г. Пермь |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А71-11800/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Н.Ю.
от заявителя Межрегиональной общественной организации "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства" (ОГРН 1101800000235, ИНН 1831140129): представители не явились;
от заинтересованных лиц 1) Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска (ОГРН 1061831037498, ИНН 1831114746), 2) Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 февраля 2016 года по делу N А71-11800/2015, принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению Межрегиональной общественной организации "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства"
к Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, Администрации города Ижевска
о признании незаконными действий,
установил:
Межрегиональная общественная организация "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства" (далее - заявитель, МОО "ЗРИП") обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом ходатайства об изменении заявленных требований, л.д.105-106) о признании незаконными действия начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо) в части отказа в представлении сведений о количестве договоров аренды земельных участков (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО "Информпечать"), о присвоенных им номерах, сроках продления договоров аренды (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО "Информпечать"), об адресных ориентирах нестационарных торговых объектов ОАО "Информпечать", ассортиментном перечне продукции, продаваемой в торговых объектах ОАО "Информпечать", о мерах наказания в отношении ОАО "Информпечать" по факту самовольно изменения ассортиментного перечня продаваемой продукции и перепрофилирования киосков в объекты торговли питанием и напитками, предоставления ОАО "Информпечать" земельных участков или киосков в субаренду другим хозяйствующим субъектам, о тарифной ставке в договорах аренды земельных участков (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО "Информпечать") в период 2014-2015 гг. по запросу МОО "ЗРИП" N 06-07/2015гр от 30.07.2015, а также об обязании Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и предоставить надлежащий ответ на запрос МОО "ЗРИП" N 06-07/2015гр от 30.07.2015 с предоставлением всех общедоступных сведений о количестве договоров аренды земельных участков (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО "Информпечать", в виде сводной таблицы), о присвоенных им номерах, сроках продления договоров аренды (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО "Информпечать"), об адресных ориентирах нестационарных торговых объектов ОАО "Информпечать", ассортиментном перечне продукции, продаваемой в торговых объектах ОАО "Информпечать", о мерах наказания в отношении ОАО "Информпечать" по факту самовольно изменения сортиментного перечня продаваемой продукции и перепрофилирования киосков в объекты торговли питанием и напитками, предоставления ОАО "Информпечать" земельных участков или киосков в субаренду другим хозяйствующим субъектам, о тарифной ставке в договорах аренды земельных участков (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО "Информпечать") в период 2014-2015.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в запросе МОО "ЗРИП" ставился вопрос о проведении органом местного самоуправления аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав лица, направившего запрос; также полагает, что информация о заключенных договорах аренды земельных участков содержит сведения о лицах, с которыми такие договоры заключены, то есть содержит конфиденциальную информацию.
Документы (копия запроса МОО "ЗРИП" N 01-02/2016 от 10.02.2016, копия письма Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска от 03.03.2016 N 01-09-ОА/878), приложенные заинтересованным лицом к возражениям на отзыв, судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщаются на основании ст. 67, ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
МОО "ЗРИП" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 30.07.2015 МОО "ЗРИП" в Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска направлен запрос N 06-07/2015гр "О предоставлении информации" с целью информатизации о статусе заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО "Информпечать", о количестве договоров аренды земельных участков, номерах договоров аренды, адресных ориентирах нестационарных торговых объектов, ассортиментном перечне продаваемой в объектах ОАО "Информпечать" продукции, сроке действия договоров, которые продлены на 5 лет; о мерах наказания, которые были приняты в отношении ОАО "Информпечать" по факту самовольного изменения ассортиментного перечня продаваемой продукции, предоставления ОАО "Информпечать" земельных участков в субаренду другим хозяйствующим субъектам в 2014-2015 г.г.; какая тарифная ставка указана в заключенных 2014-2015 г.г. договорах аренды земельных участков, предоставленных ОАО "Информпечать" (л.д. 50-53).
Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска письмом от 25.08.2015 N 01-17-ОА/4544 сообщило МОО "ЗРИП", что Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска в пределах своих полномочий систематизирует данные о заключенных договорах аренды земельных участков, однако база данных о заключенных договорах аренды к общедоступным источникам персональных данных не относится; обращение не содержит оснований, свидетельствующих о том, что запрашиваемая информация затрагивает права и свободы МОО "ЗРИП" либо необходима для осуществления уставной деятельности; у МОО "ЗРИП" отсутствует доверенность, выданная арендатором соответствующих земельных участков.
Считая, что отказ в представлении информации, является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что заявитель имел право на получение запрашиваемых сведений.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" определено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Из содержания оспариваемого отказа Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, изложенного в письме от 25.08.2015 N 01-17-ОА/4544, следует, что в качестве оснований для отказа в предоставлении запрошенной МОО "ЗРИП" информации, указано на то, что Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска в пределах своих полномочий систематизирует данные о заключенных договорах аренды земельных участков, однако база данных о заключенных договорах аренды к общедоступным источникам персональных данных не относится; обращение не содержит оснований, свидетельствующих о том, что запрашиваемая информация затрагивает права и свободы МОО "ЗРИП" либо необходима для осуществления уставной деятельности; у МОО "ЗРИП" отсутствует доверенность, выданная арендатором соответствующих земельных участков.
Ссылки Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска на то, что запрашиваемая МОО "ЗРИП" информация о заключенных договорах аренды земельных участков содержит сведения о лицах, с которыми такие договоры заключены, то есть содержит конфиденциальную информацию, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В ст. 5 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" указано, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.
На основании ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
С учетом положений Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорная информация не является информацией ограниченного доступа, не относится к служебной информации ограниченного распространения, не является государственной, служебной или коммерческой тайной.
Доводы Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска о том, что спорная информация непосредственно не связана с защитой прав лица, направившего запрос, также обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности; не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2004 N 213-0 общественные объединения создаются гражданами на основании ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на объединение, для совместной реализации конституционных прав, таких как право на свободный поиск, получение, передачу, производство, распространение информации любым законным способом, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 4 ст. 29, ст. 33 и ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации). Названные права по своей природе могут принадлежать как гражданам (физическим лицам), так и их объединениям (юридическим лицам).
Из материалов дела следует, что согласно Устава МОО "ЗРИП" Межрегиональная Общественная Организация "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства" является общественным объединением граждан и юридических лиц - общественных объединений, объединившихся на основе добровольности и общей заинтересованности в развитии и защите интересов малого и среднего предпринимательства (п. 1 Устава); задачами данного общественного объединения являются организация взаимодействия и помощи предпринимательству и защита прав предпринимателей и их объединений (подп. 2 п. 2 Устава); организация имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судебных органах и общественных объединениях подп. 3.1. п. 3 Устава); члены организации имеют право с согласия Правления Организации осуществлять общественный контроль за деятельностью должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в отношении члена общественной организации и его предпринимательской деятельности, в том числе, в отношении лиц, не являющихся членами общественной организации (подп. 4.2 п. 4 Устава).
Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что 18.03.2015 Правлением МОО "ЗРИП" и руководителями региональных филиалов организации по факту массового демонтажа нестационарных торговых объектов в субъектах Российской Федерации проведен внеочередной съезд, в ходе которого членами организации принято решение о принятии мер к получению информации о статусе действующих договоров аренды земельных участков на территории Удмуртской Республики, Оренбургской, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областей, о принятии мер к защите прав членов МОО "ЗРИП" через органы федеральной антимонопольной службы Российской Федерации и органы Прокуратуры Российской Федерации. Во исполнение решения внеочередного Съезда МОО "ЗРИП" от 18.03.2015 Правлением МОО "ЗРИП" по вопросам защиты прав и законных интересов членов организации 20.03.2015, проведено внеочередное Заседание, в ходе которого Президентом МОО "ЗРИП" Балясниковым М.Ю. принято решение о принятии исчерпывающих мер к получению информации о статусе заключенных между Администрацией города Ижевска и хозяйствующими субъектами (в том числе, ОАО "Информпечать") договоров аренды земельных участков, о сроках продления и условиях договоров аренды, при получении информации о статусе действующих договоров, с целью защиты прав и законных интересов ее членов, надлежит направить обращения в территориальные органы федеральной антимонопольной службы РФ и прокуратуры РФ. Согласно выписке из реестра членов МОО "ЗРИП" за 2015 год, члены МОО "ЗРИП" осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Удмуртской Республики, при этом граждане Стрижченко И.Н., Мамедов К.Ш.о, Будатова В.П., Бегунов СМ., Дранишников Д.А., Зубкова Л.Ф., Стародумова О.Л.. Ханкишиев Э.А.о., Сафаргалин М.М., Зульфугаров Б.К., Шагалов Ф.Ф., Федотов А.В., Амелин С.А., Балясникова Н.Г., Топилин К.В., Гумбатов А.К.о., Фонасеина Н.С. осуществляют торговую деятельность в нестационарных торговых объектах на территории города Ижевска. В 2015 году МОО "ЗРИП" как представитель предпринимательского сообщества принимает участие в совместной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу принятия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска. Таким образом, запрашиваемая МОО "ЗРИП" информация связана с осуществлением данной организацией уставной деятельности по защите прав, законных интересов предпринимателей.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска о том, что в запросе МОО "ЗРИП" ставился вопрос о проведении органом местного самоуправления аналитической работы, при этом в п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией; судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку как указано выше запрашиваемая МОО "ЗРИП" информация связана с осуществлением данной организацией уставной деятельности по защите прав, законных интересов предпринимателей; при этом на необходимость проведения аналитической работы не было указано в качестве основания для отказа в предоставлении спорной информации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что непредоставление заявителю спорной информации по основаниям, приведенным заинтересованным лицом в ответах на обращения заявителя, является необоснованным. В связи с чем заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как данные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении суда первой инстанции дана оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 февраля 2016 года по делу N А71-11800/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11800/2015
Истец: Межрегиональная общественная организация "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства"
Ответчик: Администрация города Ижевска, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска