г. Томск |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А03-18565/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Колупаевой Л. А., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Полевый В. Н.,
при участии:
от заявителя: Дымова Э. В., доверенность от 18.11.2015 года, Косенко В. В., приказ N 39 от 11.06.2013 года,
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтайское горно-металлургическое предприятие"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27 января 2016 года по делу N А03-18565/2015 (судья Трибуналова О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтайское горно-металлургическое предприятие", г. Новосибирск (ОГРН 1032201655056, ИНН 2204016098)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Алтайскому краю и Республике Алтай, г. Барнаул (ОГРН 1042202274036, ИНН 2225065191)
о признании незаконными акта проверки N ТЗВА-150в от 15.06.2015 года, предписаний: N ТЗВА-150в/1 от 15.05.2015 года, N ТЗВА-150в/2 от 15.06.2015 года, N ТЗВА-150в/3 от 15.06.2015 года и обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод ООО "АГМП",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алтайское горно-металлургическое предприятие" (далее - Общество, ООО "АГМП") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление, Росприроднадзор, административный орган) о признании незаконными предписаний от 15.05.2015 N ТЗВА-150в/1, от 15.06.2015 N ТЗВА-150в/2, от 15.06.2015 N ТЗВА-150в/3 и обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и интересов ООО "АГМП"
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что внеплановая выездная проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Кроме того, административным органом не представлено доказательств того, что проверка осуществлялась на территории, находящейся в пользовании ООО "АГМП".
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.07.2015 в Управление поступило требование Управления в Сибирском Федеральной округе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23.04.2015 N 39-76-2015 о проведении в отношении Общества внеплановой проверки в связи с нарушением условий хранения ртутьсодержащих отходов, влекущим причинение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
В период с 19.05.2015 специалистами Управления на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 14.05.2015 N 150 проведена внеплановая выездная проверка (с ведением фотосъемки) в отношении юридического лица - ООО "Алтайское горно-металлургическое предприятие".
К проведению проверки были привлечены специалисты Филиала Центра лабораторного анализа и технических измерений по Алтайскому краю ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" (Филиал ЦЛАТИ по Алтайскому краю). С копией распоряжения о проведении проверки ознакомлен 15.05.2015 директор ООО "АГМП" Косенко В. В. При проведении проверки присутствовал исполнительный директор ООО "АГМП" Бутолин А. С. и начальник охраны ООО "АГМП" Софронов Н. П.
Целью проверки в отношении Общества явилось проведение обследования территории предприятия и отбора проб отходов, почвы, атмосферного воздуха, а также проб донных отложений и воды из р. Ярлу-Айры.
В ходе проверки Управлением установлено и зафиксировано в акте проверки от 15.06.2015 N ТЗВА-150в, что земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:114 (категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи) общей площадью 75 965 кв. м с 28.01.2004 находится в пользовании у ООО "АГМП" (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.05.2015 N 02/001/008/2015- 3450).
Ранее земельный участок, расположенный в Улаганском районе на южном отроге Курайского хребта, согласно договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 05.05.2003 был предоставлен ГУП "Акташское горно-металлургическое предприятие" на срок до 05.05.2023. Согласно прилагаемому к указанному договору плану участка на земельном участке находятся завод, санбыт, модуль, терриконы, иные объекты.
16.01.2004 заключен договор купли-продажи здания металлургического завода, в соответствии с которым продавец - ООО "Акташское горно-металлургическое предприятие" передало ООО "АГМП" по акту приема-передачи здание металлургического завода с бревенчатыми стенами общей площадью 587,79 кв. м, расположенное на земельном участке из земель промышленности общей площадью 75 965 кв. м по адресу: Республика Алтай, Улаганский район, с. Акташ, южный отрог Курайского хребта с высотой отметки 2 700 метров. На основании указанного договора зарегистрировано право собственности ООО "АГМП" на здание завода общей площадью 587,79 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 28.01.2004 N 04 ОЕ 022928).
30.01.2004 между ООО "АГМП" и ОАО "Акташское горно-металлургическое предприятие" заключен договор аренды, согласно которому арендодатель - ООО "АГМП" передало ОАО "Акташское горно-металлургическое предприятие" объекты недвижимости, материалы и транспортные средства для производственных целей, в числе которых трубчатая печь, электропривод печи и металлургический завод, сроком на 3 года.
С 01.03.2006 указанный договор расторгнут в связи с неуплатой арендной платы, о чем письмом от 25.02.2006 N 231 директор ООО "АГМП" уведомил директора ОАО "Акташское горно-металлургическое предприятие".
Согласно Единому государственному реестру юридических лиц ОАО "Акташское горно-металлургическое предприятие" прекратило деятельность 20.10.2014.
На момент проверки деятельность по обработке отходов и иная хозяйственная деятельность на территории ООО "АГМП" не ведется, при этом видны следы демонтажа (ликвидации) зданий, строений и сооружений.
На земельном участке ООО "АГМП" расположены остатки демонтированного металлургического завода (цеха по переработке отходов), иные разрушенные и разобранные конструкции и постройки, 2 террикона (отвала) металлургических шлаков (огарков) конической формы, здание санбыта. Модуль полностью демонтирован, металлические конструкции разобраны и частично складированы на территории. Земельный участок повсеместно захламлен поврежденными ржавчиной металлическими контейнерами (бочками) из-под отходов, отходами от разборки зданий и оборудования (осколки шифера, кирпичи, металлолом, столбы, утеплитель и др.), просыпанными из контейнеров отходами.
На трех площадках обследуемого земельного участка размещено 457 металлических контейнеров (бочек), в которых хранятся ртутьсодержащие отходы (далее - РСО). На площадке бывшего модуля находится 320 металлических контейнеров (бочек), заполненных отходами, в том числе четырехсотлитровых - 9 шт., двухсотлитровых - 182 шт., столитровых - 129 шт. Указанные бочки частично установлены на участках с бетонным основанием и на листах металлопрофиля, частично - на земле. На площадке между бывшим заводом по переработке РСО и санбытом находится 104 металлических контейнера (бочки) с отходами, размещенные частично на бетонном основании, частично - на земле. На площадке бывшего завода по переработке РСО, на бетонном основании находится 33 металлических контейнера (бочки), заполненные отходами, обломками кирпичей, шифера, металлоломом.
Частично указанные контейнеры (бочки) лежат на боку, частично повреждены ржавчиной, в результате их содержимое просыпано на почву. Полиэтиленовая пленка, которой ранее были закрыты контейнеры (бочки), повреждена. Практически все контейнеры открыты, в связи с чем, ртутьсодержащие отходы хранятся под открытым небом, подвержены воздействию атмосферных осадков, вследствие чего, могут воздействовать на окружающую среду. Какие-либо сооружения, препятствующие поступлению отходов и содержащихся в них химических веществ в окружающую среду, отсутствуют. Почвенный слой на территории предприятия имеет следы деградации. Повсеместно на обследуемой территории видны многочисленные шарики и капли серебристого цвета размером от 1 до 20 мм, похожие на металлическую ртуть. Рядом с площадкой хранения отходов на территории бывшего модуля у подножия горы находится 4 поврежденных полиэтиленовых мешка с веществом белого цвета с надписью на этикетке "Хлорная известь. Кальций гипохлорит. Осторожно".
В здании санбыта в двух закрытых комнатах хранятся стеклянные и пластиковые емкости с жидкими и порошкообразными химическими веществами (толуол, ацетон, водный аммиак, аммоний хлористый, медь хлорная, кислота муравьиная, железо сернокислое и др.), 2 стеклянные емкости объемом 0,2-0,3 л, наполовину заполненные веществом, похожим на металлическую ртуть.
Обследуемый земельный участок расположен на правом берегу р. Ярлу-Айры с уклоном в сторону реки. Длина р. Ярлу-Айры составляет 13 км.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны р. Ярлу-Айры - 100 метров, ширина прибрежной защитной полосы - 50 метров.
Площадка размещения контейнеров с отходами на территории бывшего модуля находится на расстоянии 93 метра от уреза воды р. Ярлу-Айры, терриконы огарков - на расстоянии менее 10 метров от уреза воды.
В целях определения уровня загрязнения окружающей среды ртутью и токсичности отходов в ходе обследования 19.05.2015 в присутствии представителей ООО "АГМП" Бутолина Н. М., Софронова Н. П. специалистами Филиала "ЦЛАТИ по Алтайскому краю" произведен отбор проб атмосферного воздуха, проб почвы, проб хранящихся отходов, проб воды и донных отложений из р.Ярлу-Айры в следующих точках:
- пробы атмосферного воздуха на площадке размещения РСО на территории бывшего модуля с наветренной стороны (точка N 1) и с подветренной стороны (точка N 2),
- пробы атмосферного воздуха на территории бывшего завода по переработке РСО с наветренной стороны (точка N 1) и с подветренной стороны (точка N 2),
- проба почвы на территории бывшего завода по переработке РСО,
- проба почвы на территории бывшего модуля хранения РСО,
- фоновая проба почвы выше территории ООО "АГМП" (условно чистое место),
- проба отходов, хранящихся в терриконах,
- проба отходов из контейнеров на территории бывшего модуля,
- 3 пробы воды из р. Ярлу-Айры выше по течению от территории ООО "АГМП",
- 3 пробы воды из р. Ярлу-Айры в 500 метрах ниже по течению от территории ООО "АГМП",
- проба донных отложений р. Ярлу-Айры выше по течению от территории ООО "АГМП",
- проба донных отложений р. Ярлу-Айры в 500 метрах ниже по течению от территории ООО "АГМП".
Фиксация отбора проб осуществлялась с применением видео и фотосъемки, составлена таблица от 19.05.2015, об отборе проб составлен протокол от 19.05.2015 N ТЭВА-150в (приложение к акту N 14).
Результаты исследований отобранных проб атмосферного воздуха отражены в протоколах испытаний от 19.05.2015 N N 02 07.6Г, 03 07.6Г (приложения N 15, N 16) и приведены в таблице N 1 акта, согласно данным которого фактическое содержание ртути в атмосферном воздухе превышает ПДК для рабочей зоны на территории бывшего завода по переработке РСО с подветренной стороны.
Результаты исследований отобранных проб почвы отражены в протоколах испытаний от 01.06.2015 N 05 07.ЗГ, N 06 07.ЗГ, N 07 07.ЗГ (приложения N 17, N 18, N 19) и приведены в таблице N 2 акта, согласно которой фактическое содержание ртути в пробах почвы на территории бывшего модуля и на территория бывшего завода по переработке РСО превышает ПДК.
Согласно протоколам биотестирования почвы от 01.06.2015 N 19 07.5Г, N 20 07.5Г, N 21 07.5Г (приложения N 20, N 21, N 22) почва на территории бывшего завода по переработке РСО и на территории бывшего модуля токсична, а почва в условно чистом месте - не токсична.
Результаты исследований отобранных проб отходов отражены в протоколах испытаний от 02.06.2015 N 01 07.4Г, N 02 07.4Г и протоколах биотестирования отходов от 01.06.2015 N 22 07.5Г, N 23 07.5Г (приложения 23, 24, 25, 26), согласно данным, приведенным в указанных протоколах, и Экспертным заключениям от 08.06.2015 N 5, N 6 (приложение N 27, N 28) отходы, хранящиеся в терриконах (огарки) относятся к 3 классу опасности (умеренно опасные отходы), а отходы из контейнеров на территории бывшего модуля - к 1 классу опасности (чрезвычайно опасные отходы).
Результаты исследований отобранных проб воды из р. Ярлу-Айры отражены в протоколах испытаний от 03.06.2015 N 13 07.1 Г - N 18 07.1 Г (приложения N 29 - N 34) и приведены в таблице N 3 акта, согласно данным которой фактическая концентрация ртути в пробах воды из р. Ярлу-Айры превышает ПДК. Содержание ртути в пробах воды р. Ярлу-Айры в 500 метрах ниже по течению от территории ООО "АГМП" выше по сравнению с содержанием ртути в пробах воды, отобранных выше по течению реки от территории предприятия.
Результаты исследований отобранных проб донных отложений р. Ярлу-Айры отражены в протоколах испытаний от 01.06.2015 N 08 07.ЗГ, N 09 07.ЗГ (приложения N 35, N 36) и приведены в таблице N 4 акта: фактическое содержание ртути в пробах донных отложений р. Ярлу-Айры не превышает ПДК, а концентрация ртути в донных отложениях в 500 метрах ниже по течению от территории ООО "АГМП" выше по сравнению с содержанием ртути в пробах донных отложений из реки, отобранных выше по течению реки от территории предприятия.
В результате проведенной проверки выявлено и зафиксировано в акте проверки от 15.06.2015 N ТЗВА-150в, что ООО "АГМП" допущены нарушения обязательных требований, а именно:
- в нарушение статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4.4.7 договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 05.05.2003, ГОСТ 4658-73 "Ртуть. Технические условия" ООО "АГМП" допускает загрязнение земель и почв, не проводит мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель;
- в нарушение статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 3, 4 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" ООО "АГМП" не проводит мероприятия по рекультивации нарушенных земель;
- в нарушение части 1 статьи 34, частей 3, 4 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", частей 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" ООО "АГМП" произвело демонтаж металлургического завода по переработке РСО в отсутствие утвержденной в установленном порядке проектной документации и мероприятий по восстановлению природной среды, в том числе по воспроизводству компонентов природной среды;
- в нарушение части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пунктов 3.5, 3.6 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" ООО "АГМП" осуществляет на используемом земельном участке хранение токсичных ртутьсодержащих отходов
Лицо, допустившее нарушения - ООО "АГМП", являясь пользователем земельного участка и собственником расположенного на нем металлургического завода по переработке РСО, произвело демонтаж указанного завода с нарушениями требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, осуществляет хранение на данном участке токсичных РСО, в результате чего произошло загрязнение почвы и атмосферного воздуха на территории предприятия.
Обществом по окончании осуществления деятельности не проведена рекультивация нарушенных земель.
Управлением в целях устранения выявленных проверкой нарушений были выданы ООО "АГМП" предписания от 15.05.2015 N ТЗВА-150в/1, от 15.06.2015 N ТЗВА-150в/2, от 15.06.2015 N ТЗВА-150в/3, которыми предписано Обществу устранить выявленные нарушения, а именно:
- провести мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами (ртутью) на земельном участке с кадастровым номером 04:09:000000:114 (предписание от 15.05.2015 N ТЗВА-150в/1);
- провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером 04:09:000000:114 (предписание от 15.06.2015 N ТЗВА-150в/2);
- устранить нарушения установленных требований, допущенные при хранении токсичных ртутьсодержащих отходов на используемом земельном участке с кадастровым номером 04:09:000000:114 (предписание от 15.06.2015 N ТЗВА-150в/3).
Предписаниями Обществу установлен срок исполнения - 15.09.2016. Предписания Общество не исполнило.
Считая, что предписания Управлением вынесены неправомерно, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлениям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Порядок организации и проведения проверок органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Федеральный закон N 294-ФЗ регулирует проведение проверочных мероприятий, связанных именно с предпринимательской деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 1 статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1); поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах (пункт 2): возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт а); причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт б); нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки (подпункт в).
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (часть 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Из содержания вышеназванных норм права следует, что необходимость согласования проведения проверки с органом прокуратуры в указанных случаях требуется именно при проведении внеплановых выездных проверок.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры, указанными в пункте 2 Порядка, принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании.
Согласно части 8 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ в день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
В соответствии с частью 12 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов. Согласно части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Согласно части 17 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 21 Федерального закона N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (пункт 1); получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим законом (пункт 2); знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (пункт 3); обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4); привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке (пункт 5).
В рассматриваемом случае основанием проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "АГМП" явилось поступившее в адрес Управления требование Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральной округе от 23.04.2015 N 39-76-2015 о проведении внеплановой проверки в связи с нарушением условий хранения ртутьсодержащих отходов, которое может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Ссылка на данное требование имеется в распоряжении руководителя Управления от 14.05.2015 N 150 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица.
Учитывая изложенное, в связи с необходимостью принятия неотложных мер с целью уменьшения возможного ущерба неопределенному кругу лиц, окружающей среде, уведомление ООО "АГМП" о начале проведения внеплановой выездной проверки не требовалось.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "АГМП" было уведомлено о проведении в отношении него внеплановой выездной проверки, о чем свидетельствует подпись директора ООО "АГМП" Косенко В. В. от 15.05.2015, содержащаяся в указанном распоряжении от 14.05.2015 N 150.
Кроме того, о проведении проверки ООО "АГМП" было уведомлено телефонограммой от 18.05.2015 N 224, принятой директором общества Косенко В. В., что подтверждается имеющейся в материалах дела детализацией звонков за май 2015 года.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств того, что Управлением при проведении внеплановой выездной проверки ООО "АГМП" допущены нарушения требований Федерального закона N 294-ФЗ, относящиеся к грубым.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управлением не доказан факт проведения осмотра территории, принадлежащей именно ООО "АГМП", подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:114 м2 категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи общей площадью 75 965 м2, находится в пользовании у ООО "АГМП" на основании договора аренды от 05.05.2003, зарегистрированного 14.05.2003 за N 04-01/06-2/2003-333, и соглашений о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 13.05.2003, от 16.01.2004, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 14.05.2015 N 02/001/008/2015-3450.
Ранее данный земельный участок, расположенный в Улаганском районе на южном отроге Курайского хребта, согласно договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 05.05.2003 был предоставлен ГУЛ "Акташское горнометаллургическое предприятие" на срок до 05.05.2023.
Согласно прилагаемому к указанному договору плану участка на земельном участке находятся завод, санбыт, модуль, терриконы, иные объекты.
16.01.2004 заключен договор купли-продажи здания металлургического завода, по которому ООО "Акташское горно-металлургическое предприятие", являясь продавцом, передало ООО "АГМП" по акту приема-передачи указанное здание общей площадью 587,79 м2, расположенное на земельном участке из земель промышленности общей площадью 75 965 м2 по адресу: Республика Алтай, Улаганский район, с. Акташ, южный отрог Курайского хребта с высотой отметки 2700 метров.
На основании указанного договора зарегистрировано право собственности ООО "АГМП" на здание завода общей площадью 587,79 м2, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации права от 28.01.2004 N 04 ОЕ 022928.
30.01.2004 между ООО "АГМП" и ОАО "Акташское горно-металлургическое предприятие" заключен договор аренды, согласно которому ООО "АГМП", являясь арендодателем, передало ОАО "Акташское горно-металлургическое предприятие" объекты недвижимости, материалы и транспортные средства для производственных целей, в числе которых трубчатая печь, электропривод печи и металлургический завод, сроком на 3 года.
В связи с неуплатой арендной платы, указанный договор расторгнут с 01.03.2006.
Следовательно, в период с 30.01.2004 по 01.03.2006 деятельность по переработке ртутьсодержащих отходов на территории металлургического завода осуществляло ОАО "Акташское горнометаллургическое предприятие". Иное материалами дела не доказано.
В связи с расторжением договора аренды от 30.01.2004, нецелесообразностью и убыточностью дальнейшей охраны имущества предприятия на основании Решения внеочередного собрания учредителей принято решение с 25.06.2011 о начале демонтажа оборудования, находящегося на металлургическом заводе, расположенном в Улаганском районе Республики Алтай.
Как следует из решения Арбитражный суд Республики Алтай от 16.12.2008 по делу N А02-664/2008 ОАО "Акташское горно-металлургическое предприятие" признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство сроком на 1 год - до 16.12.2009.
В ходе процедуры конкурсного производства конкурсным управляющим выявлены числящиеся на балансе должника 110 тонн ртутьсодержащих отходов.
Определением Арбитражного суда Республики Алтай от 24.12.2009 по делу N А02-664/2008 производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Акташское горно-металлургическое предприятие" прекращено.
Согласно сведений из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО "Акташское горно-металлургическое предприятие" прекратило деятельность 20.10.2014.
Как следует из имеющегося в материалах дела письма директора ООО "АГМП" Косенко В. В. от 09.06.2015 N 0-08, деятельность предприятия не ведется с 2011 года, источники негативного воздействия на окружающую среду отсутствуют, отходы не образуются.
Следовательно, в период с 25.02.2006 по 2011 год ООО "АГМП" осуществляло деятельность по переработке отходов на металлургическом заводе.
Иных объектов негативного воздействия, которые могли бы привести к загрязнению компонентов природной среды ртутью, на обследуемой территории Управлением не установлено.
Кроме того, факт проведения осмотра территории, принадлежащей ООО "АГМП", подтверждается актом проверки от 15.06.2015 N ТЗВА-150в с прилагаемыми к нему документами, в том числе фототаблицей.
При данных обстоятельствах, результаты такой проверки являются доказательством допущенных Обществом нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и доказательством проведения обследования территории земельного участка, находящегося в пользовании именно ООО "АГМП".
Ссылка заявителя на отсутствие трудовых отношений с Софроновым Н. П., Бутолиным Н. М. судом первой инстанции обоснованно отклонена как не влияющая на законность оспариваемых предписаний.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, ссылаясь на отсутствие трудовых отношений с указанными лицами, Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств в подтверждение своего довода.
Учитывая изложенное, оспариваемые Обществом предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы ООО "АГМП".
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, были предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта и признаются несостоятельными, подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции считает, что принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 27 января 2016 года по делу N А03-18565/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
Л. А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18565/2015
Истец: ООО "Алтайское горно-металлургическое предприятие"
Ответчик: .Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по АК и РА (Росприроднадзор)