Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 августа 2016 г. N Ф10-2634/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным отказа в регистрации права, о признании недействительным права собственности в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
26 мая 2016 г. |
Дело N А83-6540/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, публичного акционерного общества "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" - Гусаковой И.А.;
от заинтересованного лица, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 марта 2016 года по делу N А83-6540/2015 (судья Титков С.Я.)
по заявлению публичного акционерного общества "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" (ул. Дражинского, 50, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005)
о признании недействительным отказа в государственной регистрации от 04.09.2015 N 90/021/945/2015-5839, 5840,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных публичным акционерным обществом "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" (с 28 октября 2014 года ОГРН - 1149102067762, ранее с 26 февраля 1997 года зарегистрированного по законодательству Украины с регистрационным N 02573711 л.д. 58-67, 140 т. 1, далее - ПАО "Г/К "Ялта-Интурист" или заявитель) требований о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на вновь возведенный объект недвижимого имущества: спортивной площадки для волейбола на втором уровне набережной (далее - сооружение) (л.д. 25-29 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что ранее заключенный договор аренды земельного участка, на котором построено сооружение, не зарегистрирован по законодательству Российской Федерации; государственному регистратору не была представлена декларация о начале строительства этого сооружения.
ПАО "Г/К "Ялта-Интурист" подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда по тем основаниям, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель представил на государственную регистрацию права собственности на сооружение установленные законом документы - договор аренды земельного участка и декларацию о вводе сооружения в эксплуатацию; иные документы государственный регистратор от заявителя не вправе требовать; закон не предусматривает в качестве основания для отказа в государственной регистрации права собственности на сооружение отсутствие легализации договора аренды земельного участка, ранее заключенный договор аренды является действующим и в силу федерального конституционного закона не требует подтверждения (л.д. 36-40 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что сооружение было построено совместно с акционерным обществом "Пансионат с лечением "Донбасс", вместе с которым на государственную регистрацию права долевой собственности на сооружение были поданы документы, в том числе ранее заключенный договор аренды земельного участка, на который получен кадастровый паспорт; договор аренды земли по законодательству Российской Федерации не перерегистрирован, в настоящее время ведется работа по приведению договорных отношений в соответствие с законодательством Российской Федерации и регистрации этих прав; площадь застройки сооружения в процессе его строительства изменялась, о чем при вводе сооружения в эксплуатацию были представлены соответствующие документы и разрешения.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, далее - Госкомрегистр) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания Госкомрегистр извещен определением от 28 апреля 2016 года, копию которого получил 05 мая 2016 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 51-53 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителя Госкомрегистра.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств
04 сентября 2015 года государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Дударь Н.В. письменным сообщением N 90/021/945/2015-5839,5840 известил заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности объекта недвижимого имущества: сооружение по адресу: Россия, Республика Крым, г. Ялта, ул. Дражинского, д. 50, кадастровый номер 90:00:000000:4, документы на который представлены 21 апреля 2015 года и зарегистрированы в книге учета входящих документов за N 90/021/945/2015 за N5839, N 5840 (л.д. 14, 84-85 т. 1).
Основанием для отказа в государственной регистрации в этом письменном сообщении указано - не устранение заявителем причин, которые явились основанием для приостановления государственной регистрации, которое было вызвано возникшим у государственного регистратора сомнением в наличии оснований для государственной регистрации, а именно нарушение требований статей 16-19 Закона о регистрации.
Из представленных суду первой инстанции документов относительно процедуры подачи документов на государственную регистрацию права собственности на сооружение установлено следующее.
21 апреля 2015 года нарочно представителями по доверенностям ПАО "Г/К "Ялта-Интурист" и акционерного общества "Пансионат с лечением "Донбасс" (ОГРН 1149102060733, далее - АО "Пансионат с лечением "Донбасс") в Госкомрегистр поданы заявления и документы для государственной регистрации права долевой собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества - спортивной площадки для волейбола на втором уровне набережной (литеры М, Н, лестницы с площадкой 40-43, винтовые лестницы XII-XVI), кадастровый номер 90:00:000000:4, расположенный на земельном участке за кадастровым N 90:25:010101:47.
Эти заявления зарегистрированы Госкомрегистром в книге учета входящих документов N 90/021/945/2015 за N 5839, 5840, о чем свидетельствуют соответствующие расписки (л.д. 94-101 т. 1).
06 мая 2015 года государственным регистратором Госкомрегистра Дударь Н.В. заявителю вынесено письменное уведомление о приостановлении государственной регистрации до 05 июня 2015 года в связи с сомнением в подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений (л.д. 53-56, 86-87 т. 1).
05 мая 2015 года государственным регистратором Госкомрегистра Дударь Н.В. составлены запросы в БТИ (л.д. 88 т. 1), Администрацию г. Ялта (л.д. 89-90 т. 1), Службу государственного строительного надзора Республики Крым (л.д. 91-92 т. 1) относительно зарегистрированных прав, ограничений (обременений) прав на сооружение, об актуальности договора аренды земельного участка, о предоставлении информации о выдаче деклараций о начале выполнения строительных работ и о готовности объекта к эксплуатации. Доказательств направления этих запросов арбитражному суду не представлено.
26 мая 2015 года Госкомрегистр получил от Службы государственного строительного надзора Республики Крым ответ о регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации (с приложением копии этой декларации) и отсутствии регистрации 14 августа 2014 года декларации о начале выполнения строительных работ N РК 082140001802 (л.д. 93 т. 1).
05 июня 2015 года по заявлению ПАО "Г/К "Ялта-Интурист" Госкомрегистром была приостановлена государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества до 04 сентября 2015 года (л.д. 80-83 т. 1).
Из представленных Госкомрегистру заявителем и АО "Пансионат с лечением "Донбасс" документов следует, что для государственной регистрации права долевой собственности на объект недвижимого имущества указанными юридическими лицами, кроме регистрационных документов юридических лиц, полномочий представителей и квитанций об оплате государственной пошлины, были представлены документы:
1) документы на земельный участок, на котором построен объект недвижимого имущества, а именно:
- копия договора аренды земельного участка, заключенного на 50 лет 18 марта 2008 года между арендодателем - Ялтинским городским советом, и арендатором - открытым акционерным обществом "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист", предмет аренды - земельный участок: 1) участок кадастровый N 0111900000:01:001:0028, 2) участок кадастровый N 0111900000:01:001:0019, общей площадью 2,3530 га, расположенный в г. Ялта, ул. Дражинского, 50, для обслуживания пляжной зоны (в том числе трансформаторной подстанции) с целевым назначением - иная коммерческая деятельность, пункты 8.2.2 и 9.3.2 договора предусматривают ограничение и права арендатора производить строительство построек и сооружений, но только при наличии разрешения арендодателя и в соответствии с утвержденной проектной документацией; 23 апреля 2008 года договор зарегистрирован за N 040800700011 в Государственном земельном кадастре Украины; 27 декабря 2007 года границы земельных участков площадями 2,3488 га и 0,0042 га вынесены в натуру (л.д. 22-44, 117-139, 157 т. 1);
- кадастровый паспорт N 90-02/2015-24935 от 06 февраля 2015 года на земельный участок за кадастровым N 90:25:010101:47 (предыдущий кадастровый N0111900000:01:001:0028) (л.д. 21, 158 т. 1);
2) документы на созданный объект недвижимого имущества:
- декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная 14 августа 2014 года за N РК142140001802 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, из которой следует, что на арендованном земельном участке по проектной документации, декларациях о начале строительства от 23 октября 2013 года и 02 июля 2014 года с 01 ноября 2013 года по 01 августа 2014 года возведен новый объект: спортивная площадка литера "г12" площадью 2.683,9 кв.м. (в том числе две лестницы по 4,6 м) на свайном железобетонном фундаменте с металлическим каркасом и монолитным железобетонным перекрытием, туалет литера "Н" площадью 46,1 кв.м., нежилое строение литера "М" площадью 74,5 кв.м., сооружения: лестница с площадкой N 40 площадью 36,4 кв.м., винтовые лестницы NN 41-43 по 5,7 кв.м., N XII - площадка 77,4 кв.м., N XIII - площадка на буне, N XIV - площадка 12,1 кв.м., N XV - площадка 11,2 кв.м., N XVI - 32,6 кв.м. (л.д. 45-52, 147-154 т.1);
- кадастровый паспорт N 90-02/2015-153487 от 04 июня 2015 на сооружение с кадастровым номером 90:00:000000:4 (л.д. 19-20 т. 1), взамен кадастрового паспорта N90-02/2015-71423 от 24 марта 2015 года на то же сооружение, в котором не был указан кадастровый номер земельного участка, на котором расположено сооружение (л.д. 109-111 т. 1);
3) копия договора о совместной деятельности 1/02 от 10 февраля 2015 года, заключенного ПАО "Г/К "Ялта-Интурист" и АО "Пансионат с лечением "Донбасс" по строительству одноэтажного сооружения - спортивной площадки для пляжного волейбола площадью 3.012,8 кв.м., расположенной в г. Ялта, ул. Дражинского, 50 (л.д. 112-116 т. 1) и соглашения N 24/01-13-И от 10 февраля 2015 года о новации договора о совместной деятельности (л.д. 146 т. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года, действовавшей на момент отказа в государственной регистрации, далее - Закон N 122-ФЗ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если (в том числе):
абзац 4 - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
абзац 10 - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
абзац 13 - ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
абзац 14 - в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Приведенный в части 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ перечень оснований для отказа в государственной регистрации права является исчерпывающим.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Часть 2 этой статьи предусматривает, что представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона N 122-ФЗ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (ред. от 29 декабря 2015 года, далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования и разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2017 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частями 9, 13 и 15 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК (ред. от 22 апреля 2016 года) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года, далее - Закон Республики Крым N 38-ЗРК) установлено, что право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации; арендатор такого договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязан до 1 января 2017 года подать заявление о заключении договора аренды в целях приведения арендных отношений в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статья 5 Закона Республики Крым N 38-ЗРК регулирует вопросы отнесения земель к категориям земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации. Так земли, ранее отнесенные к жилой и общественной застройке, относятся к землям населенных пунктов; оздоровительного назначения - землям особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землям населенных пунктов; рекреационного назначения, за исключением участков, предназначенных для дачного строительства, - землям особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землям населенных пунктов.
Часть 2 статьи 5 Закона Республики Крым N 38-ЗРК предусматривает, что категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Крым N 38-ЗРК разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Доводы Госкомрегистра и выводы суда первой инстанции о том, что заявителем представлен договор аренды земельного участка, который не является надлежащим доказательством наличия у заявителя правоустанавливающего документа на земельный участок, являются необоснованными и не соответствуют обстоятельствам дела, так как этот договор аренды был зарегистрирован по действовавшим на 23 апреля 2008 года на территории Республики Крым требованиям законодательства Украины (договор зарегистрирован в Государственном земельном кадастре Украины, установлены границы земельного участка в натуре) и у заявителя не истек установленный законодательством Республики Крым срок, в течение которого он обязан привести этот договор в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, на арендованный земельный участок выдан кадастровый паспорт.
Указание Госкомрегистра на отсутствие или несоответствие категории арендованного земельного участка виду фактического использования земельного участка также не соответствует обстоятельствам дела, так как из договора аренды следует, что арендатор вправе производить строительство построек и сооружений на арендованном земельном участке, но только при наличии разрешения арендодателя и в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Госкомрегистром не доказан факт наличия оснований для отказа в государственной регистрации права, в том числе по основанию несоответствия требованиям действующего законодательства представленных документов по их содержанию или форме (абзац 4 статьи 20 Закона N 122-ФЗ), обоснованных сомнений в подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений, что явилось основанием для приостановления 06 мая 2015 года государственной регистрации права.
Заявителем была выполнена установленная частью 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ обязанность по представлению на государственную регистрацию правоустанавливающего документа на аренду земельного участка (как указано выше, в действующей до 1 января 2017 года редакции).
По инициативе заявителя и повторно по запросу Госкомрегистра органом, выдавшим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, представлена декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная 14 августа 2014 года за N РК142140001802 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым.
Истребование или предоставление иных документов о созданном объекте недвижимости Закон N 122-ФЗ не предусматривает.
Подлинность представленных документов на земельный участок и объект недвижимости участниками не оспаривается. Приведенные в них сведения соответствуют оригиналам этих документов, что также не оспаривается.
Проверка Госкомрегистром площади застройки по декларации о готовности объекта к эксплуатации и декларации о начале выполнения строительных работ не входит в компетенцию Госкомрегистра.
Кроме того, из пояснений представителя заявителя и декларации о готовности объекта к эксплуатации следует, что площадь застройки изменялась путем внесения изменений в проектную документацию и повторной подачи декларации о начале выполнения строительных работ.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела, такое решение подлежит отмене, заявленные требования - удовлетворению. Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ на Госкомрегистр следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации прав заявителя на объект недвижимого имущества в соответствии с поданным ПАО "Г/К "Ялта-Интурист" в Госкомрегистр заявлением, зарегистрированным в книге учета входящих документов N 90/021/945/2015 за N 5839, 5840.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. На основании чего, Госкомрегистр обязан возместить заявителю понесенные им судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы в суммах 3 000 руб. и 1 500 руб. Факт уплаты подтверждается платежными поручениями (л.д. 18 т. 1, л.д. 46 т. 2).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 марта 2016 года по делу N А83-6540/2015 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности, оформленный 04 сентября 2015 года письменным уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Дударь Н.В. N 90/021/945/2015-5839, 5840.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственную регистрацию права собственности публичного акционерного общества "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" в отношении объекта недвижимого имущества - сооружение по адресу: Россия, Республика Крым, г. Ялта, ул. Дражинского, д. 50, кадастровый номер 90:00:000000:4.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005; ОГРН 1149102017404) в пользу публичного акционерного общества "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" (ул. Дражинского, 50, г. Ялта, Республика Крым, 298600; ОГРН 1149102067762) судебные расходы в виде уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в общей сумме 4 500,00 рублей (четыре тысячи пятьсот руб. 00 коп.).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6540/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 августа 2016 г. N Ф10-2634/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС "ЯЛТА-ИНТУРИСТ", Публичное акционернное общество "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист"
Ответчик: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым