г. Вологда |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А44-9841/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 февраля 2016 года по делу N А44-9841/2015 (судья Куропова Л.А.),
установил:
Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице государственного областного казенного учреждения Маловишерское лесничество (ИНН 5321114249, ОГРН 1075321000105; место нахождения: 173002, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а; далее - лесничество, отдел) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5321033864, ОГРН 1025300783848; место нахождения: 173009, Великий Новгород, улица Псковская, дом 15; далее - учреждение) о признании недействительным решения от 17.11.2015 N 4936 и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 18 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что спорные выплаты не носят компенсационный характер, следовательно, подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
От лесничества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, учреждением в отношении лесничества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт выездной проверки от 12.10.2015 N 456 нс.
В ходе проверки учреждением установлено, что лесничество в сентябре 2014 году осуществило выплату единовременного характера на лечение (оздоровление) начальнику отдела Ющенко С.В. сумму 40 050 руб.
При этом страховые взносы с данной суммы не выплачивались.
Учреждение посчитало, что на указанную выплату не распространяется действие статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в связи с чем вынесло с отношении лесничества решение от 17.11.2015 N 4936 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 16 руб. 20 коп.
Этим же решением лесничеству доначислена недоимка по страховым взносам в размере 80 руб. 10 коп., а также пени в сумме 30 руб. 58 коп.
Лесничество не согласилось с названным решением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконным.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона.
Согласно абзацу 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 50 Закона N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно пункту 2 указанной статьи денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с пунктом 10 статьи 50 Закона N 79-ФЗ возможность производить гражданским служащим другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Единовременная выплата на лечение (оздоровление), выплачиваемая лицам, замещающим государственные должности и должности гражданской службы установлена статьей 6 Областного закона Новгородской области от 12.09.2006 N 715-ОЗ "О некоторых вопросах правового регулирования государственной гражданской службы Новгородской области и деятельности лиц, замещающих государственные должности Новгородской области" (далее - Закон N 715-ОЗ) предусмотрена единовременная выплата на лечение (оздоровление), в редакции, действовавшей в проверенный период.
При этом, как указано в пункте 1 данной статьи, размер единовременной выплаты на лечение (оздоровление) определяется в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Постановлением Новгородской областной Думы от 27.11.2013 N 813-5ОД установлен размер единовременной выплаты на лечение (оздоровление) на 2014 год лицам, замещающим государственные должности Новгородской области и должности государственной гражданской службы Новгородской области, в сумме 40 050 руб.
Постановлением правительства Новгородской области от 02.09.2013 N 157 утверждено Положение о порядке выплаты единовременной выплаты на лечение (оздоровление) лицам, замещающим государственные должности и должности государственной гражданской службы Новгородской области в Правительстве Новгородской области, иных органах исполнительной власти Новгородской области и аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области, а также Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Новгородской области", согласно пункту 2 которого единовременная выплата на лечение (оздоровление) выплачивается один раз в течение календарного года к ежегодному оплачиваемому отпуску либо вместе с компенсацией за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении.
Из материалов дела следует, что единовременная выплата в установленном порядке и размере выплачена начальнику отдела на основании письменного заявления в связи с отпуском на лечение (оздоровление).
Таким образом, единовременные выплаты государственным служащим на лечение (оздоровление), основанные на законодательных актах субъекта Российской Федерации, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и стажа, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и по существу, являются компенсационными, следовательно, правомерно не включены комитетом в базу для исчисления страховых взносов.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2015 N 303-КГ15-9721.
В связи с этим у учреждения не имелось правовых оснований для включения указанной выплаты в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также привлечения лесничества к ответственности в виде штрафа и начисления страховых взносов и пеней.
Доводы апелляционной жалобы исследованы судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, а основаны на их неправильном толковании.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 февраля 2016 года по делу N А44-9841/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-9841/2015
Истец: комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице ГОКУ Маловишерское лесничество
Ответчик: ГУ-Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования