Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 октября 2016 г. N Ф08-6143/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и пени по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
30 мая 2016 г. |
дело N А53-31165/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: представитель Джугелия А.З. по доверенности N 147 от 29.10.2015, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Водоканал Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2016 по делу N А53-31165/2015 по иску Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону к ответчику АО "Водоканал Ростова-на-Дону" о взыскании задолженности по арендной плате, пени, принятое в составе судьи Андриановой Ю.Ю.
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественно - земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Водоканал города Ростова-на-Дону" (далее - ответчик, общество) о взыскании 348 306,12 рублей задолженности по договору аренды N 28312 от 27.10.2005 за период с 01.01.2015 по 30.09.2015, пени в размере 32 414,91 рублей за период с 20.06.2014 по 16.10.2015.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств в части внесения арендных платежей в рамках договора аренды земельного участка N 28312 от 27.10.2005.
Решением суда от 18.03.2016 иск удовлетворен частично. С акционерного общества "Водоканал города Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) в пользу Департамента имущественно - земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304) взыскана задолженность в размере 326 823,87 руб., неустойка в размере 32 414,91 руб. В остальной части в иске отказано. С акционерного общества "Водоканал города Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина 10 020 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что при расчете арендной платы истец необоснованно применял ставку арендной платы за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 по виду использования земель в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка, так как за иные периоды истец использует ставку 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка. Заявитель полагает, что п. 1.13 Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону N 580 от 27.05.2014 в редакции от 29.12.2014 противоречит принципу экономической обоснованности, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009. Суд первой инстанции не дал оценки Постановлению Правительства РО N 135 от 02.03.2015, решению Ростовской-на-Дону городской Думы N 750 от 27.11.2014 "Об утверждении положений о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону, областному закону РО N 843-ЗС от 10.05.2012 "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в РО".
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (арендодатель) и акционерным обществом "Водоканал города Ростова-на-Дону" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 28312 от 27.10.2005 (далее - договор аренды), расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, дом 8/50 "б", площадью 57442 кв. м, кадастровый номер 61:44:03 17 01:0031, для эксплуатации очистных сооружений водопровода (ОСВ-1). Договор аренды заключен сроком на 49 лет.
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды размер арендной платы за земельный участок в год составляет 44 939,04 рублей. Арендная плата вносится арендатором ежеквартальными равными частями (1/4) от общей суммы платы за один год не позднее 20 числа последнего месяца квартала. Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору, арендатор выплачивает арендодателю пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Истец в заявлении указал, что за ответчиком по договору аренды земельного участка N 28312 от 27.10.2005 образовалась задолженность в размере 348 306,12 рублей за период с 01.01.2015 по 30.09.2015.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по заключенному договору, истец обратился в Арбитражный суд Ростовской области с требованиями в защиту нарушенного права.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Спорные правоотношения возникли из договорных правоотношений сторон по поводу аренды земельного участка, в силу чего подлежат регулированию положениями общих норм обязательственного права части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 34 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же специальному отраслевому законодательству.
В соответствии с положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации, пункта 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли на территории Российской Федерации является платным.
В соответствии с положениями статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
С учетом положений статей 606, 614, Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению арендной платы возникает у арендатора с момента получения имущества в аренду по акту приема-передачи и прекращается после возврата имущества также по акту приема - передачи.
В соответствии с положениями статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с положениями статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства.
Спорный земельный участок находится в распоряжении органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата за земли, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности является устанавливаемой уполномоченными органами.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, если иное не установлено Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, и не вправе применять иной размер арендной платы.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9069/11 публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения. В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе даже тогда, когда условия договора вообще не предусматривают его одностороннего изменения.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" содержатся следующие разъяснения.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости разрешенное использование земельного участка, имеющего кадастровый номер 61:44:03 17 01:0031, эксплуатация объектов очистный сооружений водопровода (ОСВ-1).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр.Шолохова, дом 8/50 "б", расположен земельный участок площадью 57442 кв. м, который принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Ростов-на-Дону.
Истцом произведен расчет арендной платы по договору аренды N 28312 от 27.10.2005 за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 с применением ставки 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 11.3 постановления Администрации города от 27.05.2014 N 580 в редакции постановления от 29.12.2014.
Так согласно указанному пункту ставка арендной платы принимается равной 0,7% от кадастровой стоимости при использовании земельных участков, занятых для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В качестве доводов ответчик сослался на то, что при расчете арендной платы надлежит применять льготную ставку, равную 0,3% стоимости земельного участка, указывая на положения пункта 11.2 постановления Администрации города от 27.05.2014 N580 в редакции постановления от 29.12.2014. Согласно указанному пункту ставка арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости применяется при использовании земельных участков объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в пунктах 11.3, 12, 15 настоящего перечня). В соответствии с уставом акционерного общества "Водоканал города Ростова-на-Дону" видами его деятельности являются водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод и отходов, оказание коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, эксплуатация и обслуживание объектов водопроводно-канализационного хозяйства, ликвидация аварий на уличных сетях водоснабжения и канализации. Являясь субъектом естественной монополии, общество является единственной организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения всем потребителям города Ростова-на-Дону.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исчисление арендной платы с использованием ставки 0,3% является неправомерным в силу следующего.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (ред. от 30.10.2014) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" устанавливает, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" устанавливает ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Применительно к статьям 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Учитывая, что договор аренды земельного участка заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, расчет арендной платы должен осуществляться с учетом кадастровой стоимости земельного участка, что соответствует принципам и правилам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Применение иной формулы расчета арендной платы не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, поскольку приведет к созданию дискриминационных условий исходя из того, что арендаторы, заключившие договор в иной период, оказались бы в неравном положении по сравнению с рассматриваемым арендатором, в то время как порядок расчета платы является одинаковым для всех категорий лиц.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необходимости применения при расчете арендной платы льготной ставки арендной платы равной 0,3%, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как было указано ранее, во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К одним из принципов определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесен принцип поддержки социально-значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 17.01.2011 N Д23-62 "О применении принципа поддержки социально значимых видов деятельности при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", перечень социально значимых видов деятельности может устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для соответствующих земельных участков самостоятельно исходя из поставленных целей в области социально-экономического развития. В частности, в качестве социально значимых можно установить следующие виды деятельности:
производство продуктов питания первой необходимости;
производство лекарственных препаратов первой необходимости;
производство продукции предприятиями, использующими труд инвалидов;
деятельность, направленная на охрану окружающей среды;
оказание предприятиями услуг, направленных на социальную поддержку населения;
производство продукции народного промысла;
деятельность, осуществляемая организациями, полностью финансируемыми из бюджета;
деятельность, осуществляемая в области науки, искусства и др.
Согласно пунктам "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Федеральном законодательством не установлен порядок, критерии отнесения того или иного вида деятельности к социально значимым, а также не определен перечень юридических или физических лиц, занятых осуществлением такой деятельности.
Таким образом, реализация принципа социальной поддержки социально значимых видов деятельности и определение лиц, на которые распространяется право на социальную поддержку, определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Каких либо требований об обязании включить в Перечень социально значимых видов деятельности для предоставления льгот по арендной плате на территории Ростовской области организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации железнодорожных путей, водоснабжению, очистке сточных вод, в федеральном законодательстве не содержится (указанные выводы изложены в Определении Верховного суда Российской Федерации от 26.02.2014 N 87-АПГ14-1).
На основании вышеприведенных норм права следует, что для применения льготы по уплате арендной платы законодатель предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления право, а не обязанность устанавливать перечень социально значимых видов деятельности, при этом не для предприятия в целом, а для соответствующих земельных участков исходя из поставленных целей в области социально-экономического развития.
Ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность, в том числе в сфере водоснабжения с целью извлечения прибыли.
В соответствии с пунктом 11.3 Приложения N 1 к Постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2014 N 580 ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составляет 0,7% от кадастровой стоимости.
Проверка обоснованности установления порядка (методики) расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта в установленном законом порядке.
Постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2014 N 580 в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в установленном процессуальном порядке, в том числе по мотиву несоответствия размера арендной платы принципу экономической обоснованности, не оспорено, недействующим не признано, поэтому подлежит применению при расчете арендной платы с момента вступления его в силу. (Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 03.12.2015 по делу N 301-ЭС15-10449, А82-16782/2013).
В соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 аналогичная ставка (0,7) установлена и для федеральных земельных участков. (Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217).
Учитывая, что ставка арендной платы за земельные участки для размещения (занятые) трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не превышает ставку арендной платы для федеральных земельных участков, суд пришел к выводу о том, что истец обоснованно применил в расчете за спорный период ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости, что полностью соответствует принципам экономической обоснованности, а также недискринимации, поскольку для муниципальных земель, земель субъекта Федерации, федеральных земель и земель неразграниченной публичной собственности установлена одна и та же ставка арендной платы.
Между тем, представленный истцом расчет задолженности по арендной плате судом признан методологически неверным.
В соответствии с пунктом 12 приложения к постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 09.07.2015 N 576 размер годовой арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, определяется путем последовательного перемножения кадастровой стоимости земельного участка, ставки арендной платы по виду использования земель, устанавливаемой в процентах от кадастровой стоимости земельного участка и индексов уровня инфляции, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и установленных по состоянию на начало очередного финансового года. При этом индексация размера арендной платы производится, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Таким образом, следуя буквальному толкованию пункта 12 приложения к постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 09.07.2015 N 576, при расчете арендной платы индекс уровня инфляции должен определяться на начало очередного финансового года, т.е. в данном случае по состоянию на 01.01.2015.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в редакции, действующей на 01.01.2015, прогнозируемый уровень инфляции установлен в размере 5, 5%.
Судом установлено, что истец необоснованно применил дополнительно иной коэффициент инфляции помимо установленного на начало очередного финансового года, т.е. в данном случае по состоянию на 01.01.2015. Так Департамент в расчете арендной платы за 2015 год применил коэффициент инфляции за период с 22.04.2015 по 31.12.2015 равный 1.122, в то время как следует применять коэффициент инфляции, установленный по состоянию на начало 2015 года равный 1.055.
С учетом выполненного судом перерасчета, исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 правомерно удовлетворены судом в размере 326 238,78 рублей.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени в размере 32 414,91 руб. за период с 20.06.2014 по 16.10.2015.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения.
Пунктом 5.2. договора аренды предусмотрена ответственность арендатора за нарушение срока внесения арендной платы по договору в виде пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Поскольку, суд не вправе выходить за пределы исковых требований, заявленные требования в размере 32 414,91 рублей пени правомерно удовлетворены судом.
Апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению, поскольку ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность, в том числе в сфере водоснабжения с целью извлечения прибыли.
В соответствии с пунктом 11.3 Приложения N1 к Постановлению Администрации города Ростова-на-Дону ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составляет 0,7% от кадастровой стоимости.
Как указано в Определении Верховного суда Российской Федерации от 21 сентября 2015 года N 303-КГ15-6224 поскольку спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в настоящем деле при определении размера арендной платы надлежит руководствоваться региональным нормативным актом, который принят в пределах полномочий субъекта, определенных пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, и в установленном законом порядке не оспорен.
В соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 аналогичная ставка (0,7) установлена и для федеральных земельных участков. (Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217).
Учитывая, что ставка арендной платы за земельные участки для размещения (занятые) трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не превышает ставку арендной платы для федеральных земельных участков, суд первой инстанции обоснованно применил в расчет за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости, что полностью соответствует принципам экономической обоснованности, а также недискриминации, поскольку для муниципальных земель, земель субъекта Федерации, федеральных земель и земель неразграниченной публичной собственности установлена одна и та же ставка арендной платы. Аналогичное дело между теми же сторонами рассмотрено АС СКО по делу N А53-9701/2015.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2016 по делу N А53-31165/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31165/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 октября 2016 г. N Ф08-6143/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"