г. Томск |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А27-912/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Кривошеиной С. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от административного органа: Дузенко А. С. по дов. от 21.08.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.03.2016 по делу N А27-912/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Н.Н. Гатауллина), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис ФПК" (ОГРН 1084205005246, ИНН 4205151946) г.Кемерово, к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) г. Кемерово, об оспаривании постановления от 12.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис ФПК" (далее - заявитель, общество, ООО "Жилстройсервис ФПК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - административный орган, Инспекция) по делу об административном правонарушении от 12.01.2016.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.03.2016 признано незаконным и отменено постановление Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от 12.01.2016, вынесенное в отношении ООО "Жилстройсервис ФПК" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с указанным решением, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, рассмотреть административное дело по существу, постановление Государственной жилищной инспекции Кемеровской области оставить без изменения.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства: материалы дела не содержат какие-либо доказательства, подтверждающие, что обществом принимались все зависящие от него меры по выполнению требований законодательства по размещению информации, предусмотренной частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); судом первой инстанции не принято во внимание, что на момент составления протокола об административном правонарушении N 14-076 от 22.12.2015 общество не только не размещало информацию о многоквартирных домах, находящихся в управлении, в ГИС ЖКХ, но и не было зарегистрировано на сайте; судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о размещении информации обществом на иных сайтах и информационных ресурсах.
Подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы.
ООО "Жилстройсервис ФПК" отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
На основании частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Инспекции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что при осуществлении мониторинга официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" www.dom.gosuslugi.ru, по исполнению управляющими организациями Кемеровской области обязанности, определенной статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 21.07.2015 N 255-ФЗ (в редакции ФЗ N 176 от 29.06.2015) установлено, что обществом в ГИС ЖКХ не размещена информация, указанная в части 1 статьи 198 ЖК РФ (сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат).
Инспекцией по выявленному факту составлен протокол от 22.12.2015 N 14-076; по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 12.01.2016 вынесено постановление, в соответствии с которым ООО "Жилстройсервис ФПК" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Кемеровской области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из недоказанности Инспекцией вины общества в совершенном административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела..
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ не размещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации).
В соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124, управляющие организации в обязательном порядке раскрывают информацию о профессиональной деятельности на сайте www.reformagkh.ru.
Согласно пункту 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официальным сайтом в сети "интернет" определен сайт www.dom.gosuslugi.ru.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ, в том числе, при сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N209-ФЗ), целью которого является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
В соответствии с частью 4 статьи 12 указанного Закона, поставщики информации (субъекты, размещающие информацию в системе) обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом с 01.07.2016, но не ранее ввода системы в эксплуатацию. (Сайт ГИС ЖКХ размещен по адресу: dom.gosuslugi.ru) В случае если законодательством РФ для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики обязаны размещать ее в ГИС ЖКХ в сроки, предусмотренные законодательством.
Действующим законодательством РФ для управляющих организаций как отдельных субъектов лицензируемой предпринимательской деятельности в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предусмотрена обязанность по раскрытию информации, предусмотренной статьями 195 и 198 ЖК РФ.
Информация, указанная в статье 198 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с 1 августа 2015 года (часть 3 статьи 7 в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В рассматриваемом случае, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по управлению 8 многоквартирными домами. Обществом в системе не размещена информация, указанная в части 1 статьи 198 ЖК РФ (сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат), что подтверждается актом мониторинга от 10.12.2015 со ссылкой на распечатки с сайта www.dom.gosuslugi.ru.
С учетом этого, факт наличия допущенных заявителем нарушений, а, следовательно, совершения административного правонарушения подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При вынесении оспариваемого постановления административным органом не исследована и не отражена вина общества во вменяемом правонарушении, а именно не указано какими действиями либо бездействием обществом нарушены обязательные требования, предъявляемые к управляющим организациям по размещению информации о многоквартирных домах, находящихся в управлении, а также обстоятельства достаточности (недостаточности) предпринятых обществом мер; в постановлении от 12.01.2016 не отражены, в ходе административного производства не исследованы обстоятельства наличия либо отсутствия объективной возможности заявителем исполнить предписанную действующим законодательством обязанность по размещению информации в сети Интернет на указанном сайте.
Из материалов административного дела не представляется возможным определить, в чем именно заключается вина общества в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ.
Инспекцией не исследовался вопрос о наличии либо отсутствии последствий выявленного правонарушения, при том, что информация также размещается управляющими компаниями на иных сайтах и информационных ресурсах (www.reformagkh.ru, www.ук-первая.рф). Данный факт, действительно, не снимает с общества обязанностей по исполнению законодательства в части размещения необходимой информации о многоквартирных домах, находящихся в управлении, в ГИС ЖКХ, на что ссылается апеллянт, вместе с тем, правомерно учтен судом первой инстанции при оценке установления административным органом вины общества в совершенном правонарушения и последствиях выявленного нарушения.
Инспекцией не учтено, что данное размещение должно быть обеспечено соответствующими организационными процедурами, в том числе создание технических возможностей размещения такой информации, что административными органом не устанавливалось.
Между тем, согласно материалам дела, до вынесения постановления об административном правонарушении обществом предприняты попытки внести информацию на сайте www.dom.gosuslugi.ru, о чем свидетельствует переписка с администратором, что доказывает тот факт, что сайт недоработан и некоторые разделы находятся в стадии разработки.
Ссылка Инспекции на критическую оценку доводов заявителя о невозможности размещения информации в ГИС ЖКХ, так как к моменту рассмотрения дела 12.01.2016 общество уже было зарегистрировано на сайте, сведения о 14 домах, находящихся в управлении, были размещены, подлежит отклонению, поскольку данный факт, напротив, подтверждает отсутствие со стороны управляющей компании уклонения от исполнения возложенной на нее обязанности.
В нарушение требований статей 2.1, 26.2, 29.10 КоАП РФ состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ, административным органом не доказан.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от 12.01.2016 о привлечении ООО "Жилстройсервис ФПК" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ, является правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Рассмотрев приведенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта суда первой инстанции по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь статьями 229, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.03.2016 по делу N А27-912/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-912/2016
Истец: общество с ограничнной ответственностью "Жилстройсервис ФПК"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области