город Омск |
|
02 июня 2016 г. |
Дело N А70-12074/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4551/2016) Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области "Центр социальной помощи лицам без определённого места жительства и лицам, освободившимся из учреждений УФСИН" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2016 по делу N А70-12074/2015 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области "Центр социальной помощи лицам без определённого места жительства и лицам, освободившимся из учреждений УФСИН" к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об оспаривании решения от 25.08.2015 N 13734,
при участии в судебном заседании представителей:
от Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области "Центр социальной помощи лицам без определённого места жительства и лицам, освободившимся из учреждений УФСИН" - Ахкямов Э.Р. директор, полномочия подтверждены распоряжением N 152-рл, трудовым договором N 3 от 06.05.2013, дополнительным соглашением N 7 от 05.05.2016, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области "Центр социальной помощи лицам без определённого места жительства и лицам, освободившимся из учреждений УФСИН" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ГУ - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее также- заинтересованное лицо, Отделение ФСС, Фонд) о признании незаконным решения от 25.08.2015N 13734 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2016 по делу N А70-12074/2015 в удовлетворении требований Учреждения отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов Учреждения, поскольку в нем не указано на неправомерность расходов страхователя в сумме 123 250,41 руб. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемые заявителем средства на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения не могут быть выделены Учреждению при наличии у последнего недоимки по страховым взносам для начисления страховых тарифов за полные 2012, 2013, 2014 годы на общую сумму 1 046 165,22 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что имеющаяся у Учреждения задолженность по страховым взносам не является основанием для отказа в выплате работникам пособий. По мнению подателя жалобы, Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрено взыскание недоимки путем удержания суммы недоимки из средств, направленных на возмещение суммы страхового обеспечения за другой отчетный период.
В дополнения к апелляционной жалобе податель жалобы указал на то, что в рамках дела А70-1565/2016 требование Фонда о взыскании с Учреждения недоимки по страховым взносам на обязательное страхование в размере 1 046 165,22 руб. удовлетворено, взаимозачет не произведен. Указанное, по мнению Учреждение, свидетельствует о необоснованности решения Фонда об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Отделением ФСС представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы и требования апелляционной жалобы с учетом ее дополнений.
Отделение ФСС, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, отзыв, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Фондом в отношении Учреждения была проведена выездная проверка, в ходе которой за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 была выявлена неуплата (неполная уплата) сумм страховых взносов для начисления страховых тарифов в периоде за полные 2012, 2013, 2014 годы на общую сумму 1 046 165,22 руб. Результаты выездной проверки оформлены актом от 04.06.2015 N 275/взносы.
22.07.2015 в период с 12.05.2015 по 14.05.2015 Фондом проведена камеральная проверка Учреждения по вопросам исчисления и уплаты социальных выплат за период с 01.04.2015 по 31.05.2015. Проверкой установлено, что сумма расходов страхователя за период с 01.04.2015 по 31.05.2015 составила 123 250,41 руб. Результаты проверки отражены в акте проверки от 22.07.2015 N 13734.
Учреждение обратилось в Отделение ФСС с заявлением о выделении средств на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения работникам Учреждения в размере 123 250,41 руб. по состоянию на 31.05.2015.
25.08.2015 Фондом вынесено решение N 13734, согласно которому Учреждению было отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 123 250,41 руб. в связи с тем, что с учетом результатов выездной проверки задолженность за Тлением Фонда по состоянию на 31.05.2015 отсутствует.
Полагая, что решение от 25.08.2015 N 13734 о является незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
09.02.2016 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ).
На основании пункта 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ страхователи обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, Учреждение является плательщиком соответствующих взносов.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее Закон N 255-ФЗ) устанавливает правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Статьей 4.6. Закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ.
Так, страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей (часть 1).
Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2).
Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 3).
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки (часть 4).
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (часть 5).
Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд (часть 6).
В силу изложенных норм права при обращении страхователя с заявлением о выплате страхового обеспечения Фонд либо выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов (часть 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ) либо проводит проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребует у страхователя дополнительные сведения и документы, по результатам которой принимает решение о выделении (об отказе в выделении) этих средств страхователю (часть 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, законом не установлена возможность отказа в выделении средств без проведения проверки заявления страхователя.
По смыслу указанных положений статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, если у страхователя образовалась переплата за счет превышения расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (строка 10 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ) он вправе обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования с заявлением о возмещении понесенных расходов.
Из таблицы 1 стр. 2 формы 4-ФСС за первое полугодие 2015 года, представленной Учреждением, следует, что Фонд имел задолженность перед страхователем в размере 198 053,14 руб. на конец отчетного периода.
Вместе с тем, как указывалось выше в результате выездной проверки (акт от 04.06.2015 N 275/взносы) Фондом была установлена недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 046 165, 22 руб.
По итогам указанной проверки Фондом было вынесено решение от 10.07.2015 N 42, в соответствии с которым Обществу были доначислены соответствующие суммы страховых взносов. Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения задолженность за Фондом перед заявителем отсутствовала, поскольку на данный момент был установлен факт недоимки по уплате страховых взносов, которая числилась за Учреждением.
Таким образом, факт превышения расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, который дает право на обращение с заявлением о возмещении понесенных расходов, отсутствовал в связи с установлением недоимки.
Вместе с тем, учитывая, что расходы понесенные Учреждение были признаны Фондом обоснованными, последний принял их к зачету, уменьшив тем самым сумму недоимки, числящуюся за заявителем, что соответствует положениям части 1 и части 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ.
При таких обстоятельствах отказ Фонда в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения не нарушает прав Учреждения, поскольку по своему смыслу он не является отказом в социальной выплате как таковой, но свидетельствует об отказе в прямом материальном выделении денежных средств и о соблюдении Фондом баланса частных и публичных интересов.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что имеющаяся у Учреждения задолженность по страховым взносам не является основанием для отказа в выплате работникам пособий, является необоснованным, поскольку выплата пособий Учреждением осуществлена. При этом возможность выделения денежных средств на возмещение данных расходов Учреждения при наличии у него недоимки по страховым взносам не соответствует целям социального страхования и законодательством об обязательном социальном страховании не предусмотрена.
В силу положений статьи 4 Закона N 165-ФЗ, основным принципом осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.
Заявитель утверждает, что отказ Фонда в выделении средств на осуществление возмещения расходов страхователя на выплату страхового обеспечения ущемляет права работников учреждения на обязательное социальное страхование и, как следствие, нарушает положения норм статьи 4.3 Закона 255-ФЗ, статьи 10 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ). Между тем, оспариваемый отказ не нарушает прав работников, поскольку пособия им выплачены.
Положениями статьи 1 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
По смыслу Закона N 165-ФЗ застрахованными лицами являются соответствующие работники предприятия (юридического лица), либо индивидуального предпринимателя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 10 Закона N 165-ФЗ застрахованные лица имеют право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении.
По смыслу положений части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователь обязан в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Взаимоотношения между страхователем и Фондом не могут и не должны влиять на исполнении обязанностей Учреждения перед застрахованными лицами.
Таким образом, отказ Фонда в выделении средств на осуществление возмещения расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в настоящем конкретном случае не может свидетельствовать и не свидетельствует об ущемлении прав работников Учреждения на обязательное социальное страхование.
При вышеуказанных обстоятельствах суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению требование об оспаривании решения от 25.08.2015 г. N 13734 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда в рассмотренной части и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Учреждение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2016 по делу N А70-12074/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12074/2015
Истец: АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И ЛИЦАМ, ОСВОБОДИВШИМСЯ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ УФСИН"
Ответчик: ГУ - ТЮМЕНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ - Тюменской региональное отделение Фонда социального страхования РФ