Требование: о признании частично недействующим договора аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А28-7784/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Белых Д.И., по доверенности от 02.02.2015,
ответчика - Коротышевой Т.В., по доверенности от 01.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области, ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963
на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.11.2015 по делу N А28-7784/2015, принятое судом в составе судьи Бельтюковой С.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы- Вятка" (ИНН 4345089335, ОГРН 1044316564313)
к Министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
о признании недействительным договора аренды лесного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области к Министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, ответчик, заявитель) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 18.11.2008 N 12-21 (далее - Договор) в части расчетов арендной платы на 2015, 2016, 2017 годы, подлежащей уплате в областной бюджет.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.11.2015 исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить его полностью и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Договор был заключен по результатам торгов - лесного конкурса, размер арендной паты установлен исходя из минимального размера арендной платы, который является регулируемым, и размера сверх минимального размера арендной платы, который является договорным. При определении размера арендной платы какие-либо повышающие коэффициенты не применялись и не устанавливались. Системное толкование правовых норм (части 3 статьи 71, статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 421, 422, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации) позволяет сделать вывод о том, что регулируемым является только минимальный размер арендной платы за пользование лесным участком. Положениями Лесного кодекса Российской Федерации не установлено ограничение на согласование сторонами размера арендной платы, превышающего установленный минимальный размер, и стороны свободны в определении размера арендной платы, превышающего минимальный. Данная позиция соответствует пунктам 16 и 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) (далее - Постановление N73). Заявитель считает вывод суда о том, что при заключении Договора начальная цена арендной платы не формировалась, торги на повышение размера арендной платы не проводились, в силу чего у сторон отсутствовали законные основания для установления в Договоре арендной платы в размере, превышающем минимально установленный, неправомерным. При переоформлении Договора в 2008 году размер арендной платы должен быть установлен в пределах той величины, которая была первоначально установлена в пункте 3.1 договора аренды от 27.10.2005 N21, с учетом индексации в соответствии с законом о бюджете, количественных и качественных характеристик лесного участка. Установление арендной платы в размере минимального размера нарушает положения о проведении лесного конкурса, в том числе установленные конкурсной документацией, права других участников лесного конкурса. Установление размера арендной платы в размере, превышающем минимальный размер арендной платы, не противоречит действующему законодательству и не является основанием для признания Договора недействительным. Вывод о том, что не подлежит взимание платы в части, превышающей регулируемую арендную плату основан без оценки в системной взаимосвязи пунктов 16 и 18 Постановления N73, статей 421, 422, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 71, 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации". Правомерность позиции заявителя подтверждается судебной практикой.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что по результатам лесного конкурса с истцом был подписан протокол о результатах лесного конкурса. В конкурсной документации установлен повышающий коэффициент 1,4 к минимальным ставкам, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню". В период с 2010 года по 2015 год Министерство установило дополнительный повышающий коэффициент, который стал составлять 1,63 к минимальным ставкам платы за древесину, на что не имело полномочий. Уведомление о расчете арендной платы на 2015-2017 годы является односторонним актом, Общество его не подписывало и не согласовывало. Просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
18.11.2008 департамент лесного хозяйства Кировской области (арендодатель, правопредшественник Министерства) и Общество (арендатор) во исполнение статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и в целях приведения договора аренды участков лесного фонда от 27.10.2005 N 21 (далее - Договор от 27.10.2005) в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации заключили Договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 4263 га; местоположение: Кировская область, Котельничский район, Котельничское лесничество, Иготинское участковое лесничество, кварталы 51, 57- 62, 66-73, 75-80; условный номер 43-43-01/308/2008-366, учетная запись в государственном реестре N 12.9-2008-04 (пункты 1, 2 Договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1 и N 2 к Договору. Лесной участок передается арендатору для использования в целях и объемах, указанных в приложении N 3 к Договору (пункты 3, 4 Договора).
Согласно пунктам 5, 6 Договора арендная плата на момент подписания Договора при установленном объеме использования лесов 9,3 тыс.куб.м составила 687 716 руб. в год, в том числе в федеральный бюджет - 491 226 руб., в бюджет Кировской области - 196 490 руб. (Приложения 3, 3.1, 4 к Договору).
В пункте 7 Договора стороны установили, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.
При изменении в установленном порядке органами власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы пересматривается в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием изменения размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью настоящего договора и обязательным для арендатора.
Подпунктом "в" пункта 11 Договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Срок действия Договора установлен до 20.07.2031 с даты его государственной регистрации (пункт 20 Договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 18.11.2008 (приложение N 5 к Договору).
23.12.2008 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области произведена государственная регистрация договора аренды, регистрационный N 43-43-01/682/2008-415.
В соответствии со статьями 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации и подпунктом "в" пункта 11 Договора ответчик разработал и представил арендодателю проект освоения лесного участка, который на основании распоряжения департамента получил положительное заключение государственной экспертизы.
На основании абзаца 3 пункта 15 Договора, утвержденного проекта освоения лесного участка и в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" стороны 01.06.2010 заключили дополнительное соглашение N 1 к Договору, которым изменили приложение N 3, 3.1, 4, 6 к Договору, в результате чего размер арендной платы увеличился и составил 696 654 руб. в год, в том числе в федеральный бюджет - 426 775 руб., в бюджет Кировской области - 269 879 руб.
Дополнительным соглашением от 28.12.2011 N 2 в связи с изменением разрядов такс, а также руководствуясь Постановлением N 310, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", распоряжением Департамента лесного хозяйства Кировской области от 25.04.2011 N 251 "О распределении лесов лесничеств Кировской области по разрядам такс", стороны увеличили годовую арендную плату до 727 524 руб. в год с 25.04.2011, в том числе в федеральный бюджет - 445 686 руб., в бюджет Кировской области - 281 838 руб.
В связи с разработкой арендатором изменений в проект освоения лесов, а также на основании Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013, 2014 годов" стороны заключили дополнительное соглашение от 19.06.2012 N 3 к Договору.
Согласно дополнительному соглашению N 3 к Договору размер арендной платы изменился в сторону увеличения и составил 1 241 801 руб. в год, в том числе в федеральный бюджет - 760 736 руб., в бюджет Кировской области - 481 065 руб.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области произведена государственная регистрация дополнительных соглашений N 1, N 2 и N3.
Уведомлением от 31.03.2015 на основании пункта 7 и 14 Договора арендодатель известил арендатора об изменении размеров арендной платы на 2015, 2016, 2017 годы в связи с изменением ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Постановлением N 310.
С учетом изменений, внесенных в Договор в одностороннем порядке на основании пункта 7 Договора, размер арендной платы за 2015 год составил 1 264 347 руб. (в том числе в федеральный бюджет - 774 547 руб., в бюджет Кировской области - 489 800 руб.); за 2016 год - 1 319 720 руб. (в том числе в федеральный бюджет - 808 469 руб., в бюджет Кировской области - 511 251 руб.); за 2017 год - 1 375 092 (в том числе в федеральный бюджет - 842 391 руб., в бюджет Кировской области - 532 701 руб.). Уведомление арендатором получено.
Полагая, что Договор не соответствует действующему законодательству в части расчетов арендной платы, подлежащей перечислению в областной бюджет, истец обратился в суд.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Нахождение арендуемого земельного участка в государственной собственности подтверждается материалами настоящего дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно частям 2, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, ставки платы за аренду рассматриваемого лесного участка должны соответствовать Постановлению N 310.
Как указано в пункте 16 Постановления N 73 при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключённому после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок ещё не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, её компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключённому до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключённому до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
В соответствии с разъяснениями пункта 18 Постановления N 73, в силу пункта 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов. При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела установлено, что заключение Договора осуществлялось в порядке приведения ранее заключённого договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, без проведения процедуры торгов в силу прямого указания закона.
Пунктом 11 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, установлено, что при переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, ставками платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставками платы за единицу лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждёнными Постановлением N 310.
Договор от 27.10.2005 заключен по итогам конкурса, в котором победило Общество, предложившее наилучшие условия пользования лесным участком. Заключая договор, стороны определили плату за один обезличенный кубометр леса 54,9 руб. - равную стоимости, по которой лесной участок выставлялся на конкурс (согласно конкурсной документации, не менее 54,9 руб. за куб.м, в том числе по минимальным ставкам - 39,21 руб. за куб.м).
Размер платежей, превышающий плату, установленную по минимальным ставкам (разница между 39,21 и 54,9 руб. за куб.м), согласно условиям Договора от 27.10.2005, подлежал зачислению в областной бюджет.
Коэффициент превышения размера арендной платы за 1 обезличенный кубометр ликвидной древесины, предложенной победителем конкурса и отраженной в протоколе конкурса (54,9 руб.), над минимальным размером арендной платы, указанной в конкурсной документации (39,21 руб.) составил 1.4 (54,9 /39,21).
Таким образом, с учетом пункта 18 Постановления от 17.11.2011 N 73, ввиду того, что размер арендной платы по договору аренды государственного имущества в данном случае в части превышения над минимальными ставками определен по результатам проведения торгов, судебная коллегия приходит к выводу, что размер арендной платы не является регулируемым в части размера арендной платы, сформировавшейся на торгах ("сверхминимального" размера платы).
Заключая Договор в порядке переоформления Договора от 27.10.2005, стороны при определении размера арендной платы, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, руководствовались положениями Постановления N 310. Договором был предусмотрен подлежащий зачислению в областной бюджет размер арендной платы, превышающий установленный Постановлением N 310 минимальный размер платежей.
Как следует из условий Договора, подписанного в порядке приведения в соответствие с новым Лесным кодексом, арендная плата составила 687 716 руб. 00 коп. в год (пункт 5), в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации - 196 490 руб., в федеральный бюджет - 491 226 руб. (Приложение N 4). Коэффициент превышения платы над минимальными ставками составил 1,4, таким образом, указанный коэффициент по сравнению с установленным дополнительным соглашением от 01.02.2008 к договору на аренду участков лесного фонда от 15.09.2004 N 20 не изменился.
Позднее, как указал истец, в период с 2010 по 2015 коэффициент превышения увеличился до 1,63. Ответчик не смог пояснить, в связи с чем произошло такое изменение.
Правовая позиция о правомерности сохранения при приведении в соответствие договоров аренды коэффициентов превышения над минимальным размером арендной платы, как сформированных по итогам торгов, так и согласованных сторонами, соответствует подходу, сформулированному в определениях Верховного Суда РФ от 12.02.2016 N 307-ЭС15-19171 и от 12.04.2016 по делу N 307-ЭС15-16409.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого спора, апелляционный суд приходит к выводу о ничтожности Договора в части расчетов арендной платы на 2015, 2016, 2017 годы, подлежащей уплате в областной бюджет в части применения к минимальным ставкам коэффициента, превышающего 1,4.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 20.11.2015 по делу N А28-7784/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7784/2015
Истец: ООО "Моспромстройматериалы-Вятка"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области