качества, изменение размера платы за коммунальные услуги ОАО "ВТВК" не предоставило. Данный факт отражен в платежных документах заявителя (лицевой счет N 200475) с мая по сентябрь 2015 года, предоставленных к проверке ОАО "ВТВК".
На основании установленных фактических обстоятельств Департамент пришел к выводу, что управляющей организацией ОАО "ВТВК" при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом N 9 по адресу: г. Ноябрьск, м/р Вынгапуровский, ул. Энтузиастов, допущено нарушение лицензионных требований, а именно не произведено изменение размера платы по горячему и холодному водоснабжению заявителю за период с 25.05.2015 по 19.10.2015, когда коммунальные услуги предоставлялись ненадлежащего качества. О факте предоставления услуги ненадлежащего качества Обществу было известно из материалов проверки Территориального отдела Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Ноябрьск, Муравленко от 25.05.2015, а также из документов, имеющихся в распоряжении самой управляющей организации.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 21.10.2015 N 1591.
Нарушение Обществом пункта 98, пункта 2 раздела II приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), послужило основанием для выдачи Департаментом заявителю предписания от 20.10.2015 N 1591-1, в соответствии с пунктом 1 которого Обществу было установлено в срок до 15.12.2015 уменьшить размер платы за коммунальную услугу горячего и холодного водоснабжения потребителям квартиры N 6 за период поставки коммунальной услуги ненадлежащего качества с 25.05.2015 по 19.10.2015.
Не согласившись с указанным пунктом предписанием, ОАО "ВТВК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
05.02.2016 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как было выше сказано, ОАО "ВТВК" оспаривается законность пункта 1 предписания от 20.10.2015 N 1591-1, которым на Общество, как обслуживающую организацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, м/р Вынгапуровский, ул. Энтузиастов, дом 9, возложена обязанность в срок до 15.12.2015 уменьшить размер платы за коммунальную услугу горячего и холодного водоснабжения потребителям квартиры N 6 за период поставки коммунальной услуги ненадлежащего качества с 25.05.2015 по 19.10.2015.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании подпункта "д" пункта 3 Правил N 354 и пунктов 2, 6 Приложения N 1 к данным Правилам качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пунктам 3.1, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием установленным в таблицах 2 и 3, приложении N 2 нормативам по показателям содержания вредных веществ.
Пунктом 98 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается подателем жалобы, факт поставки собственникам жилого помещения (квартиры N 6) многоквартирного дома горячей и холодной воды, несоответствующей по химическому составу нормативам, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01.
Между тем, как было выше сказано, по условиям договора управления многоквартирным домом от 01.02.2011 Общество обязалось предоставлять коммунальные услуги, в том числе холодного и горячего водоснабжения (пункты 2.2, 3.1.4 договора, приложение N 5 к договору).
При этом, исходя из положений подпункта "а" пункта 4 Правил N 354 холодное водоснабжение предусматривает лишь водоснабжение питьевой водой.
Условия о поставке потребителям технической воды рассматриваемый договор управления многоквартирным домом не содержит.
Доказательств согласия потребителей на получение и оплату такой дополнительной услуги Обществом в материалы дела не представлено.
Как верно указал в отзыве на исковое заявление Департамент, потребитель не имеет какой-либо возможности отличить факт поставки технической воды от факта предоставления коммунальной услуги водоснабжения ненадлежащего качества.
При этом, Общество производило начисление платы за техническую воду по правилам расчета платы за коммунальные услуги, выделяя плату на общедомовые нужды.
Подмена понятия "предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества" понятием "поставка технической воды" и использование тарифа на поставку технической воды исключает возможность потребителя реализовать предусмотренное пунктами 98, 101 Правил N 354 право на перерасчет платы за коммунальные услуги вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.
Таким образом, доводы подателя жалобы о неправомерности требования Департамента от ОАО "ВТВК" соблюдения норм СанПиН 2.1.4.1074-01 при снабжении горячей и холодной водой многоквартирного жилого дома противоречат действующему законодательству.
Из положений статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованных системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям, не допуская снижения ее качества и показателей безопасности.
Случаи, когда допускается отклонение качества питьевой воды от установленных требований и пределы несоответствия качества подаваемой воды предусмотрены частью 7 статьи 8 и частью 9 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Доказательств наличия таких случаев Обществом в материалы дела также не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что пункт 1 оспариваемого предписания N 1591-1 от 20.10.2015 является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что существующее водоснабжение требует материальных затрат, которые компенсируются только взиманием платы с потребителей по утвержденным органами власти тарифам на водоснабжение, и о том, что другого способа водоснабжения в настоящее время просто не существует, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку в соответствии с существующими обязательными требованиями, названными выше, Общество, как управляющая компания, имеет право взимать плату за поставку гражданам, проживающим в многоквартирном доме воды исключительно надлежащего качества. При этом, следует отметить, что договор управления многоквартирным домом заключен заявителем при осуществлении своей предпринимательской деятельности, на свой риск. Доказательств того, что Общество было вынуждено заключить подобный договор, заявителем в материалы дела не представлено.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Все доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию заявителя, изложенную им в первой инстанции и правильно оцененную в тексте оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то есть на ОАО "ВТВК".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вынгапуровский тепловодоканал" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2016 по делу N А81-5779/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5779/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2016 г. N Ф04-3550/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Вынгапуровский тепловодоканал"
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, Ноябрьский отдел Департамента Государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, Ноябрьский отдел Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа