Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2016 г. N Ф10-3291/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти, об обязании совершить действия в отношении земельного участка
Вывод суда: исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
01 июня 2016 г. |
Дело N А83-6578/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 01 июня 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Букуевой М.А., при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Химсбытторг" - Фирсовой С.В. по доверенности от 28.12.2015 б/н, в отсутствие представителя Администрации города Симферополя Республики Крым, надлежаще уведомленной о дате, месте и времени проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Химсбытторг" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.04.2016 года по делу N А83-6578/2015 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Химсбытторг" к Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным постановления и понуждении к совершению действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Химсбытторг" (далее - заявитель, общество, ООО "Химсбытторг") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация) о признании незаконным постановления Администрации N 1479 от 09.12.2015 и обязании ее рассмотреть в установленный законодательством срок заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка обществу.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.04.2016 суд отказал в удовлетворении заявления, считая, что оспариваемое постановление не нарушает прав заявителя, поскольку между обществом и Администрацией имеется действующий договор аренды испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные им требования. Заявитель при этом указывает на наличие у него исключительного права на аренду земельного участка, поскольку на нем расположен объект недвижимости, собственником которого является ООО "Химсбытторг".
Законность и обоснованность решения от 28.01.2016 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество является собственником нежилых зданий (АЗС), расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, улица Генерала Васильева, дом 27б, общая площадь объекта - 41,7 кв.м. (л.д. 23, 24). Для обеспечения работы и обслуживания указанной АЗС между ООО "Химсбытторг" и Симферопольским городским советом 23.06.2004 был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,1600 га., находящегося по адресу г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 27б, в соответствии с условиями которого ООО "Химсбытторг" для эксплуатации автозаправочной станции в аренду предоставлен указанный земельный участок. Договор в установленном законом порядке зарегистрирован в реестре за N 2-769. Срок действия договора аренды - до 01 января 2015 года. Согласно пункту 2.2. указанного договора, после окончания срока его действия, арендатор, который выполнял надлежащим образом условия договора, при других равных условиях имеет преимущественное право на возобновление договора аренды. О своем намерении заключить договор аренды на новый срок арендатор уведомляет арендодателя не менее, чем за два месяца до окончания срока действия этого договора.
С целью продления срока действия договора общество 27.11.2014 обратилось с письмом (исх.N 27) в адрес Администрации, в котором просило продлить срок договора аренды на 49 лет (л.д. 106). Рассмотрев указанное обращение, Управление по вопросам регулирования земельных отношений Севастопольского городского Совета 03.12.2014 дало ответ о том, что в связи с действием на территории Республик Крым переходного периода (до 01.01.2015) рассмотрение указанного вопроса возможно только после урегулирования вопросов деятельности органов местного самоуправления городского округа Симферополь (л.д. 107). В последующем, 21.04.2015, общество повторно обратилось в адрес Администрации с просьбой согласовать предоставление ему в аренду указанного выше земельного участка (л.д. 108). В ответе от 06.05.2015 на данное обращение Администрация, сославшись на статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указала обществу, что для возможности заключения договора аренды указанного земельного участка ему необходимо обратиться в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 109-110). Во исполнение указанного 06.07.2015 ООО "Химсбытторг" обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1556 кв. м, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 27-б, с разрешенным использованием - размещение автозаправочной станции. Постановлением Администрации от 09.12.2015 N 1479 ООО "Химсбытторг" отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п. 3 ст. 13 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", а именно ввиду несоответствия цели земельного участка действующей градостроительной документации.
Полагая, что постановление Администрации N 1479 от 09.12.2015, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и понуждении Администрации к рассмотрению заявления общества о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Изучив материалы дела и, проверив обоснованность содержащихся в апелляционной жалобе доводов, суд апелляционной инстанции считает, что содержащиеся в решении суда первой инстанции выводы сделаны без учета следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 года N 187-О.
Таким образом, по общему правилу исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка, которая регламентирована нормами, содержащимися в статье 39.15 ЗК РФ.
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
В силу части 7 статьи 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основания, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложены в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Одновременно с указанным, согласно части 1 статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение указанной нормы был принят Закон Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", пунктом 3 статьи 13 которого предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками цели предоставления которых не соответствуют действующей градостроительной документации.
Сославшись на указанную норму, Администрация постановлением N 1479 от 09.12.2015 отказала обществу в предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка площадью 1556 кв.м., расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 27б.
Апелляционная коллегия относительно применения Администрацией указанного основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка считает, что постановление вынесено Администрацией без учета положений пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, который в рассматриваемом случае имеет приоритет, как законодательный акт, обладающий большей юридической силой, и закрепляет за заявителем, являющимся собственником нежилых зданий (АЗС), расположенных на земельном участке, исключительное право на приобретение в аренду данного земельного участка.
Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Администрация также не учла позицию Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя, изложенную в письме от 30.07.2015 N 4060/08-08. Так Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя указало, что ввиду наличия на земельном участке объекта недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке, с видом разрешенного использования - АЗС (автозаправочная станция), Управление архитектуры и градостроительства считает возможным предоставление земельного участка площадью 0,16 га по ул. Генерала Васильева, 27 б для обслуживания и эксплуатации, без права реконструкции, увеличения площади и этажности объекта недвижимости с видом разрешенного использования земельного участка - обслуживание автотранспорта, код - 4.9. (л.д. 60).
Кроме того, согласно пункту 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В нарушение данной нормы в оспариваемом постановлении Администрацией не указано и не обосновано в чем именно цели предоставления земельного участка, испрашиваемого заявителем, не соответствуют градостроительной документации. Оно также не содержит указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
При изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что постановление Администрации N 1479 от 09.12.2015 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ООО "Химсбытторг" не соответствует требованиям ЗК РФ. Кроме того, оспариваемое постановление является таким, которое безусловно нарушает права заявителя, поскольку лишает его права на законных основаниях пользоваться земельным участком, на котором общество осуществляет свою предпринимательскую деятельность.
В силу указанного постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 09 декабря 2015 года N 1479 подлежит признанию недействительным.
Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Администрацию в установленный законом срок рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка.
Учитывая, что апелляционная коллегия пришла к выводу о признании недействительным постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 09 декабря 2015 года N 1479, вынесенного по результатам рассмотрения заявления общества от 06.07.2015 N 58 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1556 кв. м, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 27-б, с разрешенным использованием - размещение автозаправочной станции, коллегия также считает необходимым обязать Администрацию повторно рассмотреть в установленный законодательством срок заявление общества о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 апреля 2016 года по делу N А83-6587/2015 подлежит отмене, а заявленные ООО "Химсбытторг" требования - удовлетворению.
На основании части 1 статьи 110 АПК РФ, согласно которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, взысканию с Администрации в пользу общества подлежат 4 500,00 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, из которых 3000,00 руб. за подачу заявления в суд первой инстанции и 1500,00 руб. за подачу апелляционной жалобы.
В соответствии со статьёй 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено.
В подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ установлено, что при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. При этом в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ закреплено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер подлежащей оплате государственной пошлины для организаций составляет 3 000,00 руб. Таким образом, за рассмотрение апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 апреля 2016 года по делу N А83-6587/2015 общество должно было уплатить 1 500,00 руб. государственной пошлины, в то время как им уплачено 3 000,00 руб. по платежному поручению от от 20.04.2016 N 401845. В связи с указанным, суд считает необходимым возвратить обществу из федерального бюджета 1 500,00 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 104, 110, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 апреля 2016 года по делу N А83-6587/2015 отменить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Химсбытторг" удовлетворить.
Признать недействительным постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 09 декабря 2015 года N 1479.
Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть в установленный законодательством срок заявление общества с ограниченной ответственностью "Химсбытторг" о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1556 кв.м., расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 27Б в аренду.
Взыскать с Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Химсбытторг" 4 500,00 руб. (четыре тысячи пятьсот руб. 00 коп.) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Химсбытторг" из федерального бюджета 1 500,00 руб. (одну тысячу пятьсот руб. 00 коп.) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 20.04.2016 N 401845.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6578/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2016 г. N Ф10-3291/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ХИМСБЫТТОРГ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ