город Омск |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А70-11522/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1429/2016) общества с ограниченной ответственностью "ИшимТрансАвто" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2015 по делу N А70-11522/2015 (судья Соловьев К.Л.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИшимТрансАвто" (ОГРН 1097205001134, ИНН 7205020917)
к Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области
о признании незаконными действий
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИшимТрансАвто" (далее - заявитель, Общество, ООО "ИшимТрансАвто") обратилось Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, организатор конкурса, Администрация) о признании незаконными действий Администрации: по определению 01.07.2015 в качестве даты начала осуществления перевозок при принятии решения о допуске и недопуске, а также признании участниками конкурса и об отказе в признании участниками конкурса N 2-2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам, оформленного протоколом N 2 по проведению конкурсного отбора N 2-2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам от 10.07.2015; по вынесению протокола N 2 от 10.07.2015 с фактической датой начала осуществления пассажирских перевозок и багажа 01.07.2015 конкурса N 2-2015; по рассмотрению заявок ООО "ИшимТрансАвто" о допуске и недопуске, согласно протокола N 2 конкурса N 2-2015 от 10.07.2015 с определением даты начала осуществления перевозок 01.07.2015.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2015 по делу N А70-11522/2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
При принятии решения, суд пришел к выводу о том, что действия Администрации соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов граждан и юридических лиц, не возлагают на них какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку действия заинтересованного лица, которые могут повлечь негативные последствия для определённого круга лиц, основаны на конкурсной документации и договорах, заключённых на основании этого ненормативного акта. При этом, суд также указал, что восстановление нарушенных прав и интересов заявителя путём признания незаконными, выше перечисленных действий Администрации в данном случае невозможно, поскольку конкурсная документация предметом спора не является.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ИшимТрансАвто" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявитель, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, с достоверностью подтверждающих нарушение оспариваемыми действиями Администрации его прав и законных интересов, и не указал какое его право подлежит восстановлению путём признания оспариваемых действий недействительными, а также с тем, что права и законные интересы Общества, оспариваемыми действиями не затрагиваются, поскольку ООО "ИшимТрансАвто" являлось участником конкурса, претендовало на победу и в дальнейшем планировало осуществлять пассажирские перевозки.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "ИшимТрансАвто" и Администрация, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Администрацией был объявлен конкурс N 2-2015 на право заключения договора, на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам, конкурсная документация утверждена распоряжением Администрации от 29.01.2015 N 66-р.
Предмет конкурса был определен 12 лотами: в лот N 1 включены 3 маршрута, в лот N 2 - 6 маршрутов, в лот N 3 - 4 маршрута, в лот N 4 - 5 маршрутов, в лот N 5 - 6 маршрутов, в лот N 6 - 6 маршрутов, в лот N 7 - 2 маршрута, в лот N 8 - 5 маршрутов, в лот N 9 - 3 маршрута, в лот N 10- 6 маршрутов, в лот N 11- 1 маршрут, в лот N 12 - 1 маршрут.
Согласно протоколу N 2 от 11.06.2015 заседания конкурсной комиссии, на участие в конкурсе поступили заявки следующих лиц: ОАО "Ишимское ПАТП" - по лотам N N 1-10; ООО "ИшимТрансАвто" - по лотам N N 1-12; ИП Лысенко Н.А. - по лотам N N 2, 5, 9; ИП Цехмистера Н.Н. - по лоту N 11; ИП Хусаинова М.Ф. - по лоту N 12.
Заявки ОАО "Ишимское ПАТП" были допущены до участия в конкурсе по всем лотам, кроме N 3, заявки ИП Цехмистера и ИП Хусаинова М.Ф. также были допущены. Заявки ООО "ИшимТрансАвто", ИП Лысенко Н.А. отклонены по всем заявленным лотам.
В связи с тем, что только один претендент конкурса признан участником конкурса по лотам N N 1-2, 4-12, а по лоту N 3 - все заявки отклонены, конкурс был признан несостоявшимся и принято решение о подписании договора с единственным участником по лотам NN 1-2, 4-12.
Причинами недопуска заявки ООО "ИшимТрансАвто" на участие в конкурсе послужило то обстоятельство, что на дату начала осуществления перевозок, а именно на 01.07.2015 транспортные средства Обществом были сданы в аренду ИП Сабаеву С.В.
Посчитав, что оценка заявок Общества на участие в указанном конкурсе по лотам N N 5, 8, 10, 11, 12 осуществлялась исходя из заведомо незаконной даты начала осуществления перевозок, а именно 01.07.2015, ООО "ИшимТрансАвто" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
17.11.2015 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 31 Закона Тюменской области от 02.12.2014 N 102 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении, связывающем городские поселения, которые являются административными центрами муниципальных районов, с населенными пунктами данного муниципального района.
Ишимский муниципальный район относится к числу органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2007 N 319-п утверждён Порядок формирования сети межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по Тюменской области, в соответствии с которым к работе на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок допускаются перевозчики, заключившие договор на выполнение пассажирских перевозок по результатам конкурсного отбора либо, заключившие договор на выполнение перевозок по межмуниципальным маршрутам.
Уполномоченным органом - главным управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области разработано и приказом от 30.10.2012 N 776-од утверждено Положение о проведении конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.
На основании указанных нормативных актов Администрацией был объявлен конкурс N 2-2015 на право заключения договора, на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам, распоряжением от 29.01.2015 N 66-р утверждена конкурсная документация (далее - конкурсная документация).
В соответствии с пунктом 7.1 конкурсной документации конкурсная комиссия при рассмотрении заявки на участие в конкурсе устанавливает соответствие заявки на участие в конкурсе требованиям настоящей конкурсной документации и Положения.
Согласно пункту 7.5 конкурсной документации, лицо, подавшее заявку на участие в конкурсе, не допускается к участию в конкурсе в следующих случаях:
- несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации;
- представление неполных или недостоверных сведений и документов в составе заявки на участие в конкурсе;
- несоответствие лица, подавшего заявку на участие в конкурсе, требованиям, установленным пунктом 2.1 Положения;
- отказ обеспечить доступ членам рабочей группы к предмету осмотра в соответствии со временем и местом осмотра, указанными в графике проведения осмотров.
В силу пункта 7.6 конкурсной документации конкурсная комиссия обязана отстранить участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения в том числе, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке на участие в конкурсе.
Как было выше сказано, предмет конкурса был определен 12 лотами: в лот N 1 включены 3 маршрута, в лот N 2 - 6 маршрутов, в лот N 3 - 4 маршрута, в лот N 4 - 5 маршрутов, в лот N 5 - 6 маршрутов, в лот N 6 - 6 маршрутов, в лот N 7 - 2 маршрута, в лот N 8 - 5 маршрутов, в лот N 9 - 3 маршрута, в лот N 10- 6 маршрутов, в лот N 11- 1 маршрут, в лот N 12 - 1 маршрут.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, конкурс неоднократно приостанавливался, в связи с рассмотрением Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) жалоб по конкурсу, в результате чего процедура подведения итогов конкурса была перенесена на 11.06.2015.
Согласно протоколу N 2 от 11.06.2015 заседания конкурсной комиссии, на участие в конкурсе поступили заявки следующих лиц: ОАО "Ишимское ПАТП" - по лотам N N 1-10; ООО "ИшимТрансАвто" - по лотам N N 1-12; ИП Лысенко Н.А. - по лотам N N 2, 5, 9; ИП Цехмистера Н.Н. - по лоту N 11; ИП Хусаинова М.Ф. - по лоту N 12.
Заявки ОАО "Ишимское ПАТП" были допущены до участия в конкурсе по всем лотам, кроме N 3, заявки ИП Цехмистера и ИП Хусаинова М.Ф. также были допущены. Заявки ООО "ИшимТрансАвто", ИП Лысенко Н.А. отклонены по всем заявленным лотам.
В связи с тем, что только один претендент конкурса признан участником конкурса по лотам N N 1-2, 4-12, а по лоту N 3 - все заявки отклонены, конкурс был признан несостоявшимся и принято решение о подписании договора с единственным участником по лотам NN 1-2, 4-12.
Причинами недопуска заявки ООО "ИшимТрансАвто" по всем указанным выше лотам явились следующие обстоятельства:
- по лоту N 5, пункт 7.5 подпункт 2 представление неполных или недостоверных сведений и документов в составе заявки на участие в конкурсе: заявленное транспортное средство АК 363 72 на 01.07.2015 (дата начало перевозок в соответствии с конкурсной документацией 2-2015) принадлежит на правах аренды ИП Сабаеву С.М. по договору аренды автомобиля от 15.06.2015 N 8/2015;
- по лоту N 8, пункт 7.5 подпункт 2 представление неполных или недостоверных сведений и документов в составе заявки на участие в конкурсе: заявленное транспортное средство АК 315 72 на 01.07.2015 (дата начало перевозок в соответствии с конкурсной документацией 2-2015) принадлежит на правах аренды ИП Сабаеву С.М. по договору аренды автомобиля от 15.06.2015 N 25/2015;
- по лоту N 10, пункт 7.5 подпункт 2 представление неполных или недостоверных сведений и документов в составе заявки на участие в конкурсе: заявленные транспортные средства АК 389 72, АК 385 72, АК 366 72, АК 387 72 на 01.07.2015 (дата начало перевозок в соответствии с конкурсной документацией 2-2015) принадлежат на правах аренды ИП Сабаеву С.М. по договорам аренды автомобиля от 15.06.2015 N 21/2015, N 22/2015, N 11/2015, N 20/2015;
- по лоту N 11, пункт 7.5 подпункт 2 представление неполных или недостоверных сведений и документов в составе заявки на участие в конкурсе: заявленные транспортные средства АК 368 72, АК 369 72, АК 370 72 на 01.07.2015 (дата начало перевозок в соответствии с конкурсной документацией 2-2015) принадлежат на правах аренды ИП Сабаеву С.М. по договорам аренды автомобиля от 15.06.2015 N 1/2015, N 2/2015, N 3/2015.
Таким образом, причинами не допуска заявки Общества на участие в конкурсе послужило то обстоятельство, что на дату начала осуществления перевозок, а именно на 01.07.2015 транспортные средства Обществом были сданы в аренду ИП Сабаеву С.В.
03.07.2015 Тюменским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "ИшимТрансАвто" (дело N Т15/128) на действия Администрации по отклонению заявок Общества по лотам N N 5, 8, 10, 11, 12.
Решением комиссии Тюменского УФАС России жалоба заявителя была признана обоснованной, Администрации выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения путём отмены протокола N 2 открытого конкурса N 2-2015 и проведения повторной процедуры рассмотрения заявок в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, конкурсной документации, а также выводов, содержащихся в решении по делу N Т15/128.
Во исполнение данного предписания 10.07.2015 конкурсная комиссия Администрации провела повторное рассмотрение заявок (протокол N 2 от 10.07.2015), согласно которому до участия в конкурсе были допущены заявки ИП Цехмистера Н.Н. по лоту N 11 и ИП Хусаинова М.Ф. по лоту N 12.
Заявки Общества по лотам N N 5, 8, 10, 11, 12 были отклонены на основании подпункта 2 пункта 7.5 конкурсной документации в связи с предоставлением неполных или недостоверных сведений и документов в составе заявки на участие в конкурсе, поскольку транспортные средства, заявленные по указанным лотам, не были освобождены от прав третьих лиц, а именно: переданы в аренду ИП Сабаеву С.М. по договорам аренды от 15.06.2015, который, в свою очередь, выставил их для участия в конкурсе, проводимом Администрацией города Ишима, что подтверждается копиями ответа Администрации города Ишима от 09.07.2015 на запрос Администрации от 07.07.2015, а также копиями актов осмотра транспортных средств от 06.07.2015.
Комиссия Тюменского УФАС России по делу N Т15/167 от 22.07.2015 пришла к выводу о том, что организатор торгов правомерно отклонил от участия в данном конкурсе заявки Общества по лотам N N 5, 8, 10, 11, 12, поскольку согласно подпункту 3 пункта 2 конкурсной документации участники конкурса должны соответствовать требованиям, установленным конкурсной документацией, одним из которых является наличие собственного или привлечённого на основании договора подвижного состава, не находящегося под арестом, свободного от прав третьих лиц к дате начала осуществления пассажирских перевозок, отвечающего требованиям, установленным в приложении к Информационной карте конкурсной документации.
24.07.2015 Администрацией с единственными участниками конкурса по лотам N 11 и 12 заключены договоры на перевозку пассажиров и багажа с условием начала осуществления перевозок - 01.08.2015.
В дальнейшем, ООО "ИшимТрансАвто" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с требованиями, заявленными к Администрации Ишимского муниципального района об оспаривании действий по недопуску к участию в конкурсе отборе N 2-2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по лотам NN 5, 8, 10, 11; обязании заключить договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2015 по делу N А70-9862/2015 в удовлетворении указанных требований отказано.
Таким образом, решениями Комиссии Тюменского УФАС России по делу N Т15/167 от 22.07.2015 и Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2015 по делу N А70-9862/2015 установлено и не подлежит доказыванию вновь в порядке статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что ООО "ИшимТрансАвто" не являлось участником конкурса, и организатор торгов правомерно отклонил от участия в конкурсе заявки Общества по лотам NN 5, 8, 10, 11, 12, следовательно, условия конкурсной документации никаким образом прав ООО "ИшимТрансАвто" не нарушают. Права могли быть нарушены только тех лиц, которые были допущены к участию в конкурсе, а как следует из материалов дела, с теми, кто был допущен к конкурсу и кто его выиграл, Администрацией фактически были заключены договоры с условием начала осуществления перевозок не с 01.07.2015, а с 01.08.2015.
При этом, следует отметить, что причиной той ситуации, которую ООО "ИшимТрансАвто" вменяет в вину Администрации, а именно заключение Администрацией договоров 24.07.2015 с условием начала осуществления перевозок 01.08.2015, явились действия самого Общества по обжалованию действий Администрации.
Как правильно указал суд первой инстанции, предмет настоящего дела фактически направлен на пересмотр вступившего в законную силу решения суда, что является недопустимым.
Доказательства обратного Обществом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то есть на ООО "ИшимТрансАвто".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИшимТрансАвто" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2015 по делу N А70-11522/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11522/2015
Истец: ООО " ИшимТрансАвто "
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ИШИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ