г. Владимир |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А11-12225/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 30.05.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.03.2016 по делу N А11-12225/2015, принятое судьей Ушаковой Е.В. по заявлению товарищества собственников жилья "На Октябрьском" (ОГРН 1033302014680, ИНН 3328303971) к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2015 N 11.2-Пс/0929-0461пл-2015.
В судебном заседании приняли участие представители товарищества собственников жилья "На Октябрьском" - Кадыкова Т.В. по доверенности от 27.04.2016, Хузаев А.Р. - председатель на основании протокола собрания от 31.07.2014 N 3.
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-2810/16 от 06.05.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В период с 30.09.2015 по 16.10.2015 Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, Ростехнадзор, административный орган, заявитель) проведена плановая выездная проверка товарищества собственников жилья "На Октябрьском" (далее - ТСЖ "На Октябрьском", Товарищество) с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, - системы газопотребления предприятия, рег. А15-03537-002, III класс опасности, расположенной по адресу: г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 36.
В ходе контрольных мероприятий были выявлены нарушения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 N 542 (далее - Правила N542), Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом указанной Федеральной службы от 04.09.2007 N 606), Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, а именно: не переоформлена лицензия; не разработан и не утвержден техническим руководителем перечень газоопасных работ, в том числе выполняемых без оформления наряда-допуска; не разработаны производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение газоопасных работ по техническое обслуживанию газопроводов, в том числе выполняемых без оформления наряда-допуска; не разработаны производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение газоопасных работ по техническому обслуживанию запорной арматуры, в том числе выполняемых без оформления наряда-допуска; сведения об организации производственного контроля за предыдущий год не представлены в текущем году до 1 апреля в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью; при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация не обеспечивает мониторинг и устранение перемещения газопроводов за пределы опор, вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов, повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода, неисправностей в работе трубопроводной арматуры, повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы, повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта; не прошел периодическую аттестацию и проверку знания нормативных правовых и технических документов, регулирующих вопросы рационального и эффективного использования газа председатель правления товарищества; при проведении идентификации опасного производственного объекта неверно определены его качественные характеристики; отсутствует проектная документация на газовое и газоиспользующее оборудование котельной: более трех лет не проводились режимно-наладочные испытания автоматики безопасности газовых горелок котельной N 1 и N 2; отсутствуют режимные карты, составленные на основании результатов проведения режимно-наладочных работ.
По результатам проверки Ростехнадзором составлен акт от 16.10.2015 N 11.2-В0461прпл-А/0823-2015.
Усмотрев в деянии Товарищества наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Управления составило протокол от 03.11.2015 об административном правонарушении и постановлением от 20.11.2015 привлекло ТСЖ "На Октябрьском" к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным и его отмене.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 09.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции при рассмотрении данного спора установил, что событие вменяемого Товариществу административного правонарушения отсутствует, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда, Ростехнадзор обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Управление полагает, что определяющим и единственным критерием опасного производственного объекта - сети газопотребления, предназначенной для транспортировки природного газа, является давление газа находящегося в сети, а не количество газа, поскольку в силу своих физических качеств газ является веществом инертным и по сети газопотребления может передвигаться (транспортироваться) только находясь под определенным давлением.
Административный орган не согласен с выводом суда о том, что спорный объект не является опасным производственным объектом.
В судебное заседание представитель Ростехнадзора не явился.
Товарищество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представители Товарищества просили оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу Управления - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Ростехнадзора.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителей Товарищества, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Законом N 116-ФЗ или условий лицензии.
Положения Закона N 116-ФЗ направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Статьей 26.1 Кодекса предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения.
Исходя из целей защиты общественных отношений, относящихся к сфере регулирования Закона N 116-ФЗ, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что его положения не распространяются на ТСЖ "На Октябрьском", которое является некоммерческой организацией, не использующей сеть газопотребления жилого дома в своей производственной деятельности в предпринимательских целях.
Материалами дела установлено, что основным видом экономической деятельности Товарищества является управление эксплуатацией жилого фонда.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сеть газопотребления жилого дома не относится к опасному производственному объекту, понятие которого определено Законом N 116-ФЗ.
Согласно пункту 2 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент) его действие распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.
Требования Технического регламента распространяются на все сети газораспределения и (или) газопотребления, в том числе не относящиеся к категории опасных производственных объектов, кроме сетей газопотребления жилых зданий.
Таким образом, не относятся к опасным производственным объектам сети газопотребления, использующиеся для выработки тепловой и электрической энергии, если она (энергия) используется исключительно для обеспечения собственных нужд без цели ее реализации. Таковыми являются сети газопотребления финансовых, образовательных, социальных и медицинских учреждений, административных зданий, жилых домов и подобных объектов.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410), которые устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Внутридомовое газовое оборудование (ВДГО) включает в себя являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (отпусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги (абзац четвертый пункта 2 Правил N 410).
Согласно пункту 2 Правил N 410 "заказчик" - юридическое лицо (в том числе товарищество собственников жилья), являющееся исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги); "исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Абзацем 14 пункта 2 Правил N 410 установлено, что техническое обслуживание ВДГО включает в себя работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
В силу пункта 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем осуществления комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замене оборудования.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Пункт 7 указанных Правил определяет, что аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе устранение утечек газа и локализация аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой специализированной организации. Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении.
В силу пункта 10 Правил N 410 замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.
Таким образом, обязанностью ТСЖ "На Октябрьском" по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования является заключение договоров со специализированной организацией, при этом Товарищество не имеет права самостоятельно обслуживать газовое оборудование, производить замену оборудования и участвовать в локализации аварий.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "На Октябрьском" заключены договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования с филиалом ОАО "Газпром газораспределение Владимир", об обслуживании газоиспользующего оборудования газовой котельной и техническому обслуживанию теплотехнического оборудования котельной - с ООО "ИнТермоСервис".
Оценив представленные в дело доказательства и фактические обстоятельства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что система газопотребления предприятия ТСЖ "На Октябрьском" является внутридомовым газовым оборудованием, следовательно, оно не относится к особо опасным производственным объектам, в понятии, определенном Законом N 116-ФЗ, а само Товарищество - субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса.
При указанных обстоятельствах, Первый арбитражный апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии события вмененного административного правонарушения в действиях ТСЖ "На Октябрьском".
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания для привлечения ТСЖ "На Октябрьском" к административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Товарищества.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность принятого судебного акта.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Ростехнадзора не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.03.2016 по делу N А11-12225/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-12225/2015
Истец: ТСЖ "На Октябрьском"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ