город Ростов-на-Дону |
|
31 мая 2016 г. |
дело N А32-1871/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Адлерской районной г. Сочи общественной организации инвалидов военных конфликтов, вооруженных сил, правоохранительных органов, инвалидов по общему заболеванию, ветеранов ВОВ, членов семей погибших воинов
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.03.2016 по делу N А32-1871/2016
по заявлению Адлерской районной г. Сочи общественной организации инвалидов военных конфликтов, вооруженных сил, правоохранительных органов, инвалидов по общему заболеванию, ветеранов ВОВ, членов семей погибших воинов
к государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования российской федерации
об оспаривании действий
принятое судьей Шкира Д.М.
УСТАНОВИЛ:
Адлерская районная г. Сочи общественная организация инвалидов военных конфликтов, ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных сил, правоохранительных органов, членов семей погибших воинов, г. Сочи (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 16, г. Сочи (далее - учреждение) об освобождении от дальнейших выплат страховых взносов недоимки на обязательное пенсионное страхование в размере 5 805,64 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование - 845,93 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2016 в удовлетворении требования отказано. Решение мотивировано тем, что учреждением правомерно начислены взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Не согласившись с принятым судебным актом, организация подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, организация, как страхователь, состоит на учете в учреждении с 12.02.1998.
В отношении организации применены следующие страховые тарифы (страховой тариф - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов):
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) - 2,9% (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ);
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС) - 0,20%. Данный тариф установлен в соответствии с видом экономической деятельности по 1 классу профессионального (статья 21 Закона N 125-ФЗ, статья 1 Закона N 179-ФЗ).
Организация представляет отчетность в учреждение в установленные сроки. Отчетность за период с момента постановки на учет по 4 квартал 2015 года представлялась на бумажном носителе, а со 2-го квартала 2015 года отчетность предоставлена в форме электронного документа, с использованием ЭЦП.
Учреждением было направлено организации уведомление о наличии задолженности, сложившейся на 15.09.2015 (N 01-24/04/12384 от 16.09.2015). Согласно данного письма у организации имеется задолженность:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 5 424,38 руб.;
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 381,26 руб.
Не согласившись с указанной задолженностью, организация обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из судебной практики, под ненормативным правовым актом понимается индивидуальный акт, адресованный одному или нескольким лицам, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), нарушающие права и охраняемые законом интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, носит властно-распорядительный характер.
В соответствии со статьей 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.
Статья 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" регламентирует, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;
3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;
4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами;
5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.
Статьей 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны:
1) правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы;
2) вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов;
3) представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
4) представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов. Указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью, и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг;
5) выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
6) обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов.
4. Плательщики страховых взносов осуществляют также другие права и несут другие обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
2) вести в установленном порядке учет плательщиков страховых взносов;
3) в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения;
4) сообщать плательщикам страховых взносов сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доводить до плательщиков страховых взносов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
5) принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
6) направлять плательщику страховых взносов копии акта проверки и решения органа контроля за уплатой страховых взносов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
7) выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов;
8) осуществлять по заявлению плательщика страховых взносов совместную сверку сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;
9) выдавать по заявлению плательщика страховых взносов копии решений, принятых органом контроля за уплатой страховых взносов в отношении этого плательщика страховых взносов;
10) принимать расчеты страховых взносов, документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, представленные в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью, наравне с документами, представленными на бумажных носителях. Идентификация и аутентификация указанных лиц осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации).
Органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют также другие права и несут другие обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 7 Закона N 212-ФЗ определяет объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями
Согласно статье 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
В силу статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно статье 15 Закона N 212-ФЗ порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии со статьей 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, организация, как страхователь, состоит на учете в учреждении с 12.02.1998.
В отношении организации применены следующие страховые тарифы (страховой тариф - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов):
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) - 2,9% (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ);
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС) - 0,20%. Данный тариф установлен в соответствии с видом экономической деятельности по 1 классу профессионального (статья 21 Закона N 125-ФЗ, статья 1 Закона N 179-ФЗ).
Организация представляет отчетность в учреждение в установленные сроки. Отчетность за период с момента постановки на учет по 4 квартал 2015 года представлялась на бумажном носителе, а со 2-го квартала 2015 года отчетность предоставлена в форме электронного документа, с использованием ЭЦП.
Учреждением было направлено организации уведомление о наличии задолженности, сложившейся на 15.09.2015 (N 01-24/04/12384 от 16.09.2015). Согласно данного письма у организации имеется задолженность:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 5 424,38 руб.;
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 381,26 руб.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что учреждением правомерно начислены взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Организация в заявлении и в апелляционной жалобе ссылается на то, что гражданка Баранова А.А. с целью совершения противозаконных действий воспользовалась доверчивостью бывшего бухгалтера организации инвалидов, попросила принять ее на работу "задним числом", т.е., с 01.01.2009 г., пообещав оплатить все расходы по штрафам, пояснив, что трудовой стаж ей необходим для поступления на работу в судебные органы. Соответственно, к работе не приступила, на многократные телефонные звонки не отвечала. А на расчетный счет заявителя стали приходить требования об оплате.
Однако, указанные доводы организации не могут быть принята апелляционным судом, поскольку документально не подтверждены.
Организация вправе обратиться в правоохранительные органы и в рамках возможного уголовного дела вправе добиваться исследования обстоятельств дела с использованием тех доказательств, которые не были представлены в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде. Организация также не будет лишена своего права пересмотреть судебные акты по настоящему делу по вновь открывшимся обстоятельствам, в том случае, если его доводы о мошеннических действиях гражданки Барановой А.А. будут подтвержден вступившим в законную силу приговором суда.
Прочие доводы организации в обоснование заявленных требований не могут быть приняты судом, поскольку носят предположительный характер, поскольку документально не подтверждены.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2016 по делу N А32-1871/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1871/2016
Истец: АДЛЕРСКАЯ РАЙОННАЯ Г. СОЧИ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ИНВАЛИДОВ ПО ОБЩЕМУ ЗАБОЛЕВАНИЮ, ВЕТЕРАНОВ ВОВ, ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ ВОИНОВ, Адлерская районная г. Сочи общественная организация инвалидов военных конфликтов, ВС, правоохранительных органов, инвалидов по общему заболеванию ветеранов ВОВ, членам семей погибшим войнов.
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-КРАСНОДАРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Сочинский филиал N16 государственного учреждения -Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ