г. Москва |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А40-237627/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г., (единолично),
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "АЛЬФА-БАНК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2016 г. по делу N А40-237627/15, принятое судьей М.В. Лариным в порядке упрощенного производства
по заявлению АО "АЛЬФА-БАНК" (ОГРН 1027700067328, 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д.27)
к Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве (ОГРН 1047702057700, 125373, г. Москва, Походный проезд, вл. 3, корп. А)
о признании недействительным решения налогового органа от 07.09.2015 г. N 16-15/922 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и возврате излишне взысканного штрафа в размере 10 000 руб.
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Свершков А.П. по доверенности от 24.02.2016; |
УСТАНОВИЛ:
АО "АЛЬФА-БАНК" (далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве (далее-ответчик) о признании недействительным решения от 07.09.2015 N 16-15/922 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (далее - решение) и возврате излишне взысканного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2016 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал свою правовую позицию по спору, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, налоговый орган на основании поручения ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска от 19.05.2015 N 1228 об истребовании документов (информации) в соответствии с пунктом 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) направил по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) банку требование о представлении документов (информации) от 25.06.2015 N 16-05/10р/222079 (далее - требование), в котором обязал представить в течение 5 дней с даты получения требования документы (информацию), касающуюся деятельности Непомнящего К.М. по договорам купли-продажи ценных бумаг за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Требование было получено банком, что подтверждается квитанцией о приеме от 26.06.2015, направленной заявителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Приказ ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ "Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Порядок).
Инспекция в виду отсутствия исполнения требования по истечении установленных в нем 5-дневного срока и не получения истребованных документов составила на основании статьи 101.4 НК РФ акт от 17.07.2015 N 16-15/1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (далее - акт) и после рассмотрения материалов проверки, с учетом возражений (протокол), вынесла оспариваемое решение от 07.09.2015 N 16-15/922, которым привлекла общество к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ за непредставление лицом в установленный срок сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе от 18.11.2015 N 21-19/122976 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения (заявление направлено в суд 04.12.2015, конверт).
Заявитель, не дожидаясь вступления решения инспекции от 07.09.2015 N 16-15/924 в законную силу, оплатил начисленную по нему сумму штрафа в размере 10 000 руб. платежным поручением от 16.09.2015 N 550.
Банк, оспаривая решение, указывает на следующие обстоятельства:
1) заявитель не является субъектом правоотношений установленных в Порядке, утвержденном Приказ ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@, поскольку по оспариваемому требованию у него истребовалась информация (документы) как у контрагента проверяемого налогоплательщика, касающаяся банковского обслуживания, при отсутствии в Порядке такой категории лиц;
2) в соответствии с заключенным с ФГУП ГНИВЦ ФНС России договором от 01.12.2014 N УЦ-ГКК-091/4 используемая банком на дату направления требования информационная система предназначена исключительно для передачи и приема налоговой и бухгалтерской отчетности и не могла быть использована в других целях, в связи с чем, у банка отсутствовала возможность / обязанность исполнить требование.
Согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию) путем направления на основании пункта 3 этой статьи поручения об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Порядок исполнения поручения налоговым органом по месту учета лица, у которого истребованы документы и порядок представления документов этим лицом установлен в пунктах 4 и 5 статьи 93.1 НК РФ, согласно которым:
- налоговый орган в течение 5 дней с момента получения поручения направляет в порядке пункта 1 статьи 93 НК РФ лицу, у которого необходимо истребовать документы, требование о представлении документов, прилагая к нему поручение,
- лицо, получившее требование, обязано исполнить его в 5-дневный срок со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребованными документами,
- если истребованные документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок (5 дней с даты получения требования), налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов, непредставление несообщение истребуемой информации или непредставление (несообщение) их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьями 126, 129.1 НК РФ.
По смыслу статьи 93.1 НК РФ условием для привлечения лица к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ является непредставление налоговому органу сведения о налогоплательщике, выразившиеся в отказе лица (организации или предпринимателя) представить имеющиеся у нее документы предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа или иное уклонение от предоставления таких документов, которое влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
По вопросу способа и порядка направления требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика, в остальных случаях требование направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю:
- непосредственно под расписку,
- направлены по почте заказным письмом,
- переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота,
- переданы в электронной форме личный кабинет налогоплательщика.
Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Из анализа перечисленных выше положений статей 23, 31, 80, 93 и 93.1 НК РФ следует, что крупнейшие налогоплательщики обязаны обеспечить получение от налогового органа по месту своего учета или администрирования в электронной форме
По телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота требования о представлении документов (информации), направленные как в соответствии со статьей 93 НК РФ при проведении налоговой проверки непосредственно самого налогоплательщика, так и в соответствии со статьей 93.1 НК РФ в ответ на поручение иного налогового органа при проведении налоговой проверки иных лиц или необходимости получения документов (информации) связанной с этими лицами путем передачи налоговому органу квитанции о приеме таких требований в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
При этом, не имеет никакого значения статус крупнейшего налогоплательщика для целей применения указанных выше положений об обязательном направлении ему документов, используемых налоговыми органами для реализации своих полномочий, в том числе требование о представлении документов (информации), а также особенности договора заключенного с оператором электронного документооборота, поскольку прием к электронной форме налоговых деклараций, расчетов и документов налогового контроля, включая требование о представлении документов, является его прямой обязанностью, также как и направление при получении документа (требования) в налоговый орган квитанции о получении в электронной форме.
Поскольку банк является крупнейшим налогоплательщиком согласно положений статьи 83 НК РФ и уведомления о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, то он обязан обеспечить прием любых документов от налогового органа в электронной форме, включая прием требования о представлении документов на основании статей 23, 31, 80, 83, 93 и 93.1 НК РФ.
Следовательно, в виду наличия заключенного с ФГУП ГНИВЦ ФНС России договора от 01.12.2014 N УЦ-ГКК-091/4 на передачу в налоговый орган в электронном виде налоговой и бухгалтерской отчетности и ее приемку надлежащим образом в виде "юридически значимых электронных документов", банк имел возможность приема иных документов, кроме отчетности, включая требование о представлении документов, и обязан был обеспечить прием этих документов в электронной форме с отправкой в налоговый орган квитанции о приеме, в связи с чем, доводы банка об отсутствии возможности обеспечения приема требования судом, с учетом перечисленных выше положений НК РФ прямо это обязывающие, в качестве оснований для не применения ответственности за не предоставление документов не принимаются.
По вопросу получения требования.
Пунктами 5, 12 и 13 Порядка предусмотрено, что при направлении Требования о представлении документов и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование о представлении документов на бумажном носителе.
Требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика. При получении налоговым органом квитанции о приеме Требования о представлении документов датой его получения налогоплательщиком в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме.
Налоговый орган направил требование о представлении документов (информации) от 25.06.2015 N 16-05/10р/222079 в банк, при этом, 26.06.2015 от банка поступила квитанция о приеме указанного требования в виде электронного документа, что с учетом перечисленных выше обстоятельств и пункта 13 Порядка считает доказательством надлежащего направления и фактического получения данного требования.
Таким образом, банк в нарушении статей 23, 31, 80, 93 и 93.1 НК РФ несмотря на фактическое получение требования о представлении документов (информации) от 25.06.2015 N 16-05/10р/222079 в установленный статьей 93.1 НК РФ пятидневный срок не представил в налоговый орган указанные в требовании документы, никаких правовых и фактических оснований для не представления или отказа в их представлении у банка не имелось, доводы об отсутствии у налогового органа права направлять банку требование в электронном виде, а банку отвечать на такое требование противоречат положениям НК РФ, в связи с чем, инспекция правомерно привлекла банк к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ, соответственно, оспариваемое решение от 07.09.2015 N 16-15/922 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2016 г. по делу N А40-237627/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237627/2015
Истец: АО " АЛЬФА-БАНК"
Ответчик: МИФНС России N 50 по г. Москве