г. Саратов |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А06-12081/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кузнецовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Камызякском районе Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 марта 2016 года по делу N А06-12081/2015 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения "Грушевская основная общеобразовательная школа" (416314, Астраханская область, Камызякский район, с. Грушево, ул. Степная, д. 12, ОГРН 1023000838321, ИНН 3005002705)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Камызякском районе Астраханской области (416300, Астраханская область, Камызякский район, г. Камызяк, ул. Молодежная, д. 33А, ОГРН 1023000826914, ИНН 3005006548)
о признании недействительным ненормативного акта в части,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Грушевская основная общеобразовательная школа" (далее - заявитель, МБОУ "Грушевская основная общеобразовательная школа", страхователь) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Пенсионного Фонда России в Камызякском районе Астраханской области (далее - Управление, пенсионный орган) о признании недействительным решения от 10.11.2015 N 040 005 15 РВ 0000363 в части доначисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 8 000 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3 000 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2 550 рублей, пени в сумме 1 458 рублей 14 коп., штрафа в размере 2 710 руб.
Решением от 15 марта 2016 года Арбитражный суд Астраханской области признал недействительным решение Управления Пенсионного фонда России в Камызякском районе Астраханской области от 10.11.2015 N N040 005 15 РВ 0000363 в части доначисления МБОУ "Грушевская основная общеобразовательная школа" страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 8 000 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3 000 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2 550 рублей, пени в сумме 1 458 рублей 14 коп., штрафа в размере 2 710 руб.
Суд также взыскал с Управления Пенсионного фонда России в Камызякском районе Астраханской области в пользу МБОУ "Грушевская основная общеобразовательная школа" судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3000 рублей.
Управление не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором требования заявителя оставить без удовлетворения.
От муниципального бюджетного образовательного учреждения "Грушевская основная общеобразовательная школа" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Учреждение просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Камызякском районе, муниципального бюджетного образовательного учреждения "Грушевская основная общеобразовательная школа", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного Фонда РФ в Камызкском районе Астраханской области проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01.07.2012 по 30.06.2015 по результатам которой, составлен акт выездной проверки N 040 005 15 АВ 00003961 от 07.10.2015.
Решением N 040 005 15 РВ 0000363 от 10.11.2015 года заявитель привлечен к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 3 152,06 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 15 760,27 руб., пени в размере 1 360,90 руб.
МБОУ "Грушевская основная общеобразовательная школа", не согласившись с решение N 040 005 15 РВ 0000363 от 10.11.2015 г., обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что спорные выплаты не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов и произведены образовательным учреждением в соответствии с постановлениями Правительства Астраханской области и за счет средств бюджета Астраханской области.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Камызякском районе Астраханской области о том, что страхователем в 2012 году в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 14.11.2011 N 459-П "О единовременной выплате в форме субсидии молодым специалистам системы образования Астраханской области, приступившим к педагогической деятельности в 2011 году" и распоряжения министерства образования и науки Астраханской области N 138 от 24.11.2011 года "О социальной поддержке молодых специалистов системы образования Астраханской области в 2011 году" в соответствии с Постановлением N 459-П, была произведена выплата единовременного пособия молодому специалисту Мухамбеталиевой Г.М., однако не начислены страховые взносы на данные выплаты.
Управление считает, что на основании действующих положений части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ спорные выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке с учетом положений статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 5 статьи 25 Закона N 212-ФЗ). Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 6 статьи 25 Закона о страховых взносах).
Частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для этих плательщиков страховых взносов, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона о страховых взносах, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из изложенного следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства Астраханской области от 14.11.2011 года N 459-П "О единовременной выплате в форме субсидии молодым специалистам системы образования Астраханской области, приступивших к педагогической деятельности в 2011 года ( далее Постановление N 459-П) был утвержден "Порядок предоставления единовременной выплаты в форме субсидии выпускникам дневного отделения учреждений высшего профессионального образования и среднего профессионального образования 2011 года. приступившим к педагогической деятельности в 2011 году в образовательных учреждениях, расположенных на территории Астраханской области"
Согласно п.п.3.1. и 3.1. Порядка выплаты предоставляются молодым специалистам единовременно в размере 50 000 рублей каждому за счет средств бюджета Астраханской области.
Выплаты производились на основании распоряжения министерства образования и науки Астраханской области N 138 от 24.11.2011 года "О социальной поддержке молодых специалистов системы образования Астраханской области в 2011 году" в соответствии с Постановлением N 459-П.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2012 году Учреждением была произведена выплата единовременного пособия молодому специалисту Мухамбеталиевой Г.М. на основании Постановления Правительства Астраханской области N 459-П "О единовременной выплате в форме субсидии молодым специалистам системы образования Астраханской области, приступившим к педагогическим деятельности в 2011 году" и распоряжения Министерства образования и науки Астраханской области N 138 от 24.11.2011 года "О социальной поддержке молодых специалистов системы образования Астраханской области в 2011 году".
Данные выплаты единовременного пособия молодым специалистам учреждения являются государственными пособиями, то есть относятся к необлагаемым выплатам.
Так же правомерно суд первой инстанции указал, что указанные выплаты, производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в заработную плату работников образования, следовательно, не входят в базовую часть, компенсационную и стимулирующую выплаты; в трудовых договорах с работниками указанное пособие не включено в оплату труда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае Учреждение не является плательщиком страховых взносов, так как предоставление единовременной компенсационной выплаты в пользу физического лица не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений. Обязательство возникает по выплате единовременной компенсационной выплаты между органом исполнительной власти (Министерством образования и науки Астраханской области) и работниками, приступивших к педагогической деятельности в образовательных учреждениях.
Предоставление вышеуказанных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Астраханской области от 14.11.2012 года N 459-П "О единовременной выплате в форме субсидии молодым специалистам системы образования Астраханской области, приступившим к педагогическим деятельности в 2011 году" относится к расходным обязательствам Астраханской области и финансируется за счет средств областного бюджета, при том условии, что вышеуказанные постановления выплаты в рамках трудовых отношений не регламентирует.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, единовременное пособие педагогическому работнику не является вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу его характера не является оплатой труда (вознаграждением за труд) работника, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку единовременное пособие педагогическому работнику не является вознаграждением за труд, носит единовременный и исключительно компенсационный характер, данные выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для доначисления обществу страховых взносов, начислении пени, а также для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ ""О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Камызякском районе Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 марта 2016 года по делу N А06-12081/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-12081/2015
Истец: МБОУ "Грушевская основная общеобразовательная школа"
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда России в Камызякском районе Астраханской области, УПФР в Камызякском районе