г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А56-91826/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Борисовой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца: Сукачева М.И. по доверенности от 09.12.2015 N 04-19/13366;
от ответчика: 1)Войнаровской Т.В. по доверенности от 23.05.2016 N 109; 2) Бухтияровой по доверенности от 31.12.2015 N 12;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6460/2016) ООО "Усть-Лужский водоканал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2016 по делу N А56-91826/2015 (судья Корж Н.Я.), принятое
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "Усть-Лужский водоканал"
о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (191014, Санкт-Петербург, Литейный пр, д.39, далее - Департамент Росприроднадзора по СЗФО) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО "Усть-Лужский водоканал" (188480, Кингисепп, Ленинградская область, Жукова 10В, ОГРН: 1134707000780 далее - общество ) о взыскании 524,99 рублей задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2015 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства
Решением суда первой инстанции с ООО "Усть-Лужский водоканал" в пользу Департамента Росприроднадзора по СЗФО взыскано 524,99 рублей задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2015 года.
Не согласившись с решением суда, ООО "Усть-Лужский водоканал" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что общество не было извещено о принятии иска к производству и рассмотрении его в порядке упрощенного производства, просил приобщить к материалам дела дополнительные документы.
Апелляционный суд на основании части 2 статьи 272.1 АПК РФ ходатайство общества о приобщении дополнительных доказательств отклонил.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, свою позицию изложил в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "Усть-Лужский водоканал" в 2015 году оказывало такой вид вредного воздействия на окружающую природную среду, как сбросы загрязняющих веществ в водный объект-реку Луга.
Обществом за первый квартал 2015 года был произведен расчет платы за сброс сточных вод в водный объект, расчетная сумма составила 1 169,91 рублей, которую общество оплатило платежным поручением N 14 от 20.04.2015.
Департамент Росприроднадзора по СЗФО направил обществу требование от 21.09.2015 об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы) за 1 квартал 2015 года.
В требовании указано, что у общества имеется задолженность по платежу за сбросы загрязняющих веществ водные объекты за 1 квартал 2015 года в размере 524,99 рублей. Указанная задолженность была рассчитана как разница между начислениями, совершенными Департаментом, и оплатой, совершенной обществом, за данный период.
Указанное требование получено обществом 01.10.2015 (вх.N 95) и в судебном порядке не обжаловалось.
Неуплата задолженности обществом послужила основанием для обращения Департамента Росприроднадзора по СЗФО в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворив заявленные Департаментом Росприроднадзора по СЗФО требования в полном объеме, дал объективную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, сохраняющим силу и подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О), утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок). Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
В целях приведения пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 632 в соответствие со статьей 16 Закона N 7-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду самостоятельно заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации негативное воздействие на окружающую среду.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее расчет) заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды негативного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления (Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду").
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
В пункте 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от К).12.2002 N 284-0 "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Формулы по нормативным массам установлены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (пункт 6 статьи 60)), Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 (ред. от 19.03.2013) "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества", а также Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Усть-Лужский водоканал" в соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Данную обязанность общество не отрицает.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и задолженность общества в сумме 524,99 рублей за первый квартал 2015 года, произведены Департаментом в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", согласно которому фоновая концентрация учитывается при утверждении нормативов допустимого сброса через коэффициент рассеивания, либо норматив допустимого сброса утверждается на основании предельно-допустимой концентрации сточных вод.
Таким образом, фоновая концентрация может быть вычтена только из концентрации, установленной в разрешении на сбросы, так как согласно, действующему законодательству концентрация веществ в сбрасываемых сточных водах должна быть достигнута до установленного уровня предприятию с помощью очистки (пункт 6 статьи 60 Водного кодекса РФ).
Доказательства оплаты задолженности обществом в материалы дела не представлены.
Апелляционным судом процессуальных нарушений при рассмотрении судом первой инстанции данного спора не установлено.
Как видно из материалов дела, определение суда о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлялось ответчику посредством почтовой связи по адресу: 188480, Кингисепп, Ленинградская область, Жукова 10В, который указан в Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заказная корреспонденция вручена 25.12.2015 (уведомление N 190854 92 70501)
Таким образом, в силу части 4 статьи 123 АПК РФ ответчик считается извещенным о начавшемся судебном процессе надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, признавая законным исковое требование Департамента Росприроднадзора по СЗФО о взыскании с ООО "Усть-Лужский водоканал" платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2015 года в сумме 524,99 рублей, дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 февраля 2016 года по делу N А56-91826/2015, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Усть-Лужский водоканал" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91826/2015
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "Усть-Лужский водоканал"