г. Чита |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А19-18321/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Рылова Д.Н., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2016 года по делу N А19-18321/2015 по заявлению Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Иркутскэнерго" (ОГРН 102380100313, ИНН 3800000220, место нахождения г.Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 3) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 92) о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 07.10.2015 N 30-01-48/179 в части: начисления страховых взносов в размере 86388,12 руб., пеней в сумме 452,84 руб., штрафа в размере 17277,62 руб.
(суд первой инстанции - Т.Ю. Мусихина).
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Взяткин Д.В. (доверенность от 23.07.2015 N 366);
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Иркутскэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - пенсионный фонд, фонд, учреждение, управление) о признании недействительным решения "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 07.10.2015 N 30-01-48/179 в части: начисления страховых взносов в размере 86388,12 руб., пеней в сумме 452,84 руб., штрафа в размере 17277,62 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Иркутскэнерго" удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 07.10.2015 N 30-01-48/179, в части:
подпункт 1 пункта 1 решения о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа размере 13182,29 руб.,
подпункт 2 пункта 1 решения о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа размере 1220,21 руб.,
подпункт 3 пункта 1 решения о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа размере 2875,12 руб.,
пункт 2 решения о начислении пени: на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 452,84 руб.
пункт 3 решения о предложении уплатить недоимку: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 65911,46 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 6101,04 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 14375,62 руб.
пункт 5 решения о предложении отразить в строке 120 "Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода" раздела 1 расчета страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (форма РСВ-1ПФР) за 2015 год сумму начисленных взносов в размере 86388, 12 руб.
В обосновании суд первой инстанции указал, что Обществом выдавались секретарям-референтам денежные средства для приобретения форменной одежды, но, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, пенсионным фондом не представлено, то оснований включения этих сумм в облагаемые страховыми взносами не имеется.
Также суд первой инстанции указал, что выплаты социального характера, которыми является оплата затрат на прохождение медицинского осмотра при приеме на работу, объектом обложения страховыми взносами не является.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.03.2016 г. по делу N А19-18321/2015 по заявлению Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Иркутскэнерго" к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что невозможным применение к выплатам секретарям-референтам для приобретения одежды положений пункта 9 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, так как сотрудники, которые приобретали одежду не относятся к государственным служащим федеральных органов государственной власти, предоставление формы данным сотрудникам Общества действующим законодательством не предусмотрено. Приобретавшаяся одежда являлась не форменной, а одеждой делового стиля.
Вывод суда о том, что Управлением ПФР не представлены доказательства, свидетельствующие о систематическом характере выплат, не соответствуют действительности, так как в ходе разбирательств были представлены авансовые отчеты секретарей референтов, подтверждающие постоянную периодичность выдачи в течение каждого календарного года денежных средств для приобретения одежды.
Таким образом, выплата секретарю-референту для приобретения одежды является доходом данного сотрудника и в полной мере соответствуют всем элементам объекта обложения страховыми взносами, представляя собой стимулирующие выплаты и вознаграждения.
Кроме того, Управление ПФР не согласно с признанием судом незаконным решения Управления ПФР относительно включения в объект обложения страховыми взносами выплат в виде возмещения расходов работника при прохождении медицинского осмотра при приеме на работу так как сотрудники понесли расходы по прохождению медицинского осмотра до приема на работу в ПАР " Иркутсэнерго", когда они не состояли с организацией в трудовых отношениях, соответственно, выплаты в виде возмещения расходов работника при прохождении медицинского осмотра не могут рассматриваться как компенсационные выплаты работникам при исполнении ими трудовых обязанностей, поименованные в пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Считает, что суд не верно отнес данные выплат к выплатам социального характера, изначально не являющихся объектом обложения страховыми взносами, при этом рассматривая их в перечне статьи 9 Закона N 212-ФЗ
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.04.2016.
Представитель общества дал пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пенсионный фонд представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в отношении Общества проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки составлен акт от 28.08.2015 N 30-01-47/181 (т.1 л.д.65-74, далее - акт проверки).
07.10.2015. по результатам рассмотрения акта Управлением Пенсионного фонда принято решение N 30-01-48/179 (т.1 л.д.44-55) о привлечении Общества к ответственности:
подпункт 1 пункта 1 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа размере 13182,29 руб.,
подпункт 2 пункта 1 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа размере 1228,94 руб.,
подпункт 3 пункта 1 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа размере 2882,55 руб.,
пункт 2 о начислении пени: на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 452,84 руб.; на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2,76 руб.,
пункт 3 о предложении уплатить недоимку: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 67359,65 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 6144,70 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 14412,73 руб.
пункт 3.2 о предложении уплатить штрафы, указанные в пункте 1,
пункт 3.3 о предложении уплатить пени, указанные в пункте 2,
пункт 4 о предложении внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
пункт 5 о предложении отразить в строке 120 "Доначислено страховых взносов сначала расчетного периода" раздела 1 расчета страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (форма РСВ-1ПФР) за 2015 год сумму начисленных взносов в размере 87917,08 руб.
Заявитель полагая, что решения Управления Пенсионного фонда в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы, оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя общества в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган Правовое регулирование отношений, связанных с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее -Закон N 212-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
На основании пункта 1 статьи 18, подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Пунктом 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Как установлено пунктом 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Из материалов дела следует, Управлением Пенсионного фонда в отношении Общества проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Как правильно указывает суд первой инстанции, по результатам проверки составлен акт от 28.08.2015 N 30-01-47/181, согласно которому плательщиком страховых взносов занижена база для начисления страховых взносов за 212, 2013, 2014 год в отношении выплаты секретарям референтам для приобретения одежды, в том числе: в 2012 году - 224292 руб., в 2013 году -150000 руб., в 2014 году - 225000 руб., а также плательщиком страховых взносов занижена база для начисления страховых взносов за 2012, 2014 год в отношении выплаты в виде возмещения расходов работника при прохождении медицинского осмотра при приеме на работу на общую сумму 6875 руб., в том числе: в 2012 году- 1684 руб., в 2014 году - 5191 руб.
На основании части 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также -страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании пункта 9 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 названного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Как указано в статье 129 ТК РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В силу статьи 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. На основании статьи 5 ТК РФ локальные нормативные акты входят в систему трудового законодательства.
Таким образом, объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между обществом и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Кроме того, на основании статьи 22 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в частности, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что к таким иным средствам, необходимым для исполнения трудовых обязанностей, в ряде случаев можно отнести форменную одежду, предоставленную сотрудникам организации - плательщика страховых взносов в соответствии с нормами, установленными приказом ее руководителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции, директором Общества утверждено положение N 1 о форменной одежде секретаря-референта, согласно которому Общество обеспечивает форменной одеждой секретарей - референтов отдела документационного обеспечения управления исполнительной дирекции ОАО "Иркутскэнерго".
Форменная одежда закупается и распределяется централизовано. Денежная компенсация взамен выдачи форменной одежды не допускается. При увольнении секретарь - референт обязан оплатить остаточную стоимость предметов форменной одежды.
В бухгалтерском учете расходы на приобретение форменной одежды отражены по счетам 71.01 "Расчеты с подотчетными лицами" и 91.02 "Прочие расходы".
Материалами дела подтверждается, что Обществом выдавались секретарям-референтам денежные средства для приобретения форменной одежды. Обществом за спорный период представлены: авансовые отчеты, товарные чеки, кассовые чеки, описание ТМЦ, поставленных на баланс Общества.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленные Обществом документы свидетельствуют о том, что право собственности на форменную одежду остается у Общества, так как форменная одежда числится на балансе и выдается работникам Общества для использования на работе при выполнении трудовых обязанностей, а также обязанность при увольнении оплатить остаточную стоимость предметов форменной одежды.
Доводы пенсионного фонда о том, что закупавшаяся одежда не является форменной, поскольку она не имеет логотипов организации (иных отличительных признаков), а является просто офисной одеждой, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку необходимость соблюдения правил делового стиля, в том числе, в одежде, может являться достаточным основанием для ее закупа, как разновидность представительских расходов.
Доводы пенсионного фонда со ссылкой на порядок отражения в бухгалтерском учете спорных сумм, отклоняются, поскольку само по себе отражение затрат не на тех счетах бухгалтерского учета, не изменяет сущности затрат и их оценки.
Как правильно указывает суд первой инстанции, названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными Обществом с конкретными работниками; основанием для таких выплат являлись нормы, Положении N 1 "О форменной одежде секретаря - референта" (далее - Положение).
С учетом вышеизложенных норм, определяющих принципы и источники правового регулирования трудовых отношений, выплаты, произведенные в рассматриваемом случае заявителем, основанные на Положении, не зависящие от качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими и не относятся к оплате труда работников.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Пенсионным фондом в порядке части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Доводы пенсионного фонда, что выплаты производились систематически - раз в год, отклоняются, поскольку такая систематичность не характерна для заработной платы, но, главное, что отсутствуют иные признаки, позволяющие отнести спорные выплаты к оплате труда.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для обложения страховыми взносами стоимости форменной одежды секретарей - референтов.
По вопросу возмещения расходов, связанных с прохождением медицинского осмотра при приеме на работу суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
На основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников;
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. То есть, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил, что спорные выплаты, носящие социальный характер, не относятся к объектам обложения страховыми взносами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что страховые взносы не начисляются на суммы, потраченные на медицинские осмотры при приеме на работу. Возмещение плательщиком страховых взносов физическому лицу затрат на медицинский осмотр при приеме на работу не является объектом обложения страховыми взносами в связи с отсутствием на момент начисления такой выплаты взаимоотношений работник-работодатель (отсутствуют трудовые отношения). Данные выплаты не облагаются страховыми взносами и на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 07.10.2015 N 30-01-48/179 в оспариваемой части не соответствует Закону N 212-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требование Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Иркутскэнерго" подлежит удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2016 года по делу N А19-18321/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.Н.Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18321/2015
Истец: Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (Публичное акционерное общество "Иркутскэнерго")
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска