г. Пермь |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А60-2730/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бересневым М.П.,
при участии:
от заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603481428, ИНН 6670074344): не явились;
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Универсам Звездный" (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Универсам Звездный"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 марта 2016 года
по делу N А60-2730/2016,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Универсам Звездный"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заявитель, инспекция) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Универсам Звездный" (далее - заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по ч.15 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены. ООО "Универсам Звездный" привлечено к административной ответственности по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении составлен, заявление о привлечении к ответственности направлено в суд с нарушением сроков, установленных КоАП РФ. Ссылается на то, что общество устранило нарушения требований технических регламентов к продукции, о чем известило административный орган. Полагает, что вменяемое правонарушение подлежит квалификации как малозначительное. Приводит доводы о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности.
Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проанализировав нормы материального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения N 01-01- 01-03/20816 от 29.09.2015 г. и распоряжения о продлении проведения плановой выездной проверки N 01-01-01-03-01/23140 от 28.10.2015 г. в отношении ООО "Универсам Звездный" и обследования объектов торговой сети (магазинов), расположенных по адресам: г. Екатеринбург, Серова ул., 41, г. Екатеринбург, Мамина-Сибиряка ул., 54А, г. Екатеринбург, Ленина ул., 25, г. Березовский, Анучина ул., 6, г. Екатеринбург, Радищева ул., 33, г. Екатеринбург, Белореченская ул., 28а, г. Екатеринбург, Ангарская ул., 22, г. Екатеринбург, Космонавтов просп., 54, г. Екатеринбург, с. Горный Щит, Буденного ул., 8, выявлены нарушения требований технических регламентов.
Административным органом выявлены нарушения ст. 6 п. 3, ст. 8 п. 1 Технического регламента Таможенного союза " О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011), ст. 3, ст.4 п.п. 5.3, 6, ст. 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (TP ТС 008/2011), ст. 5, ст. 7, ст.10 п. 1, ст. 17 п.12, ст. 24 п.1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), ст. 4 ч. 4.1 п.1, ч. 4.2 п.1, ч. 4.3 ч.1,ч. 4.4 ч.2, ч. 4.6, ч. 4.7, ч. 4.8, ч. 4.12 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (TP ТС 022/2011), ст. 3,5 "Технического регламента на соковую продукцию из фруктов и овощей" (TP ТС 023/2011), п.п.5,30,33,36 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013), п.п. 5,9,29 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" в части реализации товаров: продуктов питания, не соответствующих требованиям по безопасности и качества, без обязательной на них маркировки, в том числе детских игрушек, упаковки (фольга) без обязательной информации на маркировке.
На основании части 1, 2 статьи 38, части 2 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области вынесено Предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда от 30.11.2015 г. N 5.
Обществу было предписано:
1. Разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда в срок до 10.12.2015;
2. Представить документированную информацию о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в срок до 14.12.2015;
3. Представить документированную информацию о выполнении программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в срок до 29.12.2015.
29.12.2015 при оценке выполнения предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда от 30.11.2015 N 5 обнаружено невыполнение ООО "Универсам Звездный" в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, а именно: п. 2 предписания в части предоставления документированной информации о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
29.12.2015 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Универсам Звездный" составлен протокол об административном правонарушении по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ.
Материалы проверки с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования и привлекая общество к административной ответственности по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч.15 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" на основании данного Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
На основании ч.ч.1, 2 ст.38 указанного закона в течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).
В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.
При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.
На основании ч.2 ст.39 Закона N 184-ФЗ при признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.
Орган государственного контроля (надзора): способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда; запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда; проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда; принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции.
Согласно п. 2 ст. 36 Закона N 184-ФЗ в случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт невыполнения в установленный срок законного предписания подтверждается материалами дела, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, является доказанным.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что заявителем предпринимались все меры для предотвращения совершения правонарушения, а также свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от общества мер по выполнению в срок предписания, в материалах дела отсутствуют.
Доводы о том, что общество устранило нарушения, о чем известило административный орган, подлежат отклонению, поскольку доказательств в подтверждение исполнения предписания обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено ни в административный орган, ни в материалы дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы общества о том, что административным органом были нарушены предусмотренные сроки составления протокола об административном правонарушении и направления его в суд, подлежат отклонению.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения являются несущественными, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из содержания п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из п.2 предписания следует, что информацию об его исполнении следовало представить обществу в срок до 14.12.2015.
Следовательно, на момент вынесения решения суда первой инстанции (16.03.2016) трехмесячный срок давности, исчисляемый с момента истечения установленного срока исполнения предписания, истек.
Таким образом, решение суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности вынесено за пределами срока давности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При названных обстоятельствах оспариваемый судебный акт подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований о привлечении к административной ответственности по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 марта 2016 года по делу N А60-2730/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Универсам Звездный" к административной ответственности по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2730/2016
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
Ответчик: ООО "УНИВЕРСАМ ЗВЕЗДНЫЙ"