г. Москва |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А40-232831/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Жубоевым Д.А,, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2016 по делу N А40-232831/15, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-1943)
по заявлению ООО "СК Согласие"
к Федеральной службе Финансово-бюджетного надзора
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Панкин Д.С. по дов. от 15.12.2015 N ММВ-247/366; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СК Согласие" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 11.11.2015 N 151-073-1-1510/01621 Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора (далее -Росфиннадзор, административный орган, ответчик) о назначении административного наказания по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2016 требования заявителя удовлетворены. Постановление ФБН от признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Ответчиком заявлено ходатайство о замене Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора на Федеральную налоговую службу в порядке ч. 1 ст. 48 АПК РФ.
С учетом пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" и я Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 N 300 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 48 АПК РФ удовлетворил ходатайство ответчика, произвел замену Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора на Федеральную налоговую службу.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 272.1 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СК "Согласие" 06.06.2012 заключило с компанией-нерезидентом "Kaliptus Mdikal Organizasyon" (Турция) договор по агентским услугам по урегулированию претензий за пределами РФ N 06003-7652 (далее - Договор).
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение одного года. Договор пролонгируется на каждый последующий год в том случае, если за 30 дней до истечения его срока ни одна из Сторон письменно не заявит о желании его расторгнуть или внести какие-либо изменения (п. 11.1).
Общество 25.06.2012 оформило по Договору паспорт сделки N 12060040/2272/0000/4/0 (далее - ПС) в "ПАО Росбанк".
Обществом не представлена в уполномоченный банк справка о подтверждающих документах по оказанным нерезидентом услугам 07.01.2015 и 19.01.2015, при сроке представления 20.02.2015. Тем самым Обществом нарушен пункт 9.2.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
Указанная обязанность исполнена Обществом 04.03.2015 и 05.03.2015.
30.10.2015 должностным уполномоченным лицом Росфиннадзора в отношении ООО "СК Согласие" составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в несоблюдении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (справки о подтверждающих документах) по ч.6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, так как просрочка представления составила 12 и 13 календарных дней.
11.11.2015 должностным уполномоченным лицом вынесено постановление N 151-073-1-1510/01621 о привлечении ООО "СК "Согласие" по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, ООО "СК "Согласие" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести учет в установленном порядке и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ Центральный банк устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Во исполнение положений названных норм Центральным банком утверждена вступившая в силу с 01.10.2012 Инструкция N 138-И, регламентирующая порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
В силу п. 1.5 названной Инструкции справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является формой учета по валютным операциям резидентов.
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента.
Согласно п. 9.1 и п. 9.1.3 Инструкции N 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы): акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В соответствии с п. 9.2.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в уполномоченный банк не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Из материалов дела следует, что общество в рассматриваемом случае должно было представить в банк ПС справку о подтверждающих документах не позднее 20.02.2015. Фактически документы представлены - 04.03.2015 и 05.03.2015.
По мнению ответчика, Общество нарушило установленные п.9.2.2 Инструкции сроки представления справки о подтверждающих документах более чем на 10 календарных дней. Таким образом, действия Общества квалифицированы Росфиннадзором по ч.6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, срок нарушения исполнения обязанности представления справок о подтверждающих документах следует исчислять в рабочих днях, так как в соответствии с Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанные с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" срок исполнения обязанности представления форм учета и отчетности по валютным операциям исчисляется в рабочих днях, следовательно, и количество дней просрочки исполнения этой обязанности следует исчислять в рабочих днях, а не в календарных.
Таким образом, сроки представления справок о подтверждающих документах в рассматриваемом случае нарушены обществом на 7 и 8 рабочих дней.
Ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней установлена частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
С учетом изложенного, а также совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, о том, что административным органом дана неправильная квалификация допущенного обществом правонарушения.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, оспариваемое постановление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора N 151-073-1-1510/01621 от 11.11.2015 г. правомерно признано незаконным и отменено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что просрочка представления документов должна определяться в календарных днях отклоняются судом апелляционной инстанции.
Статья 4.8 КоАП РФ предусматривает правила исчисления сроков, предусмотренных именно КоАП РФ применительно к процессуальным отношениям, возникающим в ходе производства по делам об административных правонарушениях, в то время как сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям установлены Инструкцией N 138-И, а потому и нарушение срока исполнения обязанностей, предусмотренных валютным законодательством должно исчисляться исходя из правил, определенных в данной Инструкции.
Выводы суда соответствуют позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 310-АД16-4317 от 12.05.2016 по делу NА40-126746/2015.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
руководствуясь cт. 48, ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену ответчика по делу N А40-232831/15. Заменить Федеральную службу Финансово-бюджетного надзора на Федеральную налоговую службу.
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2016 по делу N А40-232831/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232831/2015
Истец: ООО "СК "Согласие"
Ответчик: Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Министерства Финансов РФ