г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А21-7598/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: Маркелова М.С.-директор (выписка из ЕГРЮЛ); Лавриненко С.В. по доверенности от 15.01.2016 N 1;
от заинтересованного лица: Штацкого Р.А.- удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7559/2016) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2015 по делу N А21-7598/2015 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "Евромебель"
к Калининградской областной таможне
о признании незаконным решения об отказе таможенного органа в выпуске товара и обязании осуществить его выпуск
установил:
ООО "Евромебель" (236008, г. Калининград, ул. А. Невского, д.89, ОГРН 1073906023157, далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Калининградской областной таможни (236006, г.Калининград, Гвардейский пр., д.30, ОГРН 1083925999992, далее- таможенный орган) от 25.09.2015 о запрете ввоза на территорию Калининградской области автошин, и обязании вывезти автошины, бывшие в употреблении, в количестве 40 штук с территории Калининградской области, а также об обязании таможенного органа произвести выпуск названного товара.
Решением суда первой инстанции заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение таможенного органа о запрете ввоза на территорию Калининградской области автошин, и обязании вывезти автошины, бывшие в употреблении, в количестве 40 штук с территории Калининградской области. В части требований об обязании произвести выпуск товара, обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить в части удовлетворенных судом требований в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что ввоз товаров "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении" возможен лишь при предоставлении в таможенный орган лицензии или заключения (разрешительного документа), на ввоз, согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Решение ЕЭК N 30) и приложений к нему. По данной поставке общество в таможенный оргран необходимую лицензию не предоставило.
Представители общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, свою позицию изложили в отзыве.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 29.09.2015 на таможенный пост МАПП Мамоново-2 в зоне деятельности Калининградской областной таможни прибыло транспортное средство гос номер Н817СВ39 с товаром - "шины б/у для легковых автомобилей" в количестве 40 штук, код ТН ВЭД ЕАЭС 4012 20 000, получатель ООО "Евромебель".
При регистрации сообщения о прибытии N 10012100/250915/0016765/001 таможенному органу предъявлены следующие товаросопроводительные документы: CMR б/н от 21.05.2015, инвойс N 00119 от 21.09.2015, экспертное заключение ООО "Соэкс-Балтия" N 5405771 "Т" от 25.09.2015.
Таможенный орган на основании запроса о предоставлении недостающих документов и сведений от 25.09.2015 предложил перевозчику представить в отношении спорного товара лицензию, оформленную в соответствии с Инструкцией, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, или заключение (разрешительный документ), составленное по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45.
Учитывая, что истребованные документы не были представлены в таможенный орган, должностным лицом таможенного органа 01.06.2015 принято решение о запрете ввоза вышеназванного товара на территорию Калининградской области.
Не согласившись с запретом ввоза товара, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, дал объективную оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено названным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 4 статьи 152 ТК ТС если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются положения пунктов 2 и 3 названной статьи.
В силу пункта 1 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (приложение N 7 к Решению ЕЭК N 30), названное Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в раздел 2.3 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Из пункта 4 названного Положения следует, что ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45.
При этом лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств - членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.
Согласно пункту 27 раздела 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложением N 2 к Решению ЕЭК N 30) к категории опасных отходов отнесены "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении", которым соответствует код ТН ВЭД ЕАЭС 4012 20 000 1, 4012 20 000 9 (за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении для гражданских воздушных судов, при вывозе).
В то же время в примечании к разделу 2.3 названного Перечня разъяснено, что для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
В пункте 1 статьи 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Федеральный закон от 25.11.1994 N 49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением)" под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что к отходам могут быть отнесены ввозимые (вывозимые) товары при наличии следующих признаков (критериев): они являются остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства; они предназначены для удаления; у них отсутствуют потребительские свойства.
Таким образом, чтобы отнести шины, бывшие в употреблении, к товарам, при ввозе которых в силу раздела 2.3 вышеназванного Перечня требуется представление разрешительного документа, необходимо, в числе прочего, определить, утратили ли такие товары потребительские свойства, пригодны ли они для дальнейшей эксплуатации.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что при вынесении оспариваемого решения таможенный орган не исследовал вопрос о физических и химических характеристиках спорного товара, в то время как из контракта от 15.05.2015 N 02/2015 А, экспертного заключения ООО "Соэкс-Балтия" от 25.09.2015 N 5405771 "Т" следует, что износ автошин составляет 15%, техническое состояние - исправное, товар пригоден для эксплуатации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии безусловных доказательств отнесения спорного товара к отходам, поскольку шины, бывшие в употреблении, но не утратившие своих потребительских свойств и пригодные для дальнейшей эксплуатации на транспортных средствах по прямому назначению, являются товаром, предназначены для реализации в качестве такового.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, признавая незаконным решение Калининградской областной таможни о запрете ввоза спорного товара, дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа не имеется. Отказ суда в удовлетворении заявленных требований в части обязания выпустить товар на территорию Калининградской области, обществом не обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 декабря 2015 года по делу N А21-7598/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7598/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2017 г. N Ф07-739/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО " Евромебель"
Ответчик: Калининградская областная таможня
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-739/17
16.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28119/16
07.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8009/16
31.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7559/16
11.12.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7598/15