г. Самара |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А55-26750/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лариной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2016 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2016 года, принятое по делу N А55-26750/2015, судья Бредихина Т.А.,
по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871 ИНН 6315800001), город Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), город Самара,
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Самарская станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1026301171489 ИНН 6316029494), город Самара,
о признании права собственности,
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара,
- Министерства здравоохранения Самарской области, город Самара,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области и к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Самарская станция скорой медицинской помощи" о признании права собственности муниципального образования городского округа Самара на:
- незавершенный строительством объект (закрытая стоянка с зоной ТО и ТР) готовность 52,9%, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Демократическая, д. 63, литера А, площадью 2234 кв.м., кадастровый номер 63:01:0214002:860;
- незавершенный строительством объект (закрытая стоянка с зоной ТО и ТР) готовность 52,9%, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Демократическая, д. 63, литера А, площадью 2228,6 кв.м., кадастровый номер 63:01:0214002:861.
В обоснование иска истец указал, что спорное имущество 31.12.2009 г. было зарегистрировано на праве собственности за муниципальным учреждением "Автохозяйство управления здравоохранения Администрации г. Самары", которое было реорганизовано в форме присоединения к муниципальному медицинскому учреждению станции медицинской помощи городского округа Самара, постановлением Администрации городского округа Самара N 425 от 30.04.2010 г. спорное имущество было безвозмездно принято в муниципальную собственность, а 18.05.2010 г. передано по акту приема - передачи истцу. 02.10.2012 г. ММУ станции медицинской помощи городского округа Самара было преобразовано и переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская станция скорой медицинской помощи".
В регистрации права собственности городского округа Самара истцу было отказано, при этом судебными актами по делу N А55-22671/2014 было установлено, что спорные объекты являются муниципальной собственностью в силу закона, а вывод Арбитражного суда Самарской области в решении от 02.07.2004 г. по делу N А55-5767/04 о возникновении права собственности на объекты за МУ "Автохозяйство управления здравоохранения Администрации г. Самары" является ошибочным.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2015 г. в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2015 г. в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Самарской области.
Министерство имущественных отношений Самарской области в отзыве на иск с требованиями истца не согласилось, указало, что ГБУЗ "Самарская станция скорой медицинской помощи" является правообладателем спорных объектов недвижимости, поскольку правопредшественник ответчика ММУ станции медицинской помощи городского округа Самара не мог приобрести право собственности на спорные объекты, он не мог передать их в собственность муниципального образования, а поскольку право оперативного управления спорного имущества за правопредшественником прекращено не было, следовательно спорные объекты принадлежат на праве собственности за Самарской областью.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская станция скорой медицинской помощи" в отзыве на иск с требованиями истца не согласилось, приведя в обоснование те же доводы.
Министерство здравоохранения Самарской области в отзыве на иск просило в его удовлетворении отказать, поскольку право оперативного управления спорным имуществом было приобретено в порядке правопреемства ГБУЗ "Самарская станция скорой медицинской помощи", а поэтому с 01.10.2012 г. (т.е. с даты передачи учреждения из муниципальной собственности в собственность Самарской области) спорные объекты находятся в собственности Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 2 марта 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, вынести новое решение об удовлетворении требований истца.
В обоснование своей просьбы истец в жалобе указал, что вывод суда первой инстанции о том, что Департамент не доказал возникновение у муниципального образования права собственности на объекты, что у ММУ станции медицинской помощи городского округа Самара оно также не возникло, однако у Самарской области право собственности на данные объекты возникло противоречит нормам действующего законодательства и материалам судебного дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУЗ "Самарская станция скорой медицинской помощи" просит оставить решение суда без изменения, жалобу истца без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Рябова И.Ю. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает по указанным в жалобе основаниям.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Зубова Е.В., представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская станция скорой медицинской помощи" Уварова Н.С., представитель Министерства здравоохранения Самарской области Шевырева О.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражают.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области), которое о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции было уведомлено надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечило.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
31.12.2009 г. на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 02.07.2004 г. по делу N 5767/04-36 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 г. по делу N А55-5875/2007, за муниципальным учреждением "Автохозяйство управления здравоохранения Администрации города Самары" было зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества:
- незавершенный строительством объект (закрытая стоянка с зоной ТО и ТР), готовность 53%, кадастровый номер 63:01:0214002:860, назначение объекта - объект в стадии строительства, площадь объекта 2234 кв.м., степень готовности 53%, инвентарный номер 36:401:001:000515880:0001, литер А, этажность 1, адрес объекта Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Демократическая, д. 63;
- незавершенный строительством объект (закрытая стоянка с зоной ТО и ТР), готовность 52,9%, кадастровый номер 63:01:0214002:861, назначение объекта - объект в стадии строительства, площадь объекта 2228,6 кв.м., степень готовности 9%, инвентарный номер 36:401:001:000515880:0002, литер Б, этажность 1, адрес объекта Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Демократическая, д. 63.
В соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 19.05.2009 г. N 461 "О реорганизации муниципального учреждения Автохозяйство Управления здравоохранения Администрации г. Самара" и приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 03.06.2009 г. N 1598 "О реорганизации муниципального медицинского учреждения станции скорой медицинской помощи городского округа Самара и муниципального учреждения "Автохозяйство Управления здравоохранения Администрации г. Самара" - МУ "Автохозяйство Управления здравоохранения Администрации г. Самара" было реорганизовано в форме присоединения к ММУ станции скорой медицинской помощи городского округа Самара.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 30.04.2010 г. N 425 "О безвозмездном приобретении имущества в собственность городского округа" и на основании договора N 8-2010 от 18.05.2010 г., заключенного между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и муниципальным медицинским учреждением станция скорой помощи городского округа Самара, а также акта приема - передачи от 18.05.2010 г. в муниципальную собственность безвозмездно приняты незавершенные строительством объекты:
- незавершенный строительством объект - закрытая стоянка с зоной ТО и ТР, готовность 53%, площадь 2234,0 кв.м., балансовая стоимость 1112360,67 руб., местонахождение - г. Самара, Кировский район, ул. Демократическая, д. 63, литера А;
- незавершенный строительством объект - закрытая стоянка с зоной ТО и ТР, готовность 52,9%, площадь 2228,6 кв.м., балансовая стоимость 1109671,87 руб., местонахождение - г. Самара, Кировский район, ул. Демократическая, д. 63, литера Б.
02.10.2012 г. муниципальное медицинское учреждение станция скорой помощи городского округа Самара было преобразовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская станция скорой медицинской помощи".
Заявляя исковые требования, истец указывал, что право муниципальнйо собственности на спорные объекты возникло в силу закона в 1995 году до вступления в силу закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в силу чего право собственности является ранее возникшим.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданский прав может осуществляться путем признания права. Иск о признании права собственности является способом восстановления и защиты нарушенного права собственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2015 г., принятым по делу N А55-22671/2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 г. и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2015 г. Департаменту управления имуществом городского округа Самара было отказано в удовлетворении иска к ГБУЗ Самарской области "Самарская станция скорой медицинской помощи" было отказано в удовлетворении иска о государственной регистрации договора N 8-2010 от 18.05.2010 г. и перехода права собственности от учреждения к муниципальному образованию.
При этом судами были сделаны следующие выводы.
МУ "Автохозяйство управления здравоохранения Администрации г. Самары" является собственником спорных объектов недвижимости на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 02.07.2004 г. по делу N 5767/04-36 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 г. по делу N А55-5875/2007.
28.01.2010 г. МУ "Автохозяйство управления здравоохранения Администрации г. Самары" было реорганизовано в форме присоединения к ММУ "Станция скорой медицинской помощи городского округа Самара".
Сообщениями от 29.11.2013 г. N N 01/114/2013-414 и 01/114/2013-413 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало Департаменту управления имуществом городского округа Самара в государственной регистрации перехода права и права собственности городского округа Самара на спорные объекты на основании договора от 18.05.2010 г. N 8-2010, поскольку имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, поскольку в ЕГРПН содержится запись о регистрации права собственности на спорные объекты незавершенного строительства за МУ "Автохозяйство управления здравоохранения Администрации г. Самары" и отсутствует запись о праве собственности на эти объекты за МУП "Станция скорой медицинской помощи городского округа Самара".
В соответствии с законом МУП "Станция скорой медицинской помощи городского округа Самара" не могло приобрести право собственности на спорные объекты недвижимости в порядке универсального правопреемства от МУ "Автохозяйство управления здравоохранения Администрации г. Самары".
Ввиду отсутствия государственной регистрации права МУП "Станция скорой медицинской помощи городского округа Самара" не является собственником спорных объектов и не могло на основании договора от 18.05.2010 г. N 8-2010 передать спорное имущество в собственность городского округа Самара.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факты, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Поскольку 01.10.2012 г. МУП "Станция скорой медицинской помощи городского округа Самара" было передано в государственную собственность Самарской области, имущество данного учреждения в соответствии с законом находится в собственности субъекта Российской Федерации.
Правильным является также и вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом факта возникновения у истца права собственности на спорное имущество в силу закона.
Помимо этого из представленных документов усматривается, что спорные объекты имеют иные характеристики, чем это указано в требованиях истца.
В силу изложенного апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2016 года, принятое по делу N А55-26750/2015, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26750/2015
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская станция скорой медицинской помощи", Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области