город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2016 г. |
дело N А32-46216/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Акционерное общество им. Т.Г. Шевченко": представитель по доверенности от 04.05.2016 Куколева Н.Н.;
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Абросимова Анна Юрьевна;
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, извещен;
от Администрации муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абросимовой Анны Юрьевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2016 по делу N А32-46216/2014 по иску открытого акционерного общества им. Т.Г. Шевченко,
ответчики: администрация муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края; индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Абросимова Анна Юрьевна, третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество им. Т.Г. Шевченко (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования Щербиновский район (далее - администрация) со следующими требованиями: признать незаконным постановление администрации муниципального образования Щербиновский район от 30.04.2014 N 212 "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23, находящегося в государственной собственности Краснодарского края"; признать недействительным договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства N 8836000129 от 06.05.2014, прекратить запись регистрации N 23-23-35/014/2014-037.
Исковые требования мотивированы следующим. Общество обратилось 04.09.2013 в администрацию муниципального образования Щербиновский район с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23 площадью 94 га, для ведения сельскохозяйственного производства. Общество также обращалось 04.04.2014 с аналогичным заявлением в департамент имущественных отношений Краснодарского края. 19.05.2014 получен ответ, что для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду необходимо обратиться в администрацию муниципального образования Щербиновский район. После обращения через МФЦ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду 04.06.2014 был получен отказ, мотивированный тем, что указанный земельный участок предоставлен в аренду на 49 лет сельскохозяйственному производителю на основании постановления администрации муниципального образования Щербиновский район от 30.04.2014 N 212. На основании указанного постановления был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23 между администрацией муниципального образования Щербиновский район и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Абросимовой Анной Юрьевной N 8836000129 от 06.05.2014. В постановлении администрации муниципального образования Щербиновский район от 30.04.2014 N 212 указано, что данный земельный участок передается в аренду на основании единственного поступившего заявления.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2016 постановление Администрации муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края от 30.04.2014 N 212 "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23, находящегося в государственной собственности Краснодарского края" признано недействительным и несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Судом признано недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды от 06.05.2014 N 8836000129 земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23 общей площадью 940 000 кв.м., заключенный администрацией муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Абросимовой Анной Юрьевной. Суд обязал индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства Абросимову Анну Юрьевну в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу передать администрации муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края по акту приема-передачи земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:36:0501003:23 общей площадью 940 000 кв.м., расположенный примерно в 12 километрах по направлению на юго-восток от ориентира: хутор Любимов, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, СПК (колхоз) им. Шевченко, участок N12. Суд применил последствия недействительности договора аренды от 06.05.2014 N 8836000129 земельного участка с кадастровым номером 23:36:050103:23 общей площадью 940 000 кв.м. в виде аннулирования (погашения) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационной записи от 30.05.2014 N23-23-35/014/2014-037 об обременении земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23 в виде аренды в пользу Абросимовой Анны Юрьевны на основании договора аренды земельного участка от 06.05.2014 N 8836000129. Судом взыскано с администрации муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края в пользу открытого акционерного общества им. Т.Г. Шевченко 2 000 рублей возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску. Взыскано с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абросимовой Анны Юрьевны в пользу открытого акционерного общества им. Т.Г. Шевченко 2 000 рублей возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Определением от 09.02.2015 к участию в деле в качестве ответчика привлечена индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Абросимова Анна Юрьевна (далее - глава КФХ).
Определением от 29.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Обществом было заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым общество просило:
- признать незаконным постановление администрации муниципального образования Щербиновский район N 212 от 30.04.2014 "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23, находящегося в государственной собственности Краснодарского края";
- признать договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства N 8836000129 от 06.05.2014 недействительным, прекратить запись регистрации за номером 23-23-35/014/2014-037;
- обязать главу КФХ Абросимову А.Ю. возвратить администрации муниципального образования Щербиновский район по акту приема-передачи земельный участок сельскохозяйственного производства (по заключенному договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства N 8836000129 от 26.05.2014) с кадастровым номером 23:36:0501003:23, местоположение: участок N 12, находится примерно в 12 километрах по направлению на юго-восток от ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, хутор Любимов, СПК (колхоз) имени Т.Г. Шевченко, площадью 94 га.
Определением от 26.11.2015 ходатайство об уточнении исковых требований удовлетворено.
Решение мотивировано тем, что индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Абросимова Анна Юрьевна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что у истца не было никаких законных оснований использовать спорный земельный участок, действующим законодательством не предусмотрено возникновение права на использование земельного участка в одностороннем порядке. Истец не представил доказательств наличия у него каких-либо прав на спорный земельный участок на момент принятия администрацией постановления о предоставлении участка в аренду и заключении оспариваемого договора аренды. Также, податель жалобы указывает на то, что истец не отрицает отсутствие у общества договора аренды или иного правового основания владения и пользования спорным земельным участком на момент заключения оспариваемого договора аренды. Кроме того, ответчик ссылается на то, что на момент обращения заявителя в суд, в отношении земельного участка был заключен и зарегистрирован договор аренды земельного участка, то есть постановление администрации о предоставлении земельного участка в аренду, оспариваемое в настоящем деле, было реализовано, на их основе наступили гражданско-правовые последствия в виде арендных правоотношений и реестрового обременения земельного участка правами арендатора, ответчиком произведены за свой счет работы по межеванию земельного участка, проведено агрохимическое обследование, приобретена сельскохозяйственная техника. В таком случае, податель жалобы полагает, что оспариваемое постановление администрации не приведет к восстановлению прав и интересов заявителя, поскольку не устранит титул третьего лица на земельные участки.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края и администрация муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца указал на смену наименования общества с открытого акционерного общества им. Т.Г. Шевченко на публичное акционерное общество "Акционерное общество им. Т.Г. Шевченко", что подтверждено представленными документами.
С учетом изложенного, апелляционный суд в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил считать наименование истца по делу как публичное акционерное общество "Акционерное общество им. Т.Г. Шевченко".
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Абросимова А.Ю. в судебном заседании пояснила доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель публичного акционерного общества "Акционерное общество им. Т.Г. Шевченко" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом приема-передачи земельных участков государственной собственности от 18.05.2009 в целях осуществления администрацией государственных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края в соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края", из фонда перераспределения земель Краснодарского края департамент передал, а администрация приняла земельные участки согласно приложению, в числе которых указан земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501003:23 (акт сверки к акту приема-передачи земельных участков государственной собственности от 22.04.2014) (т. 1, л.д. 115 - 120).
В материалы дела представлено заявление от 04.09.2013 общества к администрации о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23 в аренду сроком на 49 лет.
Доказательств подачи указанного заявления в администрацию нарочно или по почте в материалы дела не представлено.
Общество утверждает, что оно обращалось с заявлением от 11.09.2013 о предоставлении земельного участка в департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Общество утверждает, что данное письмо было направлено в департамент 12.09.2013 и получено департаментом 18.09.2013 согласно почтовой квитанции и сведениям официального сайта Почты России.
Вместе с тем, опись вложения в письмо в материалы дела не представлена, отправление почты в адрес департамента подтверждается только почтовой квитанцией, из которой невозможно установить содержание вложения в письмо (т. 1, л.д. 78 - 80).
Как следует из материалов дела, общество обратилось с заявлением от 04.04.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23 в аренду сроком на 10 лет в департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Указанное заявление общества зарегистрировано департаментом имущественных отношений Краснодарского края 25.04.2014, что видно из регистрационного штампа департамента на копии заявления, представленной в материалы дела (т. 1, л.д. 242).
В письме от 13.05.2014 департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил обществу, что земельный участок передан по актам приема-передачи Администрации муниципального образования Щербиновский район, в связи с чем, для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду необходимо обратиться в администрацию муниципального образования Щербиновский район (т. 1, л.д. 170).
В материалы дела представлена копия заявления от 21.04.2014 ИП главы КФХ Абросимовой А.Ю. в Администрацию муниципального образования Щербиновский район о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23 площадью 940 000 кв.м. сроком на 49 лет (т. 1, л.д. 114).
Постановлением Администрации муниципального образования Щербиновский район от 30.04.2014 N 212 "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23, находящегося в государственной собственности Краснодарского края" главе КФХ Абросимовой А.Ю. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501003:23, площадью 940 000 кв.м. на основании статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Основанием принятия данного постановления явилось заявление главы КФХ Абросимовой А.Ю. о предоставлении в аренду земельного участка (т. 1, л.д. 107).
На основании указанного постановления между администрацией и главой КФХ Абросимовой А.Ю. заключен договор аренды N 8836000129 от 06.05.2014, предметом которого земельного участка площадью 940 000 кв.м., с кадастровым номером 23:36:0501003:23, расположенного по адресу: примерно в 12 километрах по направлению на юго-восток от ориентира Россия, Краснодарский край, Щербиновский район, хутор Любимов, СПК (колхоз) им. Т.Г. Шевченко, участок N 12, категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного использования (пункт 1.1. указанного договора).
Общество обратилось в МБУ муниципального образования Щербиновский район "Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг" 26.05.2014 с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23 (т. 1, л.д. 76).
В письме от 04.06.2014 N 01-2298/14-18 администрация сообщила обществу, что 21.04.2014 в администрацию было подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду, на основании данного заявления земельный участок предоставлен в аренду на 49 лет сельскохозяйственному производителю (т. 1, л.д. 75).
Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 09.06.2014 N 35/010/2014-594, от 26.05.2015 N 23/035/001/2015-563 и от 19.11.2015 N 23/215/001/2015-174, от 10.02.2016 N 23/035/005/2016-005, подтверждается факт государственной регистрации аренды земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:23, площадью 940000 кв.м. на основании договора аренды земельного участка от 06.05.2014 N 8836000129 с Абросимовой Анной Юрьевной, дата государственной регистрации 30.05.2014, номер государственной регистрации 23-23-35/014/2014-037. Также указанными выписками подтверждается регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на спорный земельный участок.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Щербиновского района Краснодарского края от 31.12.2002 N 1293 было прекращено право аренды с согласия арендатора в части земельного участка площадью 94 га, находящегося в аренде СПК (колхоза) им. Т.Г. Шевченко, ранее предоставленного на основании постановления главы Щербиновского района от 02.07.1998.
Общество не представило доказательств наличия у него каких-либо прав на спорный земельный участок на момент принятия администрацией постановления о предоставлении участка в аренду и заключения оспариваемого договора аренды.
В материалы дела представлен акт обследования земельного участка от 24.02.2014 N 41, проведенного ГКУ "Кубаньземконтроль", из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501003:23 площадью 94 га используется ОАО им. Т.Г. Шевченко без документов. Земельный участок используется с апреля 2013 года. Платежи не вносятся. На земельном участке площадью 94 га на момент обследования находятся посевы озимой пшеницы. В 2013 году выращивалась сахарная свекла, урожайность составила 432 ц/га. Земельный участок содержится в удовлетворительном санитарном состоянии (т. 2, л.д. 17).
В суде представитель общества не отрицал отсутствие у общества договора аренды или иного правового основания владения и пользования спорным земельным участком на момент заключения оспариваемого договора аренды.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок на момент заключения договора его аренды находился в фактическом владении общества, которое использовало его для сельскохозяйственного производства.
В связи с изложенным, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что незаконное владение земельным участком и использование его обществом для сельскохозяйственного производства является наиболее очевидным и значимым признаком заинтересованности общества, как фактического владельца, в данном земельном участке.
Между тем, указанное обстоятельство подтверждает, что при заключении договора аренды от 06.05.2014 N 8836000129 арендатору Абросимовой А.Ю. фактически передано не было.
При рассмотрении заявления главы КФХ о предоставлении в аренду земельного участка администрация должна была убедиться в возможности фактической передачи земельного участка главе КФХ для сельскохозяйственного использования, для чего осмотреть земельный участок, запросить в ГКУ "Кубаньземконтроль" акты проверки использования земельного участка, с тем, чтобы обеспечить арендатору вступление во владение данным участком и его беспрепятственное использование.
При наличии на спорном земельном участке в феврале 2014 года посевов озимой пшеницы, администрация, принимая решение о предоставлении земельного участка в аренду главе КФХ в апреле 2014 года, не могла не обнаружить факт занятия земельного участка под урожай, что свидетельствовало о нахождении участка во владении и пользовании иного лица и о невозможности передать земельный участок главе КФХ в мае 2014 года свободным.
Как верно указывает суд первой инстанции, подтверждением тому обстоятельству, что земельный участок не был передан главе КФХ, явилось обращение последнего в адрес ОАО им. Т.Г. Шевченко с требованием об освобождении земельного участка в связи с заключением с главой КФХ договора его аренды и ведущейся ОАО им. Т.Г. Шевченко обработкой земельного участка.
Однако, как следует из материалов дела, до принятия администрацией вышеуказанного постановления от 30.04.2014 о предоставления спорного земельного участка Главе КФХ, общество 25.04.2014 обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с соответствующим заявлением, поступившим в департамент, тем самым выразило свою волю на заключение договора аренды спорного земельного участка (т. 1, л.д. 242).
Довод ответчиков об обращении общества в ненадлежащий орган судом правомерно отклонен, поскольку общество направило соответствующее заявление в Департамент имущественных отношений Краснодарского края, который в силу своей компетенции уполномочен действовать от имени собственника земельного участка - Краснодарского края, право собственности которого на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП.
В данном случае обращение состоялось до принятия администрацией постановления от 30.04.2014 N 212 о предоставлении земельного участка в аренду главе КФХ и поступило в орган государственной власти Краснодарского края, осуществляющий представление Краснодарского края как субъекта Российской Федерации в имущественных отношениях.
Ненаправление Департаментом имущественных отношений Краснодарского края заявления общества в адрес администрации не может быть рассмотрено как обстоятельство, исключающее вывод об информировании обществом о своей заинтересованности в предоставлении ему земельного участка в аренду.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 названного Федерального закона установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.
Доказательств выполнения департаментом данной обязанности в материалы дела не представлено. Несовершение департаментом действий по переадресации заявления общества в администрацию не должно приводить к ухудшению правового положения общества по сравнению с главой КФХ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции на дату принятия оспариваемых постановления администрации и заключения договора аренды) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции на дату принятия оспариваемого постановления и заключения договора аренды земельного участка) в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Вместе с тем Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в отсутствие в Законе о фермерском хозяйстве соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, прямо содержащий норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах). Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Данный правовой подход сформулирован в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 по делу N А32-12847/2013.
В связи с заключением договора аренды земельного участка от 06.05.2014 N 8836000129 без учета заявки общества и его интереса в приобретении спорного земельного участка в аренду, без предварительной публикации в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка и проведения торгов на право аренды земельного участка, постановление администрации и заключенный на его основании договор аренды правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения оспариваемого договора аренды земельного участка) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, суд признает оспариваемый договор аренды земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой (статьи 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом достоверно установлено, что глава КФХ Абросимова А.Ю. в настоящее время владеет спорным земельным участком, использует его для выращивания сельскохозяйственных культур.
В соответствии с разъяснением, приведенным в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В связи с признанием оспариваемого договора аренды земельного участка недействительной сделкой суд также правомерно удовлетворил требование общества об обязании главы КФХ Абросимовой А.Ю. возвратить по акту приема- передачи администрации муниципального образования Щербиновский район спорный земельный участок и аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись о праве аренды спорного земельного участка, внесенную на основании указанного договора аренды.
В таком случае земельный участок может быть впоследствии предоставлен на торгах как свободный от обременения арендой, заключенный по результатам торгов договор аренды можно будет зарегистрировать в ЕГРП, а ответчик глава КФХ лишится формального статуса реестрового арендатора земельного участка.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции правомерно отнесены расходы по уплате государственной пошлины на ответчика.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
считать надлежащим заявителем по делу публичное акционерное общество "Акционерное общество им. Т.Г. Шевченко".
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2016 по делу N А32-46216/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46216/2014
Истец: ОАО им Шевченко, ОАО им. Т. Г. Шевченко
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН, ИП глава крестьянского(фермерского) хозяйства Абросимова Анна Юрьевна
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Абросимова А. Ю., Администрация МО Щербиновский район